Это ирония?
Ну почему? Нет!
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Томск - столица русского деревянного узорочья
Это ирония?
Ну почему? Нет!
карикатурный памятник (Чехову):
Интересно, а что бы сам Антон Павлович сказал, увидев такой памятник? Ведь человек то был с юмором. Хотя над собой посмеяться не всякий может.
Интересно, а что бы сам Антон Павлович сказал, увидев такой памятник? Ведь человек то был с юмором. Хотя над собой посмеяться не всякий может.
Знаете, примерно такие же "отмазки" я читал. Например, "Википедия" приводит слова автора памятника, который считает, что Чехов его юмор наверняка бы оценил.
Тем не менее, даже если бы ко мне ночью явился призрак Чехова и подтвердил такую позицию, моё мнение осталось бы неизменным: данный памятник - уже за пределами "просто юмора", это уже карикатура, а карикатура - это посягательство на честь и достоинство человека, что никому не позволительно. Даже если бы это не касалось столь известной личности.
..........
Деревянная церковь Абалакской иконы Божией Матери "Знамение" (которая, кстати, считалась одной из самых почитаемых в Сибири Богородичных икона), или просто Знаменская была построена в 1703 году, но к концу того же столетия обветшала, да ещё и пожар случился - и на её месте возвели новый каменный храм, который после серьёзной постсоветской реставрации (практически восстановления) мы видим сегодня:
Дальше я, с вашего позволения, немного "ускорюсь" и покажу несколько "проходных" по масштабу Томска деревянных домов без всяких комментариев:
Ну да, и вот такое...
Отдельно отмечу два сохранившихся усадебных дома конца 19-начала 20 веков, принадлежавших семье Павловых:
...
Наконец мы выходим на одну из старейших улиц Томска - Розы Люксембург, которая в прошлом была Магистратской, поскольку начиналась от Базарной площади рядом с городским Магистратом, и сразу упираемся в небольшое техническое, но, тем не менее, историческое сооружение - одну из (всего в городе их 5) Водоразборных будок, построенных Обществом механических заводов Братьев Бромлей, с которых городские власти в конце 19 века заключили договор на изготовление и монтаж оборудования для первого томского водопровода.
А на углу напротив будки находится красивое здание бывшего Владимирского начального училища, которое переехало сюда в 1910 году:
В паре кварталов по направлению к центру обращает на себя внимание усадебный дом, принадлежавший некоей Анне Павловне Лебедевой, а с 1915 года - Сретенской церкви:
Самое же красивое здание на бывшей Магистратской (и одно из самых красивых в Томске вообще) - нет, даже не сам Магистрат, а дивная Томская хоральная синагога, впервые появившаяся в середине 19 столетия и перестроенная в нынешнем виде в 1902 году:
В советское время она, естественно, не работала, но в 2010 году после полной реставрации открылась вновь.
Отредактировано savl (2023-09-30 14:59:25)
* * * * * * * * * *
А теперь мы отправимся в менее "урбанизированные" и более "патриархальные" уголки Томска, где деревянных домов зачастую и сегодня можно увидеть больше, чем каменных и кирпичных. И начнём с одного из самых старых и колоритных районов - Татарской слободы, или Заисточья (Заистока), что вдвойне символично, поскольку именно татары жили в этих краях до пришествия русских (которых, напомню, они сами и призвали).
Интересно, что до 1914 года слобода была островом, отделённым от города протокой, называемой Исток - отсюда и пошло её второе имя Заисточье, или Заисток. Сейчас эта протока убрана в трубы и течёт под землёй, а о её существовании напоминают названия Источная улица и Источный переулок.
Татарская слобода возникла на месте торгового городка сибирских бухарцев, основанного в 16 веке. Впоследствии сюда перебирались татарские переселенцы из других регионов - Поволжья, Тобольской губернии, Средней Азии, но и не только они: ведь именно здесь проходил Московский тракт (он и сегодня называется так же), бывший частью "глобального" Сибирского тракта, по которому в любое время года проезжали тысячи и десятки тысяч ямщиков, везших из Сибири и в Сибирь самые разные товары, и в слободе селились - уже вне зависимости от национальности - купцы, ремесленники, предприниматели, здесь открывались кожевенные, скорняжные, спичечные, шерстомойные и другие производства и, конечно же, постоялые дворы, базары и едальни. В общем, Татарская слобода была своего рода "городком в городе".
Татарская слобода во многом сохранила свой антураж и до наших дней и сегодня занимает особое место среди томских районов с деревянной застройкой. Правда, все самые известные "резные" постройки, составляющие "золотой фонд" томского деревянного зодчества, находятся в других местах, но и здесь можно увидеть множество интересных домов с красивым "кружевным" декором, многие их которых, кстати, признаны памятниками архитектуры.
Начнём мы нашу прогулку на главной улице Татарской слободы, которая тоже называется Татарской и сейчас является одной из немногих томских улиц, сохранивших своё имя со времен его первого упоминания. Здесь находится первая каменная мечеть Томска, возведённая вместо более старой деревянной в начале 20 века и прозванная Красной по цвету стен из неоштукатуренного красного кирпича.
Интерьеры мечети сравнительно простые, без особого декора, даже явно выраженный михраб отсутствует - им является вся арка в конце зала. А фактически единственными украшениями служат турецкий ковёр весом 5 тонн и южнокорейская люстра.
Большая надпись над нишей-михрабом - концовка 103-го аята суры "Ан-Ниса" (Женщины): "Воистину, намаз предписан верующим в определенное время". А каллиграфии в виде кругов по её бокам - Шахада, свидетельство веры, необходимое для принятия ислама: "свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник".
Спустя 3 года рядом с мечетью построили медресе, названное в народе Хамитовским по имени ахуна (главы мусульманского духовенства) Томской губернии Хамзы Хамитова.
..........
Я думаю (и надеюсь!), что вы не будете возражать, если я покажу Татарскую слободу "списком", то есть без конкретизации конкретных домов, которая, если честно, ни вам, ни мне ничего не даст. Скажу лишь, что в подавляющем большинстве это обычные жилые дома (хотя некоторые из них были доходными, то есть полностью или частично сдавались внаём), в основном - конца 19 столетия
...
Всё-таки как много значат точки над буквой "ё" в русском языке и сколь важно их соблюдать! Например, идущая параллельно Татарской улице улица Максима Горького (который, кстати, в Томске никогда не был, а всего лишь переписывался с некоторыми томскими писателями) в прошлом называлась Большой Королёвской, и прочитав это в ресурсах, пишущих Ё как Е, сразу возникает вопрос: ну откуда в Томске КоролЕвская улица, какие тут короли, чай не Калининград какой-нибудь... А с "точками" сразу всё ясно - значит, названа в честь никакого не короля, а некоего Королёва, в данном случае - томского купца, имевшего здесь постоялый двор.
Сегодня же самое красивое (по крайней мере, из сохранившихся) здание на улице Максима Горького - построенный в 1904 или 1905 году особняк купца Карима Хамитова, прозванный Домом Карим-бая.
Карим Хамитов был одним из самых обеспеченных и влиятельных людей в Томске начала 20-го столетия. Он родился в семье крестьян-переселенцев из Пензенской губернии, после переезда в Томск работал на отцовском участке, а затем в лавке купца Астахова, потом торговал пушниной, занимался разведением породистых лошадей, а всерьёз "поднялся" (прошу прощения за современный сленг) во время Русско-японской войны 1904-1905 годов на поставках коней русской армии (кстати, это его старший брат Хамза, отучившись в Бухарском медресе, вернулся в Томск, где стал ахуном сначала Томска, а затем всей Томской губернии и построил "Хамитовское" медресе при Красной мечети).
Особняк Хамитова был одним из красивейших в Томске того времени, не похожим ни на один другой. В нём соединились формы классицизма, ренессанса и модерна, а также восточные мотивы, во дворе был разбит сад с фонтаном, беседкой и гуляющими павлинами. Особый интерес и сегодня представляют выполненные в виде тоннелей подвалы особняка, являющиеся настоящими катакомбами с каменными стенами и арочными потолочными сводами и подземными помещениями: кухней, ледником и мастерскими, общая протяженность которых составляет 75 метров - сегодня их можно посетить в рамках организованной экскурсии (записываться надо предварительно).
Сейчас в Доме Карима Хамитова расположен областной Центр Татарской культуры, при котором работает более десяти художественных объединений, изучающих вокальное и хореографическое наследие татарского народа, и проводятся общегородские мероприятия - такие как фестиваль татарской культуры, конкурс татарской музыки среди детей и молодежи, национальный праздник "Сабантуй", историко-краеведческие познавательные программы "В гостях у Карим-бая" и "Легенды старого дома".
Всё это очень интересно и, живя в Томске, я бы наверняка хоть раз посетил какой-нибудь из этих фестивалей, но сейчас меня в основном интересовал особняк Хамитова в архитектурном плане (выбор ракурсов опять определялся положением солнца):
И снова продолжим прогулку по улицам Татарской слободы:
НАВИГАТОР по рассказам о России | Рассказы: Россия | 2024-11-19 |
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Томск - столица русского деревянного узорочья