...
Одна из самых необычных городских скульптур Владикавказа посвящена Александру Сергеевичу Пушкину:
А где здесь сам Пушкин? Он изображён в виде измождённого дорогой путника в шляпе-цилиндре и длинном плаще, который из последних сил держится на "пассажирском" месте запряжённой двумя волами арбы, уцепившись, чтобы не упасть, за плечи возничего кавказской наружности, одетого в бурку и войлочную шапку:
Скульптура изготовлена по мотивам имевшей место в 1829 году поездке Пушкина на Кавказ, когда он проехал через Осетию, Грузию, Армению и добрался аж до турецкого Эрзурума - сам поэт описал её в рассказе "Путешествие в Арзрум" (Арзрум - это и есть Эрзурум). По пути Пушкин посетил и Владикавказ, но исключительно проездом, и в рассказе упомянул его лишь мимолётно.
На самом деле, композиция "памятника" является отнюдь не "фотографической": подобной сцены во время пушкинского путешествия не было и быть не могло, поскольку до расположенного уже в Грузии перевала через заснеженную Крестовую гору Александр Сергеевич ехал в своей "тяжёлой петербургской коляске", а когда у перевала возник вопрос, "каким бы образом совершить сей ужасный подвиг: сесть ли, бросив экипажи, на казачьих лошадей, или послать за осетинскими волами?", Пушкин решил ехать верхом до Тифлиса. Ни о каком измождении речи не шло: поэт был бодр, много ходил пешком, любовался пейзажами и вообще воспринимал поездку с интересом.
Что касается арбы с волами, то это в основном образ, действительно дважды упомянутый в рассказе, но никак не в контексте самого Пушкина. Сначала, когда странники "достигли Владикавказа, окружённого осетинскими аулами. Я посетил один из них и попал на похороны... На дворе стояла арба, запряженная двумя волами". И второй раз - "я приехал в армянскую деревню... Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге... "Откуда вы?" - спросил я их. "Из Тегерана" - "Что вы везете?" - "Грибоеда". Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис".
Кстати, возможно, скульптура имеет ещё и техническую неточность, поскольку, как отмечает "Вики", "В кавказской арбе использовались колёса без спиц. Причем, колёса вращались вместе с осью. Такая удивительная конструкция повторяла азиатские колесницы и повозки 2 тысячелетия до новой эры". Впрочем, не факт, что даже реальные арбы, которые видел Пушкин, относились именно к этому типу. А вот волы очень выразительные:
Пишут, что владикавказцы восприняли "памятник" неоднозначно, а некоторые увидели в нём оскорбление в адрес поэта; однажды скульптуру даже облили краской. Понятно, что на всех угодить невозможно; но я лично вижу в неё не исторический эпизод, а собирательное отражение дорожной атмосферы на Кавказе тех времён, и в этом смысле считаю композицию очень выразительной. И, в отличие от недавнего томского Чехова, владикавказский Пушкин совсем не является пародией.
...
На угловом здании напротив "Пушкина" размещена памятная табличка:
Как видно из неё, здесь находилась Свято-Троицкая братская церковь, возведённая в 1887 году на месте молитвенного дома во имя Святой Троицы. При ней действовали благотворительная столовая, бесплатная лечебница и библиотека с читальней, а 20 сентября 1888 года её посетил император Александр III с семьёй. В советское время в храме размещались кинотеатр и клуб пионеров, но в 1934 году церковь была снесена, а на её месте построен жилой дом для сотрудников МВД, который горожане прозвали "Домом чекистов".
Табличка любопытна тем, что на ней показано, как именно выглядела церковь, а поскольку её архитектура была несколько нестандартной, это вдвойне интересно.