Особняк Небылица -новый удивительный музей в Санкт-Петербурге.
Источники информации
небылица.рф
https://www.citywalls.ru/house1385.html
https://www.fontanka.ru/2023/03/19/72141566/
https://dzen.ru/a/ZC5ux86AlTZrhcEi -подробно по залам
https://www.sobaka.ru/entertainment/art/164848
https://gor.press/article/muzei-osobnia … peterburge
https://www.openweb.ru/owner-7810184454 … -igorevich
https://provincial-ka.ru/muzei/skazochn … nebylitsa/
Не так давно в марте 2023 года в Петербурге открылся новый необычный музей. Он называется "Особняк Небылица".
Расположен музей по адресу ул.Некрасова 14б
небылица.рф
Что из себя представляет музей, я уже знала перед поездкой в августе этого года, фотографии из него стали появляться в Сети, да и сайт музея тоже давал некоторое представление. Поэтому я сразу решила, что это надо увидеть и в первый же вече августовской поездки мы с подругой рванули в Небылицу.
Что же это за музей ? Кто его создал " В каком особняке ?
Данный дом до начала революции принадлежал купчихе Целибеевой Анне Васильевне. Он был возведен в 1883 году рядом с целибеевскими банями и доходным домом. Некоторая перестройка дома была произведена в 1900г. архитектором Валентином Демьяновским ставший одной из знаменитых работ наряду с Церковью Воскресения Христова на Смоленском кладбище в стиле Нарышкинского барокко.
Анна Васильевна Целибеева - вдова Гавриила Николаевича Целибеева, купеческого сословия, потомственного Почетного Гражданина.
Г.Н.Целибеев умер в 1905г, а Анна Васильевна в 1917г., то есть прожила в особняке (предположительно) до революции. Сведений конкретно про эту четы Целибеевых я не смогла найти.
Вообще , Целибеевых было очень много, большой разветвленный клан.
Семья Купцов Целибеевых
Упоминание семьи Целибеевых начинается с XVII века в городе Малоярославце Калужской области. Конечно, этот отсчет начинается с момента, когда фамилия стала известна в обществе.
Из маленьких городов многие уезжали в большие города искать счастья. Так и Федор Федорович Целибеев уехал в Петербург и вступил в петербургское купечество, став купцом 3-ей гильдии. С ним приехала и его супруга, Татьяна Артемьевна. Семья была богатой на детей: пятеро сыновей и две дочери. Одна из дочерей вышла замуж за купца 1-й гильдии Григория Петровича Елисеева. Вторая дочь также вышла замуж за купеческого сына Николая Тимофеевича Фокина. Таким образом, Целибеевы стали еще более знамениты, появлялись нужные связи и росло влияние.
Сыновья Федора Федоровича Целибеева продолжили дело отца и торговали обувью.
Что было в доме после революции ? Скорей всего, коммуналки. Но точной информации нет. Последние годы в доме располагался офис. В 2009 году уже была проведена реставрация и реконструкция. После чего его выставили на продажу. Целых 8 лет он ждал своего покупателя. В ноябре 2021 г. он был выставлен на торги со стартовой ценой в 150 млн. рублей. Эксперты ожидали, что лот уйдет и за все 200 млн, но не срослось — аукцион так и не состоялся, владельцы искали покупателя сами. Наконец нашли: ООО «Небылица» приобрела четырехэтажный особняк на 590 квадратных метров для сказочного «Особняка-небылицы» — городского музея русских сказок.
Генеральный директор ООО «Небылица» -Оксана Гордишевская.
Она возглавила команду , в которую входя ее муж Александр Гордишевский, художник-дизайнер Евгений Иоффе и предприниматель Виталий Боровой. До музея сказок ими были реализованы еще два похожих проекта: музей криптозоологии «Бестиарий» в ТРК «Гранд Каньон» и музей инопланетной жизни «Галакториум» в ТЦ «Солнечный». Оба оказались успешными, что вдохновило команду на создание более масштабного и зрелищного проекта в Центральном районе Петербурга.
Главный художник «Особняка-небылицы» Евгений Иоффе работал управляющим «Летучего Голландца», корабля -ресторана, стоящего у Мытнинской набережной. Александр Гордишевский был соучредителем ресторана.
«Мы делали там тематические вечеринки два раза в месяц, сумасшедшие декорации на один раз — и всё это ломалось. Я понял, что мне интересно делать декорации, а не высчитывать себестоимость борща и проверять чистоту туалетов», — отметил Евгений Иоффе.
В итоге у команды накопился где-то десятилетний опыт создания качественной бутафории, который они решили воплотить в статичную, постоянную декорацию. Оксана Гордишевская, физик-математик по образованию, заболела в пандемию не ковидом, а искусством и русскими сказками, в итоге они с мужем нашли помещение , этот особняк Целибеевой и фольклорный пазл сложился.
Об инвестициях в проект владельцы распространяются неохотно, но подчеркивают, что основное вложение — это покупка здания. «Для нас, для обычных бизнесменов это дорого, мы не магнаты. Мы не легко вложились, а расставались с деньгами сложно, но с любовью — не выполнить не могли. Даже иногда плакали», — шутит Оксана Гордишевская. Ее муж отмечает, что они, может, никогда и не окупятся — «тут как уж пойдет, насколько людям будет нравиться». «Это больше история для города, для детей, для взрослых», — считает он.
Владельцам достался офис с евроремонтом 90-х годов — желтый, с пятнами и протечками, балкон заваливался.
Так выглядел особняк на момент продажи
Новые владельцы в лице Гордишевской и ее компании пообещали, что внешнее убранство особняка и культурно-исторические ценности, охраняемые государством, будут сохранены. Тем более, что внутри таких объектов крайне мало, лестница, ограждения, своды вестибюля да ещё несколько.
Как выглядел интерьер особняка ДО могу показать несколькими фото.
Вестибюль. По центру основная лестница, справа лестница на 4 ступеньки, ведущая в кафе. Оно было здесь ДО, осталось и ПОСЛЕ.
Балясины лестниц, лепнина -все сохранили, но полностью изменили цвет.
Кафе - где была кухня, там она и осталось. Кессоны на потолке тоже на месте.
Почему для нового проекта выбрали именно эту площадку, не абы какую, а исторический памятник ? Хотели, чтобы музей был связан с городом, с мистикой, а не был обычной развлекаловкой в очередном торговом центре, объясняют владельцы. Тут пришлось побороться с КГИОПом: под охраной, по документам комитета, — наружные элементы здания, лестница с ажурными коваными ограждениями, своды парадного вестибюля, подпружные арки и камин. Всё неприкосновенное либо не трогали, либо закрыли и законсервировали. Много усилий, материальных и моральных ушло на то, чтобы отреставрировать фасад. Для того чтобы согласовать цвет здания, брали 50 проб. Сложно, но то, что обязали сохранить, сохранили.
Вот так нарядно теперь выглядит фасад особняка. Экспозиция заняло все внутренне пространство, включая чердак. Получилось 4 этажа. Наверху темнее увитая зеленью терраса , на которую из чердака тоже выходят посетители.
— Бдил не только комитет — работать пришлось и под надзором внимательных людей. Пока особняк пустовал, волновал он мало кого, как только владельцы отремонтировали фасад — стали заглядывать скептики и недоброжелательно пророчить: «Вы никогда не откроетесь», — рассказала Оксана Гордишевская. Но владельцы не жалеют: да, заморочились, но зато памятник имеет ценность и как музей, и сам по себе.
Под присмотром КГИОПа заделали крышу, проштробили стены, чтобы проложить кабели. Одновременно работали флористы, художники, электрики, сантехники и таксидермисты. Собирали сказку на основе «Бестиария», но с большим размахом и меньшим количеством пугалок.
Львиная доля музея — коллекция антиквариата, которую Оксана Гордишевская собирала около пяти лет по блошиным рынкам: что-то из Петербурга, что-то — из Европы, Марокко и даже Нью-Йорка. Из квартиры владелицы вывезли несколько машин экспонатов. Приспособили даже старые платья дочери — им нашли место в кафе.
От момента покупки здания до открытия музея прошло примерно 15 месяцев. Интерьер выполнили за 10 месяцев. Когда видишь что там сделали, в это трудно поверить.
Над музеем трудились более 100 художников и других специалистов. Эти люди вызывают искреннее восхищение, труд был проделан колоссальный.
Получилась самая настоящая сказка ! Конечно, можно сказать, что музей больше ориентирован на детей и это бесспорно. Но взрослые зависают здесь ничуть не меньше. Мы с подругой, две теки 65+ ходили 2, 5 часа и могли бы ходить и дольше, просто сил уже не было. В каждом зале невозможно все охватить, приходится ходить кругами. разглядывая каждый экспонат, а ими заполнено ВСЁ пространство. - и стены. и потолок.
В основу концепции «Особняка-небылицы» легли «русские сказки с петербургским мистицизмом». Сказки народные, сказки Пушкина, но не только они, здесь также собраны сказочные персонажи сказок из других стран.
Ко всему этому бестиарию нужна была легенда, какая-то связующая нить и ее придумали. Но об этом уже внутри.