Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в ГИМ.
Государственный исторический музей 18 октября 2023г. -12 февраля 2024г.
https://shm.ru/shows/36688/
Приведу пресс-релиз к выставке, чтобы было понятно, о чем она и что представлено.
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» посвящена поэтическому и загадочному образу императрицы Александры Федоровны, прусской принцессы, ставшей супругой императора Николая I.
Вопреки известному утверждению, счастливо жениться по любви русским монархам все же удавалось: чувственная история взаимоотношений самой красивой пары Европы рассказана через уникальные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, трогательные семейные реликвии, личные вещи членов царской семьи, художественные произведения из Петергофской императорской резиденции.
«Долгожданный показ в Москве коллекции произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVII–XIX вв. из Петергофской императорской резиденции, несомненно, будет интересен любителям истории и ценителям классического европейского искусства. Выставка рассказывает о семье императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, истории их любви и домашних традициях. Часть этих добрых традиций венценосного семейства, как например, устраивать детские рождественские елки и дарить подарки, стали частью и нашей жизни. Посетив выставку, вы словно пройдете по тенистым аллеям парка "Александрия", вдохновитесь романтикой "маленькой Италии", и, конечно, почувствуете душевное тепло, сохранившееся в восхитительных произведениях искусства», — отмечает Алексей Левыкин, генеральный директор Государственного исторического музея.
«Петергоф — всемирно известная парадная резиденция русских императоров, знаменитая фонтанами, шутихами, каскадами, барочно изысканными дворцами. Гораздо менее популярна Александрия. Романтичный парк, связанный с судьбами четырёх поколений Романовых — от Николая I к Николаю II. Огромной романтический парк, выходящий к морю, уютные, камерные дачи-дворцы. Эмоциональный контраст пафосному, золоченому Петергофу. При этом Александрия — комплекс, сохранявший большое количество подлинных, мемориальных вещей династии, а вместе с ним особый дух царской семьи, жившей в атмосфере доверия и взаимности. Петергоф многие годы объединяет с Историческим музеем доброе партнёрство. Мы часто участвовали в выставочных проектах, связаны научными и профессиональными контактами. И вот впервые столь масштабный вояж комплекса вещей, более 400 предметов, связанных с семейной историей Николая Павловича и Александры Федоровны, в стены главного исторического музея страны, навстречу требовательной московской публике», — говорит Роман Ковриков, врио генерального директора ГМЗ «Петергоф».
Принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина, будущая российская императрица, родилась 1 июля 1798 г. в семье прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы. В детстве маленькая Шарлотта любила гулять в саду, благоухающем розами. Юную мечтательницу самые близкие называли «Blanche fleur» (Белая роза), по имени героини популярного в то время рыцарского романа «Волшебное кольцо». Образ прекрасной принцессы Александра Федоровна пронесла через всю жизнь, сохраняя при этом духовную стойкость и силу характера, а роза, как истинно королевский цветок, стала ее талисманом.
В политической жизни страны Александра Федоровна не оставила заметного следа. Она не стремилась занять престол, не вмешивалась в государственные дела и, по ее собственному признанию, на троне оставалась только «подругой» своего царственного мужа. В то же время, олицетворяя монархическую власть, она во многом определяла ценностные ориентиры подданных. На протяжении многих лет императрица возглавляла управление женскими воспитательными и образовательными учреждениями, тратила больше двух третей своих личных средств на оказание помощи нуждающимся, пожертвования и пособия разным организациям и обществам. Любящая и любимая жена, мать семерых детей Александра Федоровна утверждала традиционные ценности и подавала современникам пример идеальных семейных отношений. Выбирая изделия отечественных фабрикантов для убранства своих покоев в зимних и летних резиденциях, императрица поощряла развитие русской художественной промышленности. В экспозиции выставки представлена коллекция произведений искусства, собранная императрицей, с особым вниманием относившейся к работам русских художников (пейзажи О. А. Кипренского, И. А. Айвазовского, жанровый портрет кисти любимого ученика К. П. Брюллова — Ф. А. Моллера).
Выставка, объединившая более 400 памятников из собраний Государственного музея-заповедника «Петергоф» и Исторического музея, так или иначе связанных с именем Александры Федоровны, дает возможность «прикоснуться» к тайне личности женщины, находившейся рядом с самодержцем, который в течение 30 лет определял судьбу огромной державы.
В экспозиции представлены вещи, окружавшие императрицу в их с Николаем I любимой летней резиденции — Петергофе. По воле Николая I в 1820–1840-х гг. здесь был создан дворцово-парковый ансамбль, посвященный любимой супруге, — «Александрия» с небольшим уютным дворцом «Коттедж». Это место воспринималось царствовавшей четой не только как декорация для проведения официальных торжественных церемоний, но и как семейная дача, где все устроено согласно их личному вкусу и желаниям, где реализованы мечты, морально-этические и художественные идеи венценосных владельцев. Различные предметы обстановки этих дворцов и павильонов, личные вещи государыни отражают вкус, историко-культурные интересы, ценностные приоритеты Александры Федоровны, позволяют понять, что для нее являлось истинным сокровищем.
Теперь , я думаю, вам понятно, что к нам привезли экспонаты из Петергофских дворцов и павильонов. Из каких - видно на этой схеме
Не знаю, как выставлены привезенные к нам экспонаты на своих родных местах в Петергофе, можно ли к ним подойти близко, но здесь на выставке это возможно. Все перед нами в витринах и на стенах.
Москвичам очень советую сходить самим.
Еще немного можно почерпнуть из следующего текста
Напомню, что Николай I унаследовал трон от своего брата Александра I .
Николай I Павлович (25 июня [6 июля] 1796, — 18 февраля [2 марта] 1855, ) — император Всероссийский с 19 ноября (1 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта) 1855 . Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.
В феврале 1814г. в Берлине 17-летний Николай впервые увидел 16-летнюю дочь короля Пруссии Фридриха Вильгельма III принцессу Шарлотту.
4 (16) ноября 1815 года в Берлине во время официального обеда было объявлено о помолвке принцессы Шарлотты и великого князя Николая Павловича.
1 (13) июля 1817 года состоялось их бракосочетание. Венчание состоялось в день рождения юной княжны в Большой церкви Зимнего дворца. За неделю до венчания Шарлотта перешла в православие и была наречена новым именем — Александрой Фёдоровной, а по обручении с великим князем Николаем стала именоваться великой княжной с титулом Её Императорского Высочества
Супруги приходились друг другу четвероюродными братом и сестрой, их общими предками были король Пруссии Фридрих Вильгельм I и его жена София Доротея Ганноверская. Этот брак укрепил политический союз России и Пруссии.
В 1819 году император Александр I сообщил Николаю Павловичу и его жене, что наследник престола великий князь Константин Павлович намерен отречься от своего права на престол, поэтому наследником предстоит стать Николаю как следующему по старшинству брату. Сам Николай был отнюдь не обрадован такой перспективой. В своих воспоминаниях он писал:
"Государь уехал, но мы с женой остались в положении, которое уподобить могу только тому ощущению, которое, полагаю, поразит человека, идущего спокойно по приятной дороге, усеянной цветами и с которой всюду открываются приятнейшие виды, когда вдруг разверзается под ногами пропасть, в которую непреодолимая сила ввергает его, не давая отступить или воротиться. Вот совершенное изображение нашего ужасного положения"
В 1823 году Константин Павлович формально отрёкся от своих прав на престол, так как не имел детей, был разведён и женат вторым морганатическим браком на польской графине Грудзинской.
Не имея возможности убедить брата занять престол и получив его окончательный отказ (хотя и без формального акта отречения), великий князь Николай Павлович решился принять трон согласно воле Александра I.
Не углубляясь далеко в историю , скажу лишь что принятие присяги Николаю I вылилось в восстание декабристов.
Коронация Николая I состоялась лишь 22 августа (3 сентября) 1826 года в Москве. И тогда спустя 9 лет брака с Николаем Павловичем великая княжна Александра Федоровна стала императрицей.
И начну я показ экспозиций с ее самой парадной части.