Готическая квартира в Питере - в гостях у коллекционера.
Источники информации
https://www.citywalls.ru/house586.html
https://dzen.ru/a/XgWW_5j-eQCsn_6K
https://chulga.livejournal.com/167548.html
https://www.rbc.ru/spb_sz/15/02/2022/62 … 555cbf7306
https://www.dp.ru/a/2019/04/25/Domu_ger … ash=716434 фото фасада
Как я уже рассказывала, в марте этого года довелось побывать на очень интересной экскурсии в частной квартире коллекционера антиквариата, собирателя готических предметов Игоря Я.
Квартира его находится в доходном доме герцога Н. Н. Лейхтенбергского по адресу Большая Зеленина ул., 28.
Экскурсию Игорь начал с рассказа о самом доме, провел нас по разным подъездам, объяснил, как был устроен доходный дом.
Поэтому и я начну рассказ издалека, и даже не о самом доме, а сначала о том, кто же такие герцоги Лейхтенбергские, тем более, что в ту поездку у нас была еще одна экскурсия, связанная с ним, а именно особняк Румянцева на Английской набережной.
Текст и фото отсюда https://chulga.livejournal.com/167548.html
История появления в России герцогов Лейхтенбергских необычна. Первым владельцем этого титула был пасынок Наполеона, сын императрицы Жозефины от давнего брака с казнённым во время революции виконтом, Евгений де Богарне (1781–1824). Наполеон любил опираться на поддержку родственников и сделал пасынка вице-королём Италии. В 1812г. Евгений возглавлял один из вторгшихся в Россию французских отрядов, а затем — вместе с основным войском — продвигался в сторону Москвы. Любопытное происшествие случилось, когда отряд новоявленного итальянского вице-короля занял расположенный близ Звенигорода Саввино-Сторожевский монастырь. Неожиданно ему, католику и почти что революционеру, является ночью некий старец и предрекает, что тот вернётся домой невредимым, если защитит монастырь от разграбления. Испуганный Евгений даёт команду остановить грабёж, а в старце наутро по изображениям на иконах признаёт самого основателя обители — св. Савву Сторожевского. По воспоминаниям потомков вице-короля тогда же святой старец предрёк, что в лице своего сына он ещё вернётся в Россию…
Евгений Богарне в 18-летнем возрасте. Он — адъютант Наполеона во время Египетской кампании.
И действительно, в отличие от многих других наполеоновских генералов, Евгений возвращается во Францию без единой царапины, а после низвержения Наполеона хотя и теряет титул итальянского вице-короля, но счастливо избегает коснувшихся многих приближённых и родственников свергнутого императора репрессий. Он был женат на дочери Баварского короля Максимилиана I Амалии, и тот, за деньги, доставшиеся Евгению в качестве компенсации за отказ от вице-королевского звания, уступает ему титул герцога Лейхтенбергского.
Иоганн Генрих Рихтер. Портрет Евгения Богарне.
На смертном одре принц Евгений рассказывает своим детям о странном происшествии, случившемся с ним в России. Но дети и думать не думают о далёкой северной стране. Младшего из них в честь деда-короля назвали Максимилианом (1817–1852). Неожиданно в 1835 году после скоропостижной смерти от фолликулярной ангины скончавшегося через 2 месяца после свадьбы с португальской королевой Марией II да Браганса брата Августа, Максимилиан наследует герцогский титул. Это был тогда блестящий молодой офицер-кавалерист, который вёл в Германии рассеянную жизнь, пользуясь своим родством с баварским королевским домом. Впрочем, на Баварской службе он достиг звания командира кавалерийского полка и был одним из претендентов на Бельгийский престол. И вдруг всё переменилось для него.
Молодой Максимилиан Лейхтенбергский.
Старшую и любимую дочь Российского императора Николая I звали Марией. По воспоминаниям современников она была до странности похожа на своего отца. Тот же властный нрав, тот же решительный взгляд серо-голубых, немного на выкате глаз… Николай так любил дочку, что и представить себе не мог, что когда-нибудь ей, как всякой великой княжне, придётся выйти замуж за иностранного принца и навсегда покинуть Россию. А значит, нужно было найти такого принца, который бы согласился оставить родину и принять Российское подданство.
Два портрета великой княжны Марии Николаевны, в первом браке — герцогини Лейхтенбергской, княгини Романовской. Слева акварель П.Ф. Соколова. Мария — совсем ещё девочка, но сколько серьёзности в её голубых глазах! Справа портрет работы Карла Брюллова. Образ холодной светской красавицы
Вот тут-то Мария Николаевна и знакомится с Максимилианом. Он был влюблён настолько, что поспешил продать свои владения в Папской области и Наварре и на вырученные деньги приобрести себе имение в Тамбовской губернии. Свадьба состоялась в июле 1839 г. В подарок молодым Николай подарил сразу два дворца: Мариинский на Исаакиевской площади в Петербурге и загородный в Сергиевке близ Петергофа.
С годами герцог Максимилиан Лейхтенбергский увлёкся естественными науками. У него была собственная лаборатория в здании Главного Штаба Гвардии. Он покровительствовал изобретателю гальванопластики физику Якоби и на собственные средства создал для него мастерскую, где по методу Якоби изготавливались статуи для Исаакиевского собора. Не те, что снаружи, а те, что украшают собор изнутри, и которые нужно было сделать максимально более лёгкими. Как и все родственники императорской семьи, герцог много занимался благотворительностью. И поныне об этом напоминает название Максимилиановской больницы. В 1839г. герцог назначен почётным членом Академии Наук. В 1848г. он становится управляющим Института Корпуса горных инженеров (нынешний Горный институт). Герцог Максимилиан способствовал геологическому изучению России. Увы, во время одной из своих инспекционных поездок на Уральские заводы он сильно простудился и вскоре умер от обострения туберкулёзного процесса.
Герцог Максимилиан в 1849. Он серьёзно болен туберкулёзом. Карл Брюллов. Портрет написан на Мадейре, где в тот момент лечились оба.
Потомки герцога Максимилиана и великой княжны Марии Николаевны жили в России до самой революции. Они составили особую ветвь родственников Императорской династии и помимо герцогского титула многие из них титуловались князьями Романовскими и Их Императорскими Высочествами.
Старшим сыном герцога Максимилиана и отцом хозяина дома на Большой Зелениной был герцог Николай Максимилианович Лейхтенбергский (1843–1890), унаследовавший интерес к естественным наукам и бывший в 1865–1890 президентом Российского минералогического общества.
Герцог Николай Максимилианович Лейхтенбергский.
Не смотря на больную ногу, он успешно служил в кавалерии и в должности командира гусарской бригады принимал участие в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Пользовался громадной симпатией императора Александра II, который любил его больше, чем других племянников и брал с собою в поездки по России. Блестящему положению герцога при дворе повредил тайный морганатический брак с дочерью коллежского секретаря Сергея Петровича Анненкова Надеждой Сергеевной Акинфьевой (по первому браку). Не смотря на то, что, в конце концов, Александр II простил своего любимца, он, обидевшись, перебрался в Германию и жил, в основном, в доставшемся по наследству от тётушки — Бразильской императрицы — замке Штайн. Там герцог Николай пристрастился к морфию и преждевременно скончался в 1890 году.
От этого брака родилось двое сыновей. Хозяин дома на Большой Зелениной (наконец-то появился главный "герой"), герцог Николай Николаевич Лейхтенбергский (1868–1928), был старшим. Он вернулся в Россию и поступил в гвардию. С 1891 служил в Лейб-гвардии Преображенском полку, с 1912г. полковник и адъютант Его Императорского Величества.
Герцог Николай Николаевич Лейхтенбергский .
Участвовал в Первой мировой войне, награждён за храбрость шашкой, завещанной М.Д. Скобелевым для вручения «первейшему полковому герою». В отставку вышел в чине генерала, но ещё во время службы стал хозяином нескольких домов в Петербурге, приносивших ему неплохой доход.