Владикавказ, горная Ингушетия, нарты и аланы, боевые башни и город мёртвых
.
4-8 ноября 2023 г.
.
Почему-то я на всю жизнь запомнил название одной из самых любимых мной в раннем детстве книг - "Сослан-богатырь, его друзья и враги", рассказывающей "в современной обработке" о жизни древнего народа, называвшего себя нартами. Тогда я считал её обычным сборником национальных сказок, коих на просторах "союза республик свободных" имелось предостаточно (к примеру, не меньше я любил толстенную книжку "Грузинские народные сказки" - как сейчас помню её темно-коричневую твёрдую рельефную обложку), и, естественно, не задумывался - да и не мог в силу возраста - об их исторической подоплёке. И только много-много позднее я узнал, что нартов никогда не существовало, что это всего лишь герои мифов, легенд и сказаний, существовавших у многих народов Северного Кавказа и некоторых областей Ирана.
Как и любая мифология, Нартский эпос построен вокруг ключевых персонажей: это "главный герой" Сослан, его основной противник и вообще "редиска, нехороший человек", этакий "иудушка" Сырдон, "красавица и умница", названная мать Сослана Сатана, или Шатана (с ударением категорически на средний слог), её муж Урызмаг, "старейший из нартов", и его брат Хамыц. Причём на разных языках эти имена произносятся немного по-разному, но "классическими" (именно их я привёл выше) считаются именно осетинские - возможно, потому, что они максимально "дружественны" русскому произношению: вот попробуйте произнести вместо "Сослан" "Саусэрыкъо" по-адыгейски или "Сосрыкъва" на абазинском - и сразу всё поймёте:)
Так что не случайно на владикавказской площади Ленина стоят 2 памятника: самому Ильичу и нарту Сослану (правда, уже не памятник, а фонтан, но сути это не меняет). И если первый выглядит по обыкновению серьёзным и "устремлённым вдаль", то нартский богатырь ... танцует. Причём его поза не произвольна, а повторяет движение народной пляски, при которой танцор быстро перемещается по кругу на коленях.
Танцующий Сослан - один из эпизодов Нартского эпоса, рассказывающий, как герой-богатырь сватался к дочери алдара (знатного владетельного человека, аристократа) Челахсартага красавице Ведохе, однако тот отказал "простому горцу". Через некоторое время они вновь встретились на пиру, и Челахсартаг предложил Сослану посостязаться в танце и, будучи уверен в своей победе, поскольку знал, что у Сослана с рождения кривые ноги, пообещал (здесь и дальше - цитата из вышеназванной книги): "если ты спляшешь лучше меня, то я выдам за тебя дочь свою Ведоху". На том "ударили по рукам", и первым - по старшинству и на правах гостя - начал танцевать алдар. Он хорошо плясал, но "задел носком чашу с рассолом и пролил ее на скатерть; наступил каблуком на край блюда и хлеб уронил на пол".
После него вышел Сослан. "Как вскочил он на стол да пошел перескакивать со стола на стол! Волчком кружился он по краю столов и не задел ни одного куска хлеба, ни одной чаши не пролил. Поток крикнул Сослан, чтоб подняли все пирующие свои мечи и кинжалы остриями кверху, и начал Сослан танцевать невиданный танец на остриях мечей и кинжалов. С такой быстротой вертелся он на них, с какой колеса мельницы кружатся на бурном потоке. Утомились уже люди смотреть на него, а он не устал".
Потом был "второй тур" - с чашей на голове, и его тоже выиграл Сослан. Однако Ведоху не получил: "Челахсартаг в гневе выскочил из-за стола, сел на своего коня и поскакал к себе домой - в крепость Хиз". И тогда Сослан начал воевать с Челахсартагом ... но это уже совсем другая история, к фонтану во Владикавказе отношения не имеющая:)
Вообще вся композиция фонтана полна символизма: бассейн олицетворяет подводный мир, с которым многие нарты имели тесную "кровную" связь: к примеру, и Шатана, и Сырдон были внуками повелителя воды и морской стихии Донбеттыра. По окружности чаши находятся фантастические существа подземного мира, этакие небольшие дракончики, извергающие из своих пастей струи воды. Сослан стоит на чаше Уацамонга (именно с ней на голове он плясал, состязаясь с Челахсартагом), на боках которой изображены стилизованные бычьи головы, а под чашей по кругу расположены "плюющиеся" водой маски. А ещё ниже "ножку" фонтана окружают 4 фигуры мифологических существ, напоминающих своими "соколиными" головами египетского бога Гора.
К сожалению, фонтан уже был отключён "на зиму" и не работал...
Но почему у Сослана были кривые ноги, как упоминалось выше? А потому, что рождён он был из камня, который Шатана принесла небесному кузнецу Курдалагону: "...такой огонь раздул Курдалагон в своем горне, что камень сначала покраснел, потом пожелтел, потом побелел и треснул. Треснул камень, и из пышущей жаром глубины его вывалился добела раскаленный младенец ... схватил его Курдалагон большими клещами за колени, опустил в молоко". Из-за этого, хотя всё тело Сослана закалилось, его колени, которые были стиснуты клещами, остались слабыми. Впоследствии именно это стало причиной смерти богатыря: когда Сослан, охотясь, подползал к зверю, прикатилось волшебное Колесо, слуга Балсага-огнехранителя, из крепости которого Сослан украл огонь после того как погасли очаги нартов, и отрезало ему ноги по колени, в результате чего Сослан истёк кровью.
Как видите, в Нартском эпосе прослеживаются многие узнаваемые мотивы: и Ахилл с его уязвимой пятой, и Прометей, похитивший на Олимпе огонь для людей, да и само зачатие Сослана, хоть и произошло без участия женщины, было, можно сказать, непорочным. Так что прав мудрец из прекрасной книги Ричарда Баха "Единственная", говоря, что все великие учения и предания уходят корнями в свет (то есть происходят из одного источника, только трактуются по-разному)...
Отредактировано savl (2023-11-12 16:33:14)