Ещё один рельефный рисунок сохранился на тимпане восточного окна. По нему, конечно, понять это трудно, но умные книги пишут, что здесь изображён Самсон, борющийся со львом (справа), и две фигуры (возможно, тоже ктиторов), предстоящих Христу:
И ещё немножко уцелевшего декора:
Храм был окружён массивной, но низкой каменной оградой с воротами, сохранившейся не со всех сторон:
Гид сказал, что это остатки языческого святилища, на месте которого построен храм, но мне кажется, что это как раз наглядный пример того, как слова почти любого экскурсовода надо воспринимать "с оглядкой" - просто потому, что ни в одном источнике я не нашёл ни малейшего упоминания ни о каком святилище. Правда, и об ограде они ничего не пишут, но именно поэтому я делаю вывод, что это чистый "функционал", не имеющий самостоятельной исторической ценности.
Со всей этой дошедшей до нас древностью диссонирует современная красночерепичная крыша, которую реставраторы рассматривали как временную, но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Всем понятно, что с ней надо что-то делать, но дальше слов пока дело не доходит...
...
Храм Тхаба-Ерды считался столь священным, что даже после прихода в Ингушетию ислама оставался почитаемым местом: здесь собирался совет старейшин, проходили суды, решались спорные вопросы и созывались общенародные сходы. А богослужения продолжались вплоть до 19 столетия.
К сожалению, сегодня, несмотря на проведённые реставрации, состояние храма оценивается как аварийное; по этой причине несколько лет назад туристов перестали пускать внутрь, а совсем недавно, после того как от стены отвалился кусок, запретили даже подходить к нему. Поэтому сейчас Тхаба-Ерды окружён оградой из металлической сетки, и осмотреть его можно лишь со стороны.
...
Недалеко паслось стадо коров, и прежде чем уехать отсюда, я сделал ещё несколько снимков окрестностей - ведь наличие домашней живности всегда делает такие пейзажи ещё более пасторальными, правда?!
И в кадр попал наш микроавтобус:
А где-то вдали, на пологом склоне холма, виден при большом увеличении очередной башенный комплекс, коим здесь нет числа; те, что хорошо известны - лишь малая часть "башенного наследия" Ингушетии...