Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Готическая квартира в Питере - в гостях у коллекционера.


Готическая квартира в Питере - в гостях у коллекционера.

Сообщений 1 страница 10 из 68

1

Готическая квартира в Питере  - в гостях у коллекционера.

Источники информации
https://www.citywalls.ru/house586.html
https://dzen.ru/a/XgWW_5j-eQCsn_6K
https://chulga.livejournal.com/167548.html
https://www.rbc.ru/spb_sz/15/02/2022/62 … 555cbf7306
https://www.dp.ru/a/2019/04/25/Domu_ger … ash=716434  фото фасада

Как я уже рассказывала, в марте этого года довелось побывать на очень интересной экскурсии в частной квартире коллекционера антиквариата, собирателя готических предметов Игоря Я.
Квартира его находится в доходном доме герцога Н. Н. Лейхтенбергского  по адресу Большая Зеленина ул., 28.

Экскурсию Игорь начал с рассказа о самом доме, провел нас по разным подъездам, объяснил, как был устроен доходный дом.

Поэтому и я начну рассказ издалека, и даже не о самом доме,  а сначала о том, кто же такие герцоги Лейхтенбергские, тем более,  что в ту поездку у нас была еще одна экскурсия, связанная с ним, а именно особняк Румянцева на Английской набережной.

Текст и фото отсюда  https://chulga.livejournal.com/167548.html

История появления в России герцогов Лейхтенбергских необычна. Первым владельцем этого титула был пасынок Наполеона, сын императрицы Жозефины от давнего брака с казнённым во время революции виконтом, Евгений де Богарне (1781–1824). Наполеон любил опираться на поддержку родственников и сделал пасынка вице-королём Италии. В 1812г. Евгений возглавлял один из вторгшихся в Россию французских отрядов, а затем — вместе с основным войском — продвигался в сторону Москвы. Любопытное происшествие случилось, когда отряд новоявленного итальянского вице-короля занял расположенный близ Звенигорода Саввино-Сторожевский монастырь. Неожиданно ему, католику и почти что революционеру, является ночью некий старец и предрекает, что тот вернётся домой невредимым, если защитит монастырь от разграбления. Испуганный Евгений даёт команду остановить грабёж, а в старце наутро по изображениям на иконах признаёт самого основателя обители — св. Савву Сторожевского. По воспоминаниям потомков вице-короля тогда же святой старец предрёк, что в лице своего сына он ещё вернётся в Россию…

https://i.postimg.cc/3J4WTncg/01.jpg
           
            Евгений Богарне в 18-летнем возрасте. Он — адъютант Наполеона во время Египетской кампании.

И действительно, в отличие от многих других наполеоновских генералов, Евгений возвращается во Францию без единой царапины, а после низвержения Наполеона хотя и теряет титул итальянского вице-короля, но счастливо избегает коснувшихся многих приближённых и родственников свергнутого императора репрессий. Он был женат на дочери Баварского короля Максимилиана I Амалии, и тот, за деньги, доставшиеся Евгению в качестве компенсации за отказ от вице-королевского звания, уступает ему титул герцога Лейхтенбергского.

https://i.postimg.cc/FHFrKpPW/02.jpg

          Иоганн Генрих Рихтер. Портрет Евгения Богарне.

На смертном одре принц Евгений рассказывает своим детям о странном происшествии, случившемся с ним в России. Но дети и думать не думают о далёкой северной стране. Младшего из них в честь деда-короля назвали Максимилианом (1817–1852). Неожиданно в 1835 году после скоропостижной смерти от фолликулярной ангины скончавшегося через 2 месяца после свадьбы с португальской королевой Марией II да Браганса брата Августа, Максимилиан наследует герцогский титул. Это был тогда блестящий молодой офицер-кавалерист, который вёл в Германии рассеянную жизнь, пользуясь своим родством с баварским королевским домом. Впрочем, на Баварской службе он достиг звания командира кавалерийского полка и был одним из претендентов на Бельгийский престол. И вдруг всё переменилось для него.

https://i.postimg.cc/G2ThCpMb/05.jpg

              Молодой Максимилиан Лейхтенбергский.

Старшую и любимую дочь Российского императора Николая I звали Марией. По воспоминаниям современников она была до странности похожа на своего отца. Тот же властный нрав, тот же решительный взгляд серо-голубых, немного на выкате глаз… Николай так любил дочку, что и представить себе не мог, что когда-нибудь ей, как всякой великой княжне, придётся выйти замуж за иностранного принца и навсегда покинуть Россию. А значит, нужно было найти такого принца, который бы согласился оставить родину и принять Российское подданство.

https://i.postimg.cc/1X6tpz6v/03.jpg https://i.postimg.cc/wxs7KwPD/04.jpg

Два портрета великой княжны Марии Николаевны, в первом браке — герцогини Лейхтенбергской, княгини Романовской. Слева акварель П.Ф. Соколова. Мария — совсем ещё девочка, но сколько серьёзности в её голубых глазах! Справа портрет работы Карла Брюллова. Образ холодной светской красавицы

Вот тут-то Мария Николаевна и знакомится с Максимилианом. Он был влюблён настолько, что поспешил продать свои владения в Папской области и Наварре и на вырученные деньги приобрести себе имение в Тамбовской губернии. Свадьба состоялась в июле 1839 г. В подарок молодым Николай подарил сразу два дворца: Мариинский на Исаакиевской площади в Петербурге и загородный в Сергиевке близ Петергофа.

С годами герцог Максимилиан Лейхтенбергский увлёкся естественными науками. У него была собственная лаборатория в здании Главного Штаба Гвардии. Он покровительствовал изобретателю гальванопластики физику Якоби и на собственные средства создал для него мастерскую, где по методу Якоби изготавливались статуи для Исаакиевского собора. Не те, что снаружи, а те, что украшают собор изнутри, и которые нужно было сделать максимально более лёгкими. Как и все родственники императорской семьи, герцог много занимался благотворительностью. И поныне об этом напоминает название Максимилиановской больницы. В 1839г. герцог назначен почётным членом Академии Наук. В 1848г. он становится управляющим Института Корпуса горных инженеров (нынешний Горный институт). Герцог Максимилиан способствовал геологическому изучению России. Увы, во время одной из своих инспекционных поездок на Уральские заводы он сильно простудился и вскоре умер от обострения туберкулёзного процесса.

https://i.postimg.cc/kX3D7x3z/6.jpg

Герцог Максимилиан в 1849. Он серьёзно болен туберкулёзом. Карл Брюллов. Портрет написан на Мадейре, где в тот момент лечились оба.

Потомки герцога Максимилиана и великой княжны Марии Николаевны жили в России до самой революции. Они составили особую ветвь родственников Императорской династии и помимо герцогского титула многие из них титуловались князьями Романовскими и Их Императорскими Высочествами.

Старшим сыном герцога Максимилиана и отцом хозяина дома на Большой Зелениной был герцог Николай Максимилианович Лейхтенбергский (1843–1890), унаследовавший интерес к естественным наукам и бывший в 1865–1890 президентом Российского минералогического общества.

https://i.postimg.cc/XNF71pG8/7.jpg
           
            Герцог Николай Максимилианович Лейхтенбергский.

Не смотря на больную ногу, он успешно служил в кавалерии и в должности командира гусарской бригады принимал участие в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Пользовался громадной симпатией императора Александра II, который любил его больше, чем других племянников и брал с собою в поездки по России. Блестящему положению герцога при дворе повредил тайный морганатический брак с дочерью коллежского секретаря Сергея Петровича Анненкова Надеждой Сергеевной Акинфьевой (по первому браку). Не смотря на то, что, в конце концов, Александр II простил своего любимца, он, обидевшись, перебрался в Германию и жил, в основном, в доставшемся по наследству от тётушки — Бразильской императрицы — замке Штайн. Там герцог Николай пристрастился к морфию и преждевременно скончался в 1890 году.

От этого брака родилось двое сыновей. Хозяин дома на Большой Зелениной (наконец-то появился главный "герой"), герцог Николай Николаевич Лейхтенбергский (1868–1928), был старшим. Он вернулся в Россию и поступил в гвардию. С 1891 служил в Лейб-гвардии Преображенском полку, с 1912г. полковник и адъютант Его Императорского Величества.

https://i.postimg.cc/WbGzzhs3/8.jpg

              Герцог Николай Николаевич Лейхтенбергский .

Участвовал в Первой мировой войне, награждён за храбрость шашкой, завещанной М.Д. Скобелевым для вручения «первейшему полковому герою». В отставку вышел в чине генерала, но ещё во время службы стал хозяином нескольких домов в Петербурге, приносивших ему неплохой доход.

0

2

Уже очень интересно и все понятно

0

3

Леночка, спасибо за рассказ! Интереснейшее начало.

0

4

Лена, спасибо за долгожданный рассказ. Так много от Вас слышала о Готической квартире, но даже и предположить не могла, что она находится в Доме герцога Н. Н. Лейхтенбергского , прелестном образце петербургского модерна. Я в июле, кажется, прошлого года приезжала специально посмотреть на фасад дома, пофотографировать  мозаичный фриз  и прочие украшения.  А, оказывается, в этом доме и находится Готическая квартира. Читаю с интересом. Жду продолжения...(по мере возможности)

Отредактировано Неслучайные гости (2023-08-29 13:43:57)

0

5

Герцогу также принадлежали доходные дома по адресам: 7-я Рота № 4, № 6, № 8. Семья герцога проживала в собственном особняке на Каменноостровском пр. - сейчас этот участок занимает дом № 64.
Как и многие другие представители этой семьи, герцог Лейхтенбергский был большим любителем искусства, покровительствовал художникам. К тому же, герцогу по наследству досталось собрание портретов французских мастеров (в том числе портрет Жозефины работы Ф. Жерара) и немало картин голландской школы, а также коллекция старинного оружия, принадлежавшая его деду Максимилиану Лейхтенбергскому. Все эта коллекция хранится сегодня в Эрмитаже. Это был человек требовательный и с хорошим вкусом.
В дни государственного переворота герцог Н. Н. Лейхтенбергский выполнял обязанности флигель-адъютанта при низложенном императоре Николае II . Он дежурил при царе и был свидетелем всего происходившего как в ставке верховного главнокомандующего, так и в Пскове в момент отречения царя от престола. После революции герцог Лейхтенбергский стал активным участником Белого движения и вскоре эмигрировал. В 1918 году он поселился на юге Франции и занялся виноделием. Именно он создал и прославил сорт «вино Богарне». Кроме того, будучи еще и талантливым музыкантом, Николай Николаевич участвовал в учреждении Донского хора имени Платова и некоторое время им руководил.

Вот мы и подошли в рассказе непосредственно к дому.

Доходный дом герцога Лейхтербергского на Большой Зеленина — один из самых красивых и необычных образцов петербургского модерна. Петроградская сторона, конечно, не может пожаловаться на дефицит замечательных построек ведущих зодчих начала XX века, и однако такого оригинального модерна не встретишь, наверное, больше нигде не только на Петроградской стороне, но и во всем Петербурге.

Снять дом одним кадром в фас смартфоном было невозможно, только под углом, но в Инете есть фото , где дом именно в таком ракурсе. Тут фасад прямо перед нами во всей красе, поэтому приведу это фото. (дальше будут уже мои).

https://i.postimg.cc/52cBQMfs/000-DSC-0636-0f3.jpg

К строительству дома на Большой Зелениной герцог привлёк тридцатилетнего архитектора Фридриха Августа (или Фёдора Фёдоровича, как звали его на русский манер) фон Постельса (1873–-1960). Это был настоящий «русский немец», родившийся в Петербурге в лютеранской семье директора Лесного института Фёдора Александровича фон Постельса. В Императорской Академии Художеств учился Фёдор Постельс  с 1893 года у Леонтия Николаевича Бенуа, и влияние этого мастера, одного из создателей петербургской ветви северного модерна, отчётливо прослеживается в его работах.
Дом герцога Лейхтенбергского стал второй по времени и, пожалуй, самой значительной работой молодого архитектора. Увы, в результате революции, Россия потеряла этого мастера, как и многих других своих сыновей, расстрелянных, сгинувших в лагерях или искавших счастья на чужбине. В смутное послереволюционное время фон Постелсу удалось пробраться в Крым, а оттуда эмигрировать сначала в Швейцарию, а затем и в США. С 1920 года он жил и работал в Нью-Йорке. В 1923 году открыл собственную студию художественных иллюстраций «Studio of Theodore A. De Postels». Преподавал перспективу, работал в общественных городских учреждениях в качестве рисовальщика и архитектора-консультанта.
К сожалению, архитектору не удалось повторить свой первый успех, и на новой родине он не создал ничего столь же значительного и оригинального, как доходный дом герцога Лейхтенбергского в Петербурге.

Во многом дом на Большой Зелениной — типичный для Петербурга доходный дом. Построен он был в 1904-1905гг. Шесть этажей, выходящий на улицу парадный фасад и два классических «двора-колодца», несколько облагороженных, впрочем, устроенными в их центрах сквериками.

https://i.postimg.cc/kXcVqVTF/001-IMG-20230318-174731.jpg

Надо сказать, однако, что предубеждение против дворов-колодцев в значительной степени — результат недоразумения. Конечно, квартиры, выходившие на улицу, стоили дороже. Но именно комнаты, смотревшие в тихие закрытые дворы, были идеальным местом для обустройства спален, кабинетов и прочих помещений, подходивших для частных, отвращённых от уличной суеты сторон человеческой жизни.
Особенностью дома герцога Лейхтенбергского было то, что верхние его этажи предназначались для сдачи в наём художникам с обустройством в них художественных мастерских. Пространство под крышею прорезалось гигантскими застеклёнными световыми окнами, на переднем фасаде оформленными в виде фонариков-эркеров, которые должны были улавливать столь дефицитный в городе солнечный свет. Наверное, герцог не забывал, что знаменитые его бабушка и дед были в своё время Президентами Академии Художеств. Разумеется, должен был напомнить об этом и протянувшийся через весь парадный фасад фриз.

Пять панно были созданы по эскизам Сергея Тимофеевича Шелкового (1870 — после 1919) в знаменитой мозаичной мастерской В.А. Фролова.

https://i.postimg.cc/W4Rt7MzV/002-IMG-20230318-174428.jpg

Мастерская Фроловых, основанная отцом и братом Владимира Александровича, прославилась не только высоким художественным качеством работ, но и применением нового способа набора смальт («обратного набора»), значительно ускорявшего и удешевлявшего создание мозаик. Это позволяло украшать мозаикой не только крупные храмы, но и жилые дома.
Именно в мастерской Фролова был выполнен фриз дома Набоковых и здания Общества взаимного кредита в Петербурге, а также мозаики для Спаса на Крови, Феодоровского собора в Пушкине, храма Александра Невского в Таллине, Морского собора Николая Чудотворца в Кронштадте и других религиозных и светских учреждений, особняков и доходных домов.
Тематика мозаик в доме герцога Лейхтенбергского, однако, совсем иная.
Впервые на здании был изображен пейзаж - поля, холмы, река,  горы, городские здания, индустриальный пейзаж с высокими дымящимися трубами. Мотивы плавно перетекают один в другой, создавая панораму. 

https://i.postimg.cc/MTV7D6qP/005-IMG-20230318-174709.jpg

https://i.postimg.cc/bJzWXBrR/006-IMG-20230318-174451.jpg

Разделённые лишь фонариками мастерских, панно превращаются в гигантскую панораму, представляющую почти бесконечное пространство единой России.

https://i.postimg.cc/d09N9j6Z/007-IMG-20230318-174602.jpg

https://i.postimg.cc/rpsPyrcB/007.jpg

Необычны по форме и размеру огромные куски смальты, использованные для создания мозаики. Понятно, что расчёт делался на то, что рассматривать её будут издалека — с противоположной стороны улицы.
Активно использована фактурность нешлифованной смальты, рельефность ее наложения на основу.  Метод набора, подбор цветов по принципу «пуантилизма» используется  в расчете на оптическое смешение цветов на определенной высоте. Швы оттеняют контур и границы цветовых пятен. Смальтовые панно не имеют традиционных обрамлений и заполняют всю свободную поверхность верхнего этажа.

В нижней правой части последнего панно буква «Ф» (монограмма фирмы Фроловых) и год создания  -1905г.. На фото видно в правом нижнем углу

https://i.postimg.cc/YCndPCgb/009.jpg

0

6

Лена, хорошо рассказываешь и показываешь !

0

7

Галя, а ты помоги, когда дойду до квартиры, память у меня плохая, может ты чего-то добавишь

0

8

Лена, добавлю, что дом был отрестраврирован совсем недавно, в 2010 году, когда мы переехали на Петроградку, фасад был в очень запущенном состоянии.

0

9

Очень характерен для эпохи модерна и украшающий стены здания лепной орнамент. Он напоминает не то фантастические цветы, не то загадочные морские организмы, не то виньетки из билибинских иллюстраций к русским народным сказкам.

https://i.postimg.cc/ydkdzFgN/010-IMG-20230318-174442.jpg

В этом же стиле выполнены и балконные решётки, оконные наличники, десюдепорты, барельефы, заполняющие межоконные пространства.

https://i.postimg.cc/FRd96N8d/010-IMG-20230318-174527.jpg

На уровне второго этажа проходит пояс из причудливо сплетающихся полос и зигзагообразных фигур. Рельефный декор дома поражает затейливым своеобразием.
Кому-то здесь видятся стилизованные водоросли, морские коньки и раковины моллюсков, кто-то сравнивает это лепное кружево с пенящейся морской стихией.

https://i.postimg.cc/bv1g9tNs/011-IMG-20230318-174551.jpg

https://i.postimg.cc/nhj0MWyK/012-IMG-20230318-174454.jpg https://i.postimg.cc/4dT8D1F6/013-IMG-20230318-174538.jpg

Нижний этаж, выделенный широкими витринами магазинов, привлекает внимание центральным порталом.

https://i.postimg.cc/VvZ2PCtz/003-IMG-20230318-174740.jpg

Этот парадный вход окаймлен своеобразным свитком, по бокам которого крупными акцентами горят два круглых солнца с инопланетными «глазками» в окружении изощренно изогнутых лучей-лепестков, напоминающих закрученные листья загадочного растения.

https://i.postimg.cc/KzXVZb4g/017-IMG-20230318-181025.jpg

Особым украшением главного входа, бесспорно, являются две парящие над дверью женские фигуры, летучие, с развевающимся платьем. Эти изящные девы в стиле ар-нуво обрамляют вздувшееся волной завершение портала.

https://i.postimg.cc/pT2S9ZY2/014-IMG-20230318-174440.jpg

https://i.postimg.cc/mZpnD7cs/015-IMG-20230318-181016.jpg

https://i.postimg.cc/vZf23j0Y/016-IMG-20230318-181021.jpg

Своей лёгкостью, какой-то устремлённостью к небесам, дом напоминает не столько памятники традиционно тяготеющего к Скандинавии северного петербургского модерна, сколько работы Гауди или французского ар-нуво…

https://i.postimg.cc/X7ysYmSf/004-IMG-20230318-174755.jpg

Благодаря своим мастерским, дом привлекал художников. Здесь жили и работали скульптор-анималист Артемий Лаврентьевич Обер (1843–1917), интереснейший живописец Василий Иванович Шухаев (1887–1973), примыкавший к «Миру искусств»; скульптор-реставратор А.А. Рассадин, семья художников Рутковских — Николай Христофорович (1892–1968), известный благодаря своим плакатам и открыткам советской поры и работам в театре, и его жена — Варвара Аркадьевна Раевская-Рутковская (1895–1974); автор прекрасных пейзажей советского Ленинграда Александр Петрович Коровяков (1912–1993); прославившийся своими зарисовками времён Великой Отечественной войны и считающийся автором «знамени победы» Василий Алексеевич Бунтов (1905–1979) и его сын скульптор Борис Васильевич Бунтов (1935–2001); живописец и автор посвящённых Ленинграду литографий Лидия Ивановна Гагарина (1902–1984). Ещё одним предреволюционным жильцом дома был отец известной революционной писательницы, возлюбленной Гумилёва, Раскольникова, Радека и многих иных Ларисы Рейснер (1895–1926) — юрист, революционер, один из авторов первой советской конституции Михаил Андреевич Рейснер (1868–1928).

Вдоль главного фасада каждый этаж - это раньше было две отдельные богатые квартиры. С краю располагались кухни и там были служебные лестницы для прислуги. В годы советской власти в доме появились коммуналки.
С годами дом  порядком обветшал. Нельзя сказать, чтобы о нём совсем забыли: время от времени появлялись какие-то публикации, дом упоминали в справочниках и путеводителях.
Писать письма во все инстанции жильцы дома  стали с начала 2000-х, когда терпеть уже не было сил: залитые подвалы, полные хлама, рвущиеся трубы, бесконечный холод, текущая крыша.
Но официально в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» он был включён только в 2001 году.
С 2005-го постепенно начались подвижки. Худо-бедно перекрыли крышу, поменяли коммуникации, но серьёзного капитального ремонта в доме не было, а выходящий на Большую Зеленину знаменитый фасад был отреставрирован в 2007 году. ( Юля вот написала,  что в 2010г. Возможно, процесс занял не один год )
Правда, и здесь накосячили: не защитили козырьком скульптуры при входе, поэтому теперь на них зимой падает снег и лед.
Вроде бы планируется реставрация дверей парадных и восстановление кованых ворот во двор.

0

10

Лена ГМ
Дом-красавец! И информации, Вы Лена, даете много.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Готическая квартира в Питере - в гостях у коллекционера.