* * * * * * * * * *
Помнится, как в Армении, прямо возле дороги, ведущей от Еревана к "северным" монастырям Ахпат и Санаин, я обнаружил целый алфавит: армянские буквы высотой в человеческий рост стояли буквально "в чистом поле" в произвольном (то есть хаотическом:)) порядке. В Северной Осетии установили всего одну букву, но так и в таком месте, что она стоит всего армянского алфавита:
Этот монумент, или арт-объект, как он официально зовётся, посвящён второй букве осетинского алфавита, который появился только в 1844 году: трудно представить, но до этого времени осетины не имели своей письменности; первые переводы церковных книг на осетинский язык были сделаны лишь в середине 18 века грузинскими православными миссионерами, для чего они использовали грузинские буквы с добавлением специальных знаков, отражающих специфику местного наречия.
Первый осетинский алфавит был создан на основе кириллицы в 1844 году российским (шведского происхождения) учёным, языковедом и историком Андреем Михайловичем Шёгреном и в конце того же столетия усовершенствован академиком В. Ф. Миллером, за что получил название Алфавита Шёгрена-Миллера. Он просуществовал до установления советской власти, но в 1923 году по инициативе Народного комиссариата просвещения Горской АССР, в состав которой входила территория нынешней Северной Осетии, был составлен и начал внедряться новый - уже латинизированный - алфавит. Однако уже в 1938 году произошла новая "лингвистическая революция", и осетинский алфавит в Северной Осетии был переведён на кириллицу, а в Юго-Осетинской АО, входившей в состав Грузинской ССР - на грузинские буквы. Наконец в 1954 году Южная Осетия тоже вернулась к кириллице и, таким образом, осетинский алфавит стал единым и целиком состоит из русскоязычных букв (всего их 43, включая так называемые диграфы, например, дз, хъ, цъ, дж), за исключением одной-единственной буквы ӕ, идущей второй после "А". Памятник этому уникальному символу и установлен на Хъахъадурском (вот они, диграфы!), или Какадурском перевале, связывающим Даргавскую котловину с Куртатинским ущельем.
Буква высотой около 7 метров (на глаз) выполнена из металла, внутри обшита деревянными панелями, а сверху покрыта коваными узорами в национальном стиле:
Но самое главное - как и где её поставили, а именно, на самом краю горы, обрывающемся в глубокое ущелье, за которым на "заднем плане" открывается панорама высокого горного хребта. Не удивительно, что это место стало одним из самых фотографируемых в Северной Осетии, и оказаться здесь в "гордом одиночестве" практически невозможно:)
..........
А вот стоящие чуть дальше тоже на "краю бездны" качели - уже не "арт-объект", а ... самые настоящие качели; их установил владелец расположенного рядом то ли кафе, то ли магазинчика, и каждый желающий может на них покачаться, причём совершенно бесплатно (говорят, что хозяину заведения предлагали брать за "аттракцион" деньги, но он категорически отказался). Не знаю, насколько эффективным оказался этот "маркетинговый ход" с точки зрения выручки, но качели не пустуют; напротив, к ним выстраиваться очередь, а когда здесь останавливается туристический автобус, ожидание может растянуться на час с лишним.
Рядом с качелями "обычными", что для всех, находятся вторые, поменьше - детские, возле которых повешена табличка, предупреждающая, что садиться на них взрослым строго запрещается.
..........
Мы снова едем дальше по перевалу...