Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Владикавказ, горная Ингушетия, нарты и аланы, боевые башни и некрополи


Владикавказ, горная Ингушетия, нарты и аланы, боевые башни и некрополи

Сообщений 121 страница 130 из 136

121

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30319.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30322.jpg

   Ещё одну интересную мечеть проскочили так, что я не успел даже сфокусироваться:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30302.jpg

   Понятно, что на "фотографии из окна" попали не те виды, которые самые живописные, а те, что удалось сделать в относительно "смотрибельном" качестве. Но вскоре предоставилась возможность и "статической" съёмки.

   В самой высокой точке перевала оборудована смотровая площадка, где мы делаем довольно долгую - аж минут на 20 - остановку. "Прямо по курсу" открываются (правда, аккурат против солнца, поэтому фотографии не получились) панорамы заснеженных вершин Хохского хребта с "королём Кавказа" Казбеком (хотя формально в списке самых высоких кавказских гор он со своими 5033 метрами занимает "всего" 8 строчку, но кто знает о каких-нибудь Дыхтау или Шхаре?!), но вообще здесь очень живописно повсюду, куда ни глянь:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30323.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30315.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30304.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30308.jpg

0

122

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30311.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30326.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30314.jpg

   А "за спиной", по другую сторону перевала, тянется Скалистый хребет - именно его частью является Столовая гора, образующая главный пейзажный вид Владикавказа:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30312.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30313.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30325.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30309.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30316.jpg

   Кстати (по-моему, я забыл об этом сказать во "владикавказском" разделе), Столовая – не только имя собственное конкретной горы, но и разновидность гор вообще – так называют горы с усечённой плоской вершиной.

   Да, тут я в очередной раз вспомнил, что горы я всё же люблю :) Недаром мои самые любимые регионы Испании - северная Каталония и Верхний Арагон...

Отредактировано savl (2023-12-09 11:41:11)

0

123

* * * * * * * * * *

   Мы едем дальше...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30327.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30335.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30331.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30337.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30329.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30341.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30336.jpg

... и через несколько километров останавливаемся на обед в придорожном кафе "Легенды гор":

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30330.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30333.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30328.jpg

   Обед не обязательный - в том смысле, что в стоимость экскурсии он не входит, и тут каждый имеет выбор: не есть вообще, купить самому что-либо по меню или взять стандартный "групповой" комплекс за 300 рублей, состоящий из овощного салата, упрощённой "версии" осетинского пирога с сыром и чая. На мой взгляд, последний вариант вполне адекватен во всех отношениях, тем более что пирог (хотя, наверное, правильнее назвать его лепёшкой, но всё равно с сыром:)) вкусный, и вкупе всего вполне достаточно, чтобы продержаться до конца поездки. Поскольку здесь останавливаются все экскурсионные автобусы, поток посетителей очень большой, и чтобы места хватило всем, прямо на улице под навесами поставлены длинные столы со скамейками: в пасмурную погоду с ветром и дождём это, наверное, не очень здорово (хотя при таком раскладе и смысл самой поездки теряется), но в хорошую - милое дело :)

   В кадр очень удачно попал флаг Ингушетии, в центре которого изображён так называемый "солярный" (это почему-то прижившееся в русском языке слово, да ещё в корявой транскрипции (уж если на то пошло, то правильнее говорить "соларный") - чистый англицизм (Solar) и логичнее, конечно, перевести его и превратить в по-русски грамотный "солнечный") знак, символизирующий Солнце. Он олицетворяет вечное движение Солнца и Земли, а также бесконечность всего мироздания. При этом лучи не случайно "загнуты" против движения часовой стрелки - именно в таком направлении вращаются Земля и другие планеты вокруг Солнца, а также само Солнце вокруг своей оси (вот уж не знал, что оно тоже крутится!).

   Что касается двух горизонтальных полосок, то они на самом деле являются зелёными (флаг, видимо, слегка выцвел, а, может, и цветопередача фотографии подкачала) и означает не только главный цвет природы, но и то, что, в отличие от осетин, преобладающей религией ингушей является ислам (если это важно - суннитского толка): он начал распространяться здесь с конца 16 века под влиянием Дагестана, а в первой половине 19 столетия века стал господствующим вероисповеданием - недаром по пути мы видели столько мечетей.

..........

   Спустя ещё 6 километров мы делаем большую остановку возле крупнейшего в Ингушетии башенного селения Эгикал, расположенного на южном склоне горы Цей-Лоам (чьё название переводится как "трон правителя" и которая с древних времён считалась священной для ингушей):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30355.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30343.jpg

Отредактировано savl (2023-12-10 11:59:14)

0

124

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30340.jpg

   Как и в Эрзи, мы встали там, откуда открывается прекрасный панорамный вид на древний город (на этот раз прямо с трассы, даже никуда отъезжать не пришлось), и, как и тогда, его посещение не предусматривалось. Однако мне повезло: возле дороги, воспользовавшись большим потоком туристов, стояли несколько лотков со всякой местной всячиной, в основном - с мёдом, и гиды дали почти полчаса свободного времени, чтобы народ не только налюбовался колоритным и неплохо сохранившимся башенным комплексом, но и "закупился", "подкормив" здешних торговцев (и ведь "работает", покупают!). Ну а я "рванул" в Эгикал, благо до него было всего минут 6-8 быстрым шагом, и, наконец, "прикоснулся" - уже в буквальном смысле - к старинным постройкам.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30339.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30334.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30342.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30332.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30344.jpg

   История появления башенного поселения Эгикал канула "в глубине веков": даты его основания даже с точностью до столетия называют с большим разбросом, так что мы с уверенностью можем говорить лишь о том, что произошло это в период средневековья: предположительно от 11 до 13-14 столетий: тогда Эгикал, благодаря удачному расположению в самом центре горной Ингушетии (эту область называли Кхакхале - "место трёх крепостей", или "троеградие") на пересечении дорог и торговых путей, пролегавших как с востока на запад, так и с юга на север, был вполне процветающим городом с развитыми ремёслами и торговлей, изготовлявшаяся здесь посуда из белой глины и сосуды для питья и хранения воды были известны и ценились даже в Грузии, Армении и Ширване.

   До наших дней в разном состоянии дошли около 100 различных построек: 5 боевых башен (правда, целая из них - лишь одна), 6 полубоевых и 50 жилых башен, несколько святилищ, склепы и хозяйственные сооружения. И сегодня "дух времён" здесь ощущается по полной программе: и глазами, и "нутром". В общем, Эгикал - это круто!

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30359.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30354.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30351.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30347.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30345.jpg

0

125

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30349.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30348.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30350.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30358.jpg

   Старинные каменные постройки вблизи:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30353.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30356.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30352.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30346.jpg

   Внутри одной из башен:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30360.jpg

   Такой четырёхугольный каменный столб, установленный в центре, был характерен для жилых башен: он служил опорой для толстых несущих балок межэтажных перекрытий, поперёк которых укладывали более тонкие балки, а сверху них набрасывали хворост и насыпали глину.

   Любопытно, что Эгикал был обитаем вплоть до середины 20 века и опустел только после массовой депортации проживавших в горных районах ингушей, случившейся в 1944 году. Сегодня здесь живёт всего одна семья, которая занимается хозяйством и следит за сохранностью башенных комплексов - они считают себя прямыми потомками легендарного Эги - основателя средневекового Эгикала...

   Да, вот такие места надо включать во всевозможные списки "чудес России", и всячески их продвигать и популяризировать...

   А чуть сбоку тоже вид прекрасный, я так увлёкся башнями (что простительно: древние "камни" - это как раз на 110% моя "стихия"!), что совсем упустил этот снимок:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30338.jpg

0

126

* * * * * * * * * *

   Почти сразу за Эгикалом возле придорожной скульптуры орла...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30362.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30368.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30361.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30364.jpg

... мы сворачиваем с трассы на грунтово-щебёночную дорогу, и теперь поездка становится не такой быстрой и комфортной, хотя даже здесь одни автобусы умудряются обгонять другие. Через несколько километров, в небольшой долине между речками Асса, Тхабахрс и Гулойхи, стоит считающийся одним из старейших в России храмов под названием Тхаба-Ерды. Точное время его постройки неизвестно, но по сложившейся "базовой" версии он был возведён в 8-9 столетиях и, скорее всего, подвергся реконструкции в 10-12 веках - возможно, грузинскими миссионерами времён царицы Тамары. Что до его имени, то на этот счёт тоже имеются разные предположения: и Храм веры, и  "Наша святыня", и "Две тысячи святых", и храм святого Фомы (если допустить, что что Тхаба-Ерды - это искажённое со временем Тома-Ерды). В общем, этот ингушский храм - во всех отношениях благоприятная почва для научных гипотез, споров, дискуссий, статей и ... диссертаций:)

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30367.jpg

   Внешне храм, как видите, очень простой и чисто архитектурно не потрясает. Поэтому его лучше всего рассматривать вкупе с живописными окрестностями:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30365.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30369.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30374.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30378.jpg

   Но отдельные детали всё же заслуживают внимания, и прежде всего - остатки старинной рельефной композиции на западном фасаде:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30366.jpg

   В её центре расположен Христос, а справа от него, как считают учёные - ктитор (то есть некий человек, который когда-то выделил средства на сооружение храма) с мечом и крестом, оставшийся для потомков неизвестным (возможно, какой-то местный князь). Что касается отсутствующей левой фигуры, то она долгое время  считалась утерянной, но сравнительно недавно была случайно обнаружена в одном из окрестных сёл: она представляет собой бородатого мужчину с епитрахилью (деталью богослужебного облачения православного священника или епископа в виде ленты); возле его головы сохранилась надпись на грузинском церковном письме, которая в переводе означает "Георгий епископ". Самое удивительное в этой композиции то, сидящий на престоле Христос ниже своего окружения - причина этого пока не ясна, и некоторые исследователи делают вывод, что взаимное расположение фигур первоначально было другим (но, согласитесь, это не решает вопроса, почему именно фигура Христа выполнена самой маленькой).

   В 1888 году учёный Всеволод Фёдорович Миллер (тот самый, в честь которого первый осетинский алфавит на основе кириллицы - я уже писал об этом - получил название Шёгрена-Миллера) сделал зарисовки разных деталей храма Тхаба-Ерды, благодаря которым мы знаем, как выглядел барельеф изначально:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30382.jpg

0

127

Ещё один рельефный рисунок сохранился на тимпане восточного окна. По нему, конечно, понять это трудно, но умные книги пишут, что здесь изображён Самсон, борющийся со львом (справа), и две фигуры (возможно, тоже ктиторов), предстоящих Христу:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30375.jpg

   И ещё немножко уцелевшего декора:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30372.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30363.jpg

   Храм был окружён массивной, но низкой каменной оградой с воротами, сохранившейся не со всех сторон:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30370.jpg

   Гид сказал, что это остатки языческого святилища, на месте которого построен храм, но мне кажется, что это как раз наглядный пример того, как слова почти любого экскурсовода надо воспринимать "с оглядкой" - просто потому, что ни в одном источнике я не нашёл ни малейшего упоминания ни о каком святилище. Правда, и об ограде они ничего не пишут, но именно поэтому я делаю вывод, что это чистый "функционал", не имеющий самостоятельной исторической ценности.

   Со всей этой дошедшей до нас древностью диссонирует современная красночерепичная крыша, которую реставраторы рассматривали как временную, но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Всем понятно, что с ней надо что-то делать, но дальше слов пока дело не доходит...

...

   Храм Тхаба-Ерды считался столь священным, что даже после прихода в Ингушетию ислама оставался почитаемым местом: здесь собирался совет старейшин, проходили суды, решались спорные вопросы и созывались общенародные сходы. А богослужения продолжались вплоть до 19 столетия.

   К сожалению, сегодня, несмотря на проведённые реставрации, состояние храма оценивается как аварийное; по этой причине несколько лет назад туристов перестали пускать внутрь, а совсем недавно, после того как от стены отвалился кусок, запретили даже подходить к нему. Поэтому сейчас Тхаба-Ерды окружён оградой из металлической сетки, и осмотреть его можно лишь со стороны.

...

   Недалеко паслось стадо коров, и прежде чем уехать отсюда, я сделал ещё несколько снимков окрестностей - ведь наличие домашней живности всегда делает такие пейзажи ещё более пасторальными, правда?! :)

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30373.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30379.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30376.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30380.jpg

   И в кадр попал наш микроавтобус:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30377.jpg

   А где-то вдали, на пологом склоне холма, виден при большом увеличении очередной башенный комплекс, коим здесь нет числа; те, что хорошо известны - лишь малая часть "башенного наследия" Ингушетии...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30371.jpg

0

128

savl написал(а):

башенного селения Эгикал,

Впечатляет! Спасибо, что показываете...

0

129

* * * * * * * * * *

   Наша "просмотровая" программа завершается возле крепостного комплекса Вовнушки (с ударением на "о"), что на ингушском языке означает "место оборонительных башен". К сожалению, тут нас "догнали" последствия задержки на "приграничном" контрольном пункте: хотя до настоящих сумерек оставалось ещё довольно много времени, солнце уже клонилось к закату и, как это часто бывает в горной местности, одни склоны ещё ярко освещались, а другие - в данном случае именно те, где располагались башенные укрепления - уже находились в тени, поэтому и фотографии получились темноватые и в основном "контурные"...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30405.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30383.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30389.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30393.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30406.jpg

   Вовнушки - фамильная крепость древнего рода Оздоевых, заложенная, согласно одному из преданий, двумя женщинами, которая по традиции башенного строительства вылили на скалы молоко, и там, где оно не впиталось, и были возведены башни. А вот когда это произошло, не знают даже легенды: учёные называют самые разные и в очень широких временных пределах периоды: начиная от 12-го и заканчивая 18-м столетием, когда появились первые достоверные описания Вовнушек.

   Крепостной комплекс включает в себя два отдельных укрепления башенного типа, расположенных на скалистых вершинах по разным сторонам безымянного ущелья, отходящего к северу от долины реки Гулой-хи: одно из них состоит из двух как бы "сросшихся" между собой башен с общей стеной, а другое - из одной-единственной башни; все они имеют 4 яруса и высоту около 30 метров и обнесены каменными заградительными стенами; издали создаётся впечатление, что башни "вырастают" прямо из скал:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30411.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30385.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30392.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30409.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30407.jpg

0

130

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30384.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30394.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30410.jpg

   Историки предполагают (но не утверждают), что когда-то укрепления соединялись подвесным или верёвочный мостом, на этот счёт даже существуют свои легенды, но учитывая расстояние между башнями, это выглядит сомнительно (особенно в части подвесного)...

   Иногда пишут, что Вовнушки охраняли один из участков Великого Шёлкового пути, но, как нам честно сказал один из гидов, "здесь про каждое второе ущелье или перевал будут говорить, что именно по ним проходил Великий Шёлковый путь - не надо это принимать всерьёз". Так что, скорее всего, крепость сторожила один из локальных горных проходов и служила "пропускными воротами" в родовые земли Оздоевых.

...

   На вначале относительно пологом склоне горы, на которой стоят "двойные" башни, находится небольшой некрополь, состоящий из трёх склепов разного типа:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30388.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30401.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30386.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30391.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30396.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30390.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/30275/h-30395.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Владикавказ, горная Ингушетия, нарты и аланы, боевые башни и некрополи