Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Владикавказ, горная Ингушетия, нарты и аланы, боевые башни и некрополи


Владикавказ, горная Ингушетия, нарты и аланы, боевые башни и некрополи

Сообщений 41 страница 50 из 136

41

...

   Одна из самых необычных городских скульптур Владикавказа посвящена Александру Сергеевичу Пушкину:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29773.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29771.jpg

  А где здесь сам Пушкин? Он изображён в виде измождённого дорогой путника в шляпе-цилиндре и длинном плаще, который из последних сил держится на "пассажирском" месте запряжённой двумя волами арбы, уцепившись, чтобы не упасть, за плечи возничего кавказской наружности, одетого в бурку и войлочную шапку:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29766.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29761.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29756.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29767.jpg

   Скульптура изготовлена по мотивам имевшей место в 1829 году поездке Пушкина на Кавказ, когда он проехал через Осетию, Грузию, Армению и добрался аж до турецкого Эрзурума - сам поэт описал её в рассказе "Путешествие в Арзрум" (Арзрум - это и есть Эрзурум). По пути Пушкин посетил и Владикавказ, но исключительно проездом, и в рассказе упомянул его лишь мимолётно.

   На самом деле, композиция "памятника" является отнюдь не "фотографической": подобной сцены во время пушкинского путешествия не было и быть не могло, поскольку до расположенного уже в Грузии перевала через заснеженную Крестовую гору Александр Сергеевич ехал в своей "тяжёлой петербургской коляске", а когда у перевала возник вопрос, "каким бы образом совершить сей ужасный подвиг: сесть ли, бросив экипажи, на казачьих лошадей, или послать за осетинскими волами?", Пушкин решил ехать верхом до Тифлиса. Ни о каком измождении речи не шло: поэт был бодр, много ходил пешком, любовался пейзажами и вообще воспринимал поездку с интересом.

   Что касается арбы с волами, то это в основном образ, действительно дважды упомянутый в рассказе, но никак не в контексте самого Пушкина. Сначала, когда странники "достигли Владикавказа, окружённого осетинскими аулами. Я посетил один из них и попал на похороны... На дворе стояла арба, запряженная двумя волами". И второй раз - "я приехал в армянскую деревню... Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге... "Откуда вы?" - спросил я их. "Из Тегерана" - "Что вы везете?" - "Грибоеда". Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис".

   Кстати, возможно, скульптура имеет ещё и техническую неточность, поскольку, как отмечает "Вики", "В кавказской арбе использовались колёса без спиц. Причем, колёса вращались вместе с осью. Такая удивительная конструкция повторяла азиатские колесницы и повозки 2 тысячелетия до новой эры". Впрочем, не факт, что даже реальные арбы, которые видел Пушкин, относились именно к этому типу. А вот волы очень выразительные:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29762.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29764.jpg

   Пишут, что владикавказцы восприняли "памятник" неоднозначно, а некоторые увидели в нём оскорбление в адрес поэта; однажды скульптуру даже облили краской. Понятно, что на всех угодить невозможно; но я лично вижу в неё не исторический эпизод, а собирательное отражение дорожной атмосферы на Кавказе тех времён, и в этом смысле считаю композицию очень выразительной. И, в отличие от недавнего томского Чехова, владикавказский Пушкин совсем не является пародией.

...

   На угловом здании напротив "Пушкина" размещена памятная табличка:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29770.jpg

   Как видно из неё, здесь находилась Свято-Троицкая братская церковь, возведённая в 1887 году на месте молитвенного дома во имя Святой Троицы. При ней действовали благотворительная столовая, бесплатная лечебница и библиотека с читальней, а 20 сентября 1888 года её посетил император Александр III с семьёй. В советское время в храме размещались кинотеатр и клуб пионеров, но в 1934 году церковь была снесена, а на её месте построен жилой дом для сотрудников МВД, который горожане прозвали "Домом чекистов".

   Табличка любопытна тем, что на ней показано, как именно выглядела церковь, а поскольку её архитектура была несколько нестандартной, это вдвойне интересно.

0

42

savl написал(а):

Его действительно не существует. И это больше похоже на правду, поскольку компактного исторического центра, какой-то главной площади (точнее, формально она есть, но это исключительно советский новодел со всякими "обкомами"), от которой можно было бы "плясать" и которая "цементировала" бы эту "цельность", здесь нет.

Я думаю, что причина, по которой никак город до сих пор понять не могла - Вы правы,  именно в том, что написали выше. Но, почему-то, город манит...Архитектура - само собой, как и музеи, но ... еще же и пироги с чебуреками!

Отредактировано Неслучайные гости (2023-11-19 17:35:26)

0

43

Неслучайные гости написал(а):

еще же и пироги с чебуреками!

:)

Но я бы сказал так: ещё и выезды. Уж самостоятельно или с экскурсиями - другой вопрос, но так же, как 90% привлекательности Мадрида - в радиалках из него, так и во Владикавказе, только немного в другой пропорции, я бы сказал, 70 на 30 :)

Неслучайные гости написал(а):

почему-то, город манит

Я сам удивлён, честно говоря. И ожиданий особых не было, и не скажу, что "там" был от него в восторге, но сейчас чувствую: частичка души в нём осталась. Вот от Томска, от Гродно, от Нижнего, от какого-нибудь Кисловодска - только память, а от Владикавказа что-то в сердце, как в прошлом году от Пермского края... И это ещё при почти полном отсутствии зелени и осушённом пруду с лебедями...
Как там было? "Скромное обаяние буржуазии"? Вот и здесь что-то такое: лёгкое, не сразу ощущаемое обаяние места...

Отредактировано savl (2023-11-19 21:21:59)

0

44

savl написал(а):

Кстати, с гостиницами ситуация во Владикавказе тоже очень не очень: так, чтоб и в центре, и не за бешеные деньги - при всём, якобы, "богатстве выбора" "выбор" безальтернативно сводится к одному-единственному отелю (хостелу, но, в том числе, с "семейными" нормальными номерами). Но это уже другой вопрос, более многомерный, так как построить (или даже организовать на имеющихся площадях) отель - далеко не то же самое, что пустить автобус.

а туалет в номере есть?

savl написал(а):

Как бы то ни было, сама мечеть великолепна и уникальна - подобных ей в России (и не только) больше нет. Она создана по образу и подобию каирских, но не копирует их, а "творчески переосмысливает".

да, как раз хотела написать, что необычная мечеть!
здания на проспекте Мира вполне! на уровне Самары!

savl написал(а):

А как зовут кота у ног великого писателя, думаю, объяснять не надо. Правда, Бегемот?!

чистая правда!
вот странно: вообще не рассматривала Владикавказ как поездку, а посмотрела и прямо туда захотелось!

0

45

talusha написал(а):

а туалет в номере есть?

Да, конечно. Полноценный номер: туалет, душ, раковина. Только мыла нет, надо с собой брать. Зато кухня общая со всем необходимым и вообще куча достоинств: если реальный интерес будет потом, я расскажу.

talusha написал(а):

здания на проспекте Мира вполне! на уровне Самары!

Ну нет, всё-таки послабее...

talusha написал(а):

вот странно: вообще не рассматривала Владикавказ как поездку, а посмотрела и прямо туда захотелось!

Я как раз выше писал об этом: есть в нём что-то "затягиваюшее"...:)

0

46

* * * * * * * * * *

   Сейчас мы снова отправимся в южную часть исторического центра по направлению к бывшей Владикавказской крепости, но пойдём не вдоль набережной, а немного углубимся в старые городские кварталы. Явно выраженных достопримечательных мест здесь немного, но кое на что обратить внимание стоит, и прежде всего - на Дом самого известного владикавказского архитектора Павла Павловича Шмидта, который он построил сам для себя в 1907 году и прожил в нём 27 лет, после чего переехал на улицу Тамаева, а свой особняк отдал под театральное общежитие. Он и сегодня тесно связан с театром: с 1994 года в нём размещается Музей театрального искусства Северной Осетии.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29783.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29778.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29777.jpg

   О романтической и трагической истории Дома П. П. Шмидта лучше меня расскажет документальный фильм телеканала "Культура" "Роман в камне. Владикавказ. Дом для Сонечки", ставший победителем в номинации "Лучший документальный фильм об архитекторах и архитектуре" на прошедшем в 2021 году в Москве XXIX Международном архитектурном фестивале "Зодчество":

   Напротив него виден интересный дом с угловой башенкой с пинаклями и почти неоготическими окошками, который так и хочется причислить к историческим - но нет, это "памятник архитектуры советского периода":

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29780.jpg

   За углом, на улице Тамаева (бывшей Святополковской) находится Еврейский общинный дом. Красивое здание возведённой в конце 19 века Владикавказской хоральной синагоги было разрушено, и в 2000 году общине передали часть старинного особняка:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29786.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29781.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29790.jpg

   Одна из самых распространённых примет дореволюционного прошлого Владикавказа - многочисленные кирпичные ворота, которые можно встретить на каждой улице почти в каждом втором доме. Створки в них в основном современные, а вот арки - зачастую с декоративными фронтонами - преимущественно сохранились.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29791.jpg

   В Доходном доме 1864 года постройки на улице Бутырина, в прошлом носившей имя Кавказского наместника генерал-фельдмаршала Михаила Семёновича Воронцова, в течение 2 лет после возвращения из второй ссылки снимал квартиру "главный поэт Осетии" Коста Леванович Хетагуров. Сегодня в нём работает Дом-музей Хетагурова:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29784.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29782.jpg

   Мы сворачиваем в бывший Соборный переулок, в 1928 году переименованный в Музейный. Здесь, напротив разрушенного впоследствии большевиками собора Михаила Архангела, в начале 20 столетия был построен небольшой дом для Константиновского училища, учреждённого в 1871 году в память о посещении Владикавказа Великим князем Константином Николаевичем, где бесплатно обучали грамоте и письму детей из бедных семей. При советской власти его передали Государственному научному музею, а после войны - Северо-Кавказской студии кинохроники. Сейчас здесь размещается Дом кино, а также Северо-Осетинское отделение Союза кинематографистов России.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29779.jpg

Отредактировано savl (2023-11-23 16:44:42)

0

47

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29785.jpg

   Сразу за ним видно большое интересное здание...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29788.jpg

   В 1893 году во Владикавказе был основан Естественно-исторический музей. Сначала он располагался в помещении Областного статистического комитета, но в начале 20 века было решено возвести для него отдельное здание, проект которого разработал городской архитектор Иван Васильевич Рябикин (помните его Торговый дом Оганова с гарпиями на проспекте Мира?). Однако из-за проблем с финансированием работы затягивались, и к началу Первой мировой войны удалось построить лишь торцовую часть музея, выходящую на Соборный переулок (основной корпус должен был протянуться вглубь квартала), предназначенную для вестибюля и гардероба.

   Во время войны строительство остановилось, а потом грянула революция, и недостроенное здание было передано Комиссариату народного просвещения, затем в нём находился Северо-Осетинский музей краеведения, а с 1939 года - Музей осетинской литературы имени Коста Хетагурова.

   Но хотя то здание, что мы видим сегодня - фактически всего лишь вестибюль (можно только предполагать, как при этом выглядел бы сам музей!), оно является не только украшением Музейного переулка, но и считается одним из красивейших во всём городе:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29800.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29789.jpg

   В 1911 году музей был передан Терскому казачьему войску и преобразован в Музей Терской области - именно это название сохранила для нас надпись на фасаде. На фронтоне здания находился "гербовый" орёл Российской империи; при большевиках его сменила лепная эмблема серпа и молота со звездой, а уже в наше время орла восстановили, но советскую символику тоже оставили - для истории.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29794.jpg

   Треугольный фронтон входного портала украшен гербом Терской области, которая существовала в 1860-1920 годах и занимала территорию практически всего нынешнего российского Кавказа от Ставрополья до Чечни (её столицей был Владикавказ), причём начальник области (именно так звучала эта должность) одновременно являлся наказным атаманом Терского казачьего войска:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29787.jpg

   А роль "замкового камня" на декоративной псевдоарке над порталом играет горельеф, изображающий голову лошади, что, конечно, для этого кавказского региона глубоко символично:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29792.jpg

...

   Музейный переулок "упирается" в нынешнюю улицу Церетели, "собранную" из нескольких дореволюционных улиц (одной из них как раз была Крепостная, которую я упоминал выше) в месте, где расположен недавно отреставрированный комплекс бывшего Архиерейского дома с храмом Святого Владимира конца 19 столетия:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29793.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29796.jpg

   В 1911 году к Архиерейскому дому были пристроены новый корпус и Крестовая церковь, от которой осталась лишь колокольня:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29795.jpg

0

48

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29801.jpg

   Сегодня в комплексе работает Владикавказский духовно-просветительский центр, включающий воскресную школу, епархиальную библиотеку, швейную мастерскую, а также Владикавказская и Аланская епархия Русской православной церкви.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29797.jpg

   "Настоящий" памятник А. С. Пушкину во Владикавказе тоже есть - в Пушкинском сквере, история которого крайне интересна (во всяком случае, таковой она показалась мне), отчасти курьёзна и даже немного иронична. В конце 19 века здесь, на территории Владикавказской крепости, был возведён войсковой храм Терского казачьего войска, построенный по указу Екатерины II. Он простоял недолго, и в 1818 году на его месте построили новый - тоже деревянный - Спасо-Преображенский храм, который после перестройки в середине столетия приобрёл статус собора, а рядом с ним образовалось кладбище, где хоронили военных "в чинах" и знатных горожан. Между ним и располагавшимся неподалёку дворцом начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска (сейчас там находится Военный госпиталь Министерства обороны) был разбит небольшой парк, который после кончины коменданта Владикавказской крепости П. П. Нестерова получил название Нестеровского.

   В 1899 году, когда в России праздновали 100-летие со дня рождения Пушкина, парк был назван Пушкинским - и с таким именем "встретил" революцию, но уже вскоре его переименовали в сквер Красных пожарников (поскольку вблизи находилась пожарная часть). Потом был разрушен Спасо-Преображенский собор, однако кладбище рядом с ним всё ещё сохранялось.

   А вот в 1937 году, когда отмечалось другое 100-летие, но уже смерти, Пушкина, из Москвы пришёл запрос, имеется ли в городе Пушкинский сквер. Его, естественно, не было в силу упомянутых выше обстоятельств, и тогда власти быстренько снесли кладбище и на его месте устроили парк, установили в центре бюст поэта и доложили "наверх", что это и есть ... тот самый исторический Пушкинский сквер. Он существует и сейчас, только бюст был обновлён в 1994 году. Ну а кладбище - тут прямо по классику: "кровь давно ушла в землю, и там, где она пролилась, уже растут" ... только не "виноградные гроздья", а деревья: берёза, ясень, каштан и ель.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29798.jpg

   За сквером находится ещё один исторический дом 19 века - Особняк мещанина М. Н. Горбунцова, больше известный тем, что в 1902-1903 годах в нём снимал квартиру, ожидая завершения строительства собственного дома, Коста Хетагуров (местные издания отмечают, что указанные на мемориальной доске даты несколько неверны):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29803.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29802.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29799.jpg

   Свой же дом на углу Армянской и Рождественской улиц Коста Леванович начал строить в конце 1901 года, когда после второй ссылки и почти 3-летнего пребывания в Херсоне, Очакове и Ставрополе с него был снят запрет на проживание во Владикавказе и Владикавказском округе, и поэт вернулся во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29807.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29804.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29805.jpg

   Однако из-за резкого ухудшения здоровья в 1903 году родственники Хетагурова перевезли его в отцовский дом в селе Георгиевско-Осетинское на территории современной Карачаево-Черкесии, где он через несколько лет скончался, а дом, который в конечном счёте был достроен, так и остался его несбывшейся мечтой...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/29737/h-29806.jpg

   По настоянию общественности Осетии тело Коста перевезли во Владикавказ и захоронили возле Осетинской церкви - через несколько абзацев мы дойдём до неё.

   Сейчас мы находимся на Армянской улице (любопытно, что хотя ещё в 19 веке здесь проживали в основном армяне, до революции она называлась Вревская, а Армянской стала только в 1939 году), и это название почему-то пробуждает воображение, заставляя искать здесь какой-то особый колорит, тем более что когда-то этот район действительно имел свою не похожую ни на что атмосферу: путешественник конца 19 века описывает "армянский базар с его произведениями востока" и отмечает, что "все дома в армянской слободе носят особый отпечаток Востока. Все украшены балкончиками и имеют пёстрые стёкла в окнах под мавританскими арками". Но, к сожалению, все попытки разглядеть или прочувствовать здесь "дух прошлых времён" тщетны: сегодня улица представляет собой невыразительную смесь больших и маленьких новостроек и совсем не интересных старых домов - при всём желании я не увидел на ней ничего, что захотелось бы сфотографировать, за исключением дома К. Хетагурова, в котором он так и не пожил, но и то в основном из уважения к его истории, а не за внешний облик.

Отредактировано savl (2023-11-22 12:15:26)

0

49

savl написал(а):

Да, конечно. Полноценный номер: туалет, душ, раковина. Только мыла нет, надо с собой брать. Зато кухня общая со всем необходимым и вообще куча достоинств: если реальный интерес будет потом, я расскажу.

реальный интерес есть))
я почему спросила: читала отличный рассказ о поездке в Дагестан, пошла смотреть этот отель, а там туалет на этаже, написала, что как так-то? в ответ: у нас везде тут так, что вы придираетесь, что резко охладило мой интерес к Дагестану))

savl написал(а):

Музей театрального искусства Северной Осетии.

вах, вах, какие здания!

0

50

talusha написал(а):

реальный интерес есть))

Вы посмотрите для начала отзывы на Островке и Яндексе: хостел "Рок". Только на семейный номер. А если потом что ещё надо будет, я добавлю.

talusha написал(а):

что резко охладило мой интерес к Дагестану

Ну в Дагестане у меня тоже проблем с отелем не было: ни в Дербенте, ни в Махачкале :)

Отредактировано savl (2023-11-20 20:50:07)

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Владикавказ, горная Ингушетия, нарты и аланы, боевые башни и некрополи