* * * * * * * * * *
Практически любой старинный русский город начинался с крепости или острога, а продолжался посадом, располагавшимся, как правило, у подножия крепостного холма, который со временем превращался в торговый центр города (на холм-то поди, потаскай товары; даже в Тобольске, несмотря на великолепный Гостиный двор Ремезова, не удалось надолго заманить купцов в Кремль). Причём чем позже возникал город, тем быстрее крепость теряла своё военное значение, и вся экономическая, а то и политическая жизнь переходила на территорию бывшего посада. Примерно так произошло и в Томске.
Томск развивался очень быстро: сначала благодаря торговле по реке Томь, а когда в 18 веке через него прошёл Сибирский тракт, он и вовсе превратился в один из главных торговых центров Сибири. Недаром уже в 1804 году - всего через 200 лет после своего основания! - Томск стал центром огромной Томской губернии, каковых в тогдашней сибирской России было всего 3: Тобольская, Иркутская и вот теперь - Томская, включавшая в себя территории нынешних Алтайского края и Республики Алтай, Кемеровской, Новосибирской и, разумеется, Томской областей, западных земель Красноярского края и восточных - Омской области, а также Усть-Каменогорской и Семипалатинской областей Казахстана.
А вот в конце 19 столетия, когда строился Транссиб (Транссибирская магистраль), Томск "обидели": сначала планировалось, что железная дорога пройдёт через него, но после длительных расчётов (кстати, на этом участке техническими изысканиями руководил Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, которого большинство из нас с детства знает как писателя) дорогу было решено проложить южнее. "Ничего личного" в этом не было: во-первых, так выходило примерно на 140 вёрст короче, а Транссиб и так обходился в бешеные деньги, а во-вторых, в новом месте мост через Обь получался "на 360 саженей меньше, что одно составит экономию, считая по 8 тыс. руб. погон моста, до 3 мил. руб.". Кстати, рядом с мостом возникла станция Обь, которая постепенно выросла в город Новониколаевск - нынешний Новосибирск, а в Томск была пущена отдельная ветка-однопутка от станции Таёжная (сегодня - город Тайга Кемеровской области) протяжённостью 95 километров.
Сейчас главный вокзал Томска ("Томск-1") расположен на окраине, и "просто так" добираться до него мотивации нет. Но "аэропортовский" автобус заезжает на Привокзальную площадь и останавливается на ней, поэтому мне удалось прямо из окна сделать фотографию красивого вокзального здания, объединившего в себе неорусский стиль и модерн:
..........
Ну а на месте томского нижнего посада, на берегах реки Ушайки, ещё в 17 веке сформировалась огромная Базарная площадь. Здесь разгружались и загружались суда, здесь складировали и продавали товары, деревянные палатки постепенно заменялись каменными, в середине 18 столетия был построен несохранившийся до наших дней Гостиный двор, а в 1806 году - биржевой корпус; ещё в 1630 году на площади появился первый деревянный храм Богоявления, а в 1770-х годах на его месте был возведён большой каменный Богоявленский собор. В начале 19 века сюда начали "подтягиваться" и административные органы: магистрат, городская дума и мещанская управа, главное пожарное депо, городское полицейское управление.
Рыночная площадь менялась не только внешне - её постоянно переименовывали: Базарная стала Базарно-Гостинодворской, потом - Богоявленской, снова Базарной, но уже Главной, просто Гостинодворской, Иверской (после сооружения на ней часовни Иверской Божией Матери), Торговой, ну а с 1959 года и, к сожалению, до наших дней - площадью Ленина.
Показывать главную площадь Томска очень трудно: во-первых, она огромная, во-вторых, никаким "архитектурным ансамблем" здесь и не пахнет, застроена она столь стихийно и хаотично, что даже трудно сказать, где она начинается, а где заканчивается. Поэтому и я буду показывать её частями, без какой-либо системы и концепции.
Начну я с набережной речки Ушайки, оригинально оформленной в виде чередующихся округлых выступов, немного напоминающих крепостные башни, и Каменного моста, по традиции порой всё ещё называемого Думским по имени прежнего деревянного моста, возведённого ещё в 1819 году по проекту будущего декабриста Гавриила Степановича Батенькова, который после окончания Института инженеров путей сообщения был назначен инженером 3 класса в Сибирский округ и откомандирован в Томск, где руководил работами по благоустройству улиц и укреплению набережной Ушайки.
Деревянный Думский мост Батенькова прослужил почти 100 лет, но "ничто не вечно под Луной", и в 1915 году он был заменён новым, возведённым по проекту проработавшего всю свою жизнь в Томске архитектора Константина Константиновича Лыгина, с которым мы ещё не раз "встретимся". Мост украшен четырьмя ростральными колоннами, между которыми установлены 4 фонарных столба: он, хоть и небольшой (всего 42 метра), но выглядит красивым и изящным, за что его часто сравнивают с петербургскими мостами.
Отредактировано savl (2023-09-27 13:44:01)