* * * * * * * * * *
Прежде чем покинуть огромную площадь Ленина, от которой я, честно говоря, даже немного устал, я покажу любопытное здание, расположенное между проспектом и "финишным отрезком" реки Ушайки недалеко от места её впадения в Томь:
Это высокое кирпичное здание было построено в 1900 году, и до революции в нём находилась скобяная лавка - о ней и сейчас напоминают сохранившиеся на фасаде (но, конечно, обновлённые) надписи. С некоторых пор здесь размещается стоматологическая клиника, которой недавно было присвоено имени святителя Луки Войно-Ясенецкого. Представлять этого замечательного человека, думаю, никому не нужно, скажу только, что когда в 1940 году он находился в ссылке и работал хирургом в поселковой больнице в Красноярском крае, ему разрешили ненадолго выехать в Томск, и здесь, в городской библиотеке, он изучал новейшую литературу по гнойной хирургии, в том числе, на немецком, французском и английском языках - эта информация позволила Войно-Ясенецкому закончить второе издание знаменитых "Очерков гнойной хирургии", за которые через несколько лет ему была присуждена Сталинская премия первой степени.
..........
Пройдя мимо ничем не примечательного здания Администрации Томской области, мы выходим на набережную реки Томи. Набережная - это, конечно, громко сказано: формально и утилитарно она имеется, но эстетики в ней нет никакой - грубо говоря, это просто закатанный в бетон речной склон:
Что есть здесь более интересного? Во-первых, здание харчевни "Славянский базар" (сейчас - ресторан кавказской кухни "Пряности и радости", но вывеска с историческим названием всё равно присутствует), построенное в 1886-1888 годах по решению Томской городской думы на средства городского бюджета:
Харчевня получила известность за пределами Томска после того, как в мае 1890 года, будучи в Томске по дороге на Сахалин, в ней отобедал Антон Павлович Чехов и оставил короткий, но ёмкий отзыв: "Здесь есть "Славянский базар". Обеды хорошие".
Правда, о самом городе Чехов отозвался нелицеприятно: "Томск гроша медного не стоит… Скучнейший город… и люди здесь прескучнейшие… Город нетрезвый… Грязь невылазная… на постоялом дворе горничная, подавая мне ложку, вытерла её о зад…". Что ж, о вкусах не спорят, каждый имеет право на свой взгляд, но томичи оказались злопамятными и спустя столетие "отомстили" писателю, поставив рядом со ""Славянским базаром" карикатурный памятник:
Чехов изображён босиком с непропорционально большими ногами - надпись вокруг них объясняет это "оптическое явление": "Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего "Каштанку" - то есть мужик валялся буквально у ног писателя, а потому видел его снизу вверх, и по закону перспективы ноги выходили намного больше всех остальных деталей фигуры писателя. Посулите сами: мой 42-й и близко не стоял:
Если же серьёзно... пишут, что отношение к памятнику у горожан расходятся - вплоть до самых крайних оценок. Моё же мнение такое: "красные линии" (законы вкуса и уважения к историческим персонажам) здесь откровенно нарушены на потребу поколению, для которого слово "прикольно" заменило понятия хорошего и плохого. И хотя памятник явно прижился и стал чуть ли ни одним из символов Томска - его можно увидеть на самой разной сувенирной продукции (пишут даже, что возле него ежегодно проводятся традиционные "Чеховские пятницы"), его появление, на мой взгляд, не делает чести томичам...