Доходный дом купца Сергея Марковича Киракозова конца 19 века с маленьким, но изящным кованым балкончиком на скошенном торце:
В 1913 году в самом конце проспекта Мира, где он "упирается" в Московскую (ныне Кирова) улицу, было возведено здание кинематографа "Гигант". До революции он являлся самым большим и роскошным кинотеатром Владикавказа: зрительный зал вмещал 540 человек, а стены фойе на всю высоту были расписаны городскими художниками. Синематограф находился на первом этаже, а на втором жили его владельцы, на чьи деньги и на участке которых он был построен.
Мне же на проспекте Мира больше всего понравилось здание гостиницы "Империал" - потому я его оставил "на десерт":
Розетка на фронтоне украшена вензелем из букв "ПМ", соответствующих инициалам построившего отель предпринимателя Панайота Марандова:
Гостиница открылась в 1899 году (до этого несколько лет здание сдавалось в аренду) и считалась самой крупной и фешенебельной в городе: согласно рекламе за 1900 год, она имела до 30 хорошо меблированных номеров с "прелестным видом на Кавказский хребет", читальню и собственный сад, также "во всякое время предлагались горячие и холодные ванны". Постояльцы жили на втором и третьем этажах, а на нижнем находился ресторан "Сан-Ремо" с бильярдом и симфоническим оркестром; ещё один - летний - ресторан располагался в саду.
После революции здание было национализировано, сначала в нём размещался Народный комиссариат внутренних дел Горской АССР, а потом вновь открылась гостиница, которая, сменив несколько названий от "Паласа" до "Интуриста", продолжает работать и сейчас - с 1991 года под своим историческим именем "Империал".
..........
Кроме обобщённой скульптуры городничего, на проспект Мира выходят ещё 2 памятника конкретным персоналиям, формально расположенных на пересекающих его улицах, но обращённых прямо на проспект. Они посвящены малоизвестному (уж скажем честно, как есть!) нам Секе Куцриевичу Гадиеву - жившему во Владикавказе поэту и прозаику, которого называют классиком осетинской литературы...
... а также прекрасно известному всем Михаилу Афанасьевичу Булгакову:
Михаил Афанасьевич прожил во Владикавказе недолго - всего 2 года, но именно они стали решающими в его жизни, именно здесь "усмешка судьбы" превратила военного врача "белой гвардии" в начинающего писателя. В 1919 году Булгаков присоединился к возглавляемой Деникиным группировке Вооружённых сил Юга России и был назначен военным врачом в 3-й Терский казачий полк, работал во владикавказском военном госпитале, однако вскоре заболел тифом, долго лечился, а когда выздоровел, во Владикавказе уже правила советская власть.
В городе продолжил работу драматический театр, названный большевиками "Первым советским", и Булгаков, как он сам писал в своей автобиографии, "служил в подотделе искусств, сочинял первые пьесы, работал в качестве лектора при областном театре, начинал играть на сцене, участвовал в создании театрального факультета местного художественного института". Уже в начале июня 1920 года, всего через 2 с небольшим месяца после того, как красная армия вошла во Владикавказ, на сцене "Первого советского театра" была показана одноактная комедия Михаила Булгакова "Самооборона", а осенью того же года вышла драма "Братья Турбины" (не путайте со знаменитой пьесой "Дни Турбиных"!) , которая шла с большим успехом. Однако сам Булгаков скептически относился к своим произведениям: "Рвань всё: и "Турбины", и "Женихи", и эта пьеса. Всё делаю наспех. Всё. В душе моей печаль. Все эти пьесы... Всё это хлам", и чуть позднее, в 1923 году, он уничтожил все экземпляры "владикавказских" пьес; из них сохранилась лишь одна - "Сыновья муллы", про которую Михаил Афанасьевич в автобиографической повести "Записки на манжетах" вспоминал так: "Помощник присяжного поверенного, из туземцев, научил меня. Он пришел ко мне, когда я молча сидел, положив голову на руки, и сказал:
- У меня тоже нет денег. Выход один - пьесу нужно написать. Из туземной жизни. Революционную. Продадим её.
Я тупо посмотрел на него и ответил:
- Я не могу ничего написать из туземной жизни, ни революционного, ни контрреволюционного. Я не знаю их быта. И вообще я ничего не могу писать. Я устал, и кажется, у меня нет способности к литературе" (узнаёте настрой Мастера после его "изъятия" из психушки?).
Тем не менее, пьеса была написана, имела грандиозный успех, и на вырученные денег Михаил Афанасьевич уехал в Москву, чтобы начать совершенно новую жизнь. А свой "владикавказский период" автор лучшей в мире повести о любви впоследствии охарактеризовал так: "Пережил душевный перелом 15 февраля 1920 года, когда навсегда бросил медицину и отдался литературе".
Кстати, пишут, что памятник установлен там, где проходил путь Булгакова от его дома до театра, в котором, напомню, он не только "ставился", но и работал заведующим театральной секцией подотдела искусств.
А как зовут кота у ног великого писателя, думаю, объяснять не надо. Правда, Бегемот?!
Жил же Булгаков в трёх минутах ходьбы отсюда - в угловом доме на пересечении улиц Маяковского и Владимира Баллаева:
И сейчас, кроме мемориальной доски, на нижней части дома расположено большое чёрно-белое панно на тему "Мастера и Маргариты" - главной книги Михаила Афанасьевича:
...
Любопытно, что на проспекте Мира можно послушать ... местное радио, которое так и называется - "Город". Звучит оно не слишком громко, то есть не очень навязчиво, ну а насколько оно интересно или, напротив, мешает расслабленному отдыху на главном бульваре Владикавказа - вопрос сугубо индивидуальный, зависящий, к тому же, от ситуации и настроения.
А вот из минусов - на бульваре совсем не пахнет платанами , хотя они здесь и растут. И вообще, во Владикавказе нет характерного "южного" запаха (я не знаю, как объяснить, что это такое, но кто поймёт - тот поймёт): помню, как меня это удивило в прошлом году в городах Минеральных вод: вроде ж "югА", какое-никакое, а предкавказье, а запаха нет. И вот теперь всё точно так же повторилось в аланской столице...
Теперь мы временно покидаем проспект Мира, чтобы вернуться сюда вечером, когда стемнеет.
Отредактировано savl (2023-11-25 12:07:52)