Длинная проездная арка с колоннами
Дома, которые образуют двор Сен-Жермен конечно же имеют свою историю.
В первой половине XVIII в. здесь квартировал Преображенский полк. К концу столетия земельные участки вдоль Литейного между Итальянской и будущей Бассейной улицами (ныне Жуковского и Некрасова) оказались в частных руках. Все они отличались небольшой «глубиной» - не более 50 сажен от проспекта в глубь квартала. Дом 46 имел тогда № 229 в Литейной части. В дальнейшем нумерация здесь не раз менялась.
Первоначальным владельцем дома № 229, по некоторым сведениям, являлся знаменитый граф Бурхард Христофор Миних. Подтверждений этому пока не обнаружено. Зато доподлинно известны все владельцы участков на этом отрезке Литейного в конце XVIII века. Участок будущего сада и дома № 46 принадлежал генерал-аудитор-лейтенантше Хлебниковой. ( Ну и титул.... )
Не позднее 1798 г. ко всем этим домам вглубь от Литейного добавляли участки от малозастроенной территории Преображенского полка. В результате чего на территории трёх участков (дома № 44, 46, 48) сложилась необычная система двойных дворов. Но два отдельных садика получились в результате только в доме № 46. Итак, первыми достоверными владельцами участка были господа Хлебниковы.
Владелец участка был Пётр Кириллович Хлебников - один из выдающихся людей XVIII столетия. Будучи чиновником военно-судебного ведомства, он являлся и страстным библиофилом. Он и его потомки сформировали самую полную в России коллекцию газет и журналов XVIII века. Известно, что при Хлебниковых в доме была устроена одноэтажная кирпичная оранжерея с бельведером в центре.
В 1797-1798 гг. дом отошел в казну. Здесь сначала располагается Государственный вспомогательный банк, а с декабря 1801 г. - Юнкерский институт при Сенате. В 1804 г. к институту добавляется Комиссия составления законов, а сам институт на следующий год закрывают. Глава комиссии Густав Розенкампф после опалы М. Сперанского был не столько прилежен к составлению законов, сколько к садовому делу. В 1817 г. ему удалось выхлопотать весь сад в своё распоряжение. Выселив чиновников, разместившихся в оранжерее, Розенкампф восстановил её в прежнем качестве.
Затем Михаил Сперанский вернулся, и в доме № 46 под руководством его и графа Д. Блудова было составлено «Полное собрание законов Российской Империи» и «Свод законов Российской Империи». В 1828 г. здесь по инициативе М. Сперанского была открыта юридическая школа для «закона применителей» (судей).
В 1859 г. владельцем дома с садом стал архитектор Александр Христофорович Пель, не без выгоды обменявший на него соседний дом № 44. Именно при А. Пеле в доме № 46 была проведена реконструкция, перестроена оранжерея, а в 1870-х гг. появились двухэтажные жилые пристройки.
В 1891 г. дом перешёл к его сыну - действительному статскому советнику, юрисконсульту Министерства юстиции Феликсу фон Пелю.
Садовая часть имела зелёные насаждения, но рядом с ними располагались и хозяйственные постройки. К 1893 г. в доме Пеля размещалось не менее 13 разных заведений: красильный, табачный, перчаточный, обойно-чемоданный магазины, скорняжная и портняжная мастерские, большая частью которых находилась во дворе. В центре двора находилась небольшая теплица, возведённая в 1891 г.
В 1905 г. участок с постройками был продан статскому советнику Фёдору фон Крузе. Началось самое блестящее время в истории сада. Новый владелец начал перестройку здания в расчёте на предстоящую его продажу Павлу Гукасову. Это был один из богатейших людей России, нефтепромышленник, конкурент Ротшильдов и Нобелей. В 1908 он приобрел этот дом на имя своей жены Евгении Самуиловны, а управляющим сделал сына Эдуарда.
Дом и сад подверглись основательной реконструкции. Первоначально инженером Ильёй Муромцевым были перестроены флигели, сохранявшиеся ещё с XVIII в. в правой задней части двора. Затем левый дальний флигель превратился в особняк ( особняк фон Крузе).
Далее заказу владельцев архитектор Александр Хренов создал на месте флигелей два мощных пятиэтажных корпуса. В их оформлении он использовал элементы архитектуры и декора эпохи Возрождения. В том же стиле был оформлен и внутренний фасад дома Пеля. Одновременно или чуть раньше устроили трёхарочный вход во двор, а между двумя новыми корпусами разбили сад, ныне прямоугольной формы, но первоначально - овальный, с фонтаном в центре. В обнесённом кованой оградкой саду росли ивы. Поэтому на плитке, которой выстлан вход во двор, можно заметить стилизованные изображения ивовых листочков.
А. С. Хренов, добавив к дому дворовые корпуса и, украсив фасад медальонами (в том числе головой Афины-Паллады), изменил облик здания.