Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Немного Питера, Кронштадт, "петербургские Кижи" и крепость Орешек


Немного Питера, Кронштадт, "петербургские Кижи" и крепость Орешек

Сообщений 81 страница 90 из 133

81

* * * * * * * * * *

   От Обводного канала по Интернациональной (до революции - сначала Госпитальной, потом Богоявленской) улице мы направляемся в восточную часть острова. Здесь сохранилась старая застройка, на камерах Яндекса она выглядит неплохо, но вживую, как это часто бывало в Питере, не впечатлила, и снимать мне не захотелось.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28301.jpg

   Улица упирается в большой комплекс Кронштадтского военно-морского госпиталя:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28303.jpg

   Он был основан ещё Петром I в 1717 году и долгое время размещался в деревянных строениях, пока Николай I не повелел "незамедлительно" начать строительство каменного госпиталя на 1500 штатных и 300 запасных мест. В 1840 году новый госпиталь был готов: он состоял из трёхэтажных корпусов, расположенных в виде буквы "Н", бани, прачечной, кухни с пекарней и ... пивоварни. Зачем пивоварня в госпитале, да ещё военном, не ради же баловства для выздоравливающих? Конечно, нет: дело в том, что пиво тогда использовалось для предотвращения цинги, заболеваемость которой в Кронштадте зачастую достигала чуть ли ни эпидемиологических масштабов - врачи подметили, что те, кто регулярно потреблял пиво, заболевали намного реже остальных.

   Кстати, именно в Кронштадте Александр Степанович Попов, который тогда преподавал физику в местном Техническом училище Морского ведомства, изготовил рентгеновскую трубку, а позже собрал первый в России рентгеновский аппарат, который был установлен в кронштадтском Морском госпитале.

   На втором этаже одного из корпусов была устроена госпитальная церковь Александра Невского, а в начале 20 века Василий Антонович Косяков возвёл при здешнем анатомическом театре (грубо говоря - морге) храм-часовню Николая Чудотворца в неовизантийском стиле:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28300.jpg

   Некоторые считают, что архитектор, который тогда только начинал строить Никольский Морской собор, отрабатывал на часовне, как на макете, некоторые конструкции, которые потом легли в основу собора - например, купол с барабаном, который действительно является подобием "большого" (точнее, если хронологически - наоборот):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28307.jpg

...

   Немного южнее, на пересечении Пролетарской улицы и очень атмосферного, выложенного брусчаткой Лазаревского переулка, находится красивейший комплекс в неорусском стиле, за которым закрепилось название Усадьбы адмирала Лазарева, что несколько неверно (а строго говоря - совсем не верно).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28302.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28316.jpg

   Знаменитый адмирал, флотоводец и исследователь Антарктики, герой Наваринского сражения Михаил Петрович Лазарев действительно жил здесь, но не в этом каменном, а в деревянном особняке. Когда в 1826 году он получил назначение на Черноморский флот, то, покидая Кронштадт, подарил свой дом городу. В течение нескольких лет усадьба использовалась для различных нужд, а потом её отдали общине сестёр милосердия Красного Креста, для которой уже в 1915 году возвели большой каменный дом в неорусском стиле. Его первый этаж был амбулаторным, на втором располагалось общежитие для сестёр, а в саду выращивали лекарственные растения.

   Ещё в середине 2010-х годов здание находилось в весьма упадническом состоянии, но в 2018 году нашёлся покупатель, который отреставрировал дом и открыл в нём роскошный (но не запредельный по ценам) отель, получивший "полуисторическое" имя "Усадьба адмирала Лазарева".

  "Адмиральский дом" действительно красивый, и неорусский стиль здесь просто "цветёт и благоухает":

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28314.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28306.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28305.jpg

0

82

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28313.jpg

   А посмотрите, какие мансардные "мини-окошки" - это вообще что-то с чем-то! :cool:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28304.jpg

   Отдельно стоящий во дворе флигель:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28310.jpg

   Кстати, брусчатка, которой вымощен Лазаревский переулок - аутентичная, она сохранилась в своём первоначальном виде с начала 20 столетия!

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28308.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28315.jpg

   В общем, уголок этот - просто чудесный во всех отношениях! :rolleyes:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28309.jpg

...

   Мы спускаемся чуть ниже (по карте) и выходим к лютеранской церкви святой Елизаветы, возведённой в 1830-х годах. Сейчас она не действует и выглядит не очень примечательно (ещё в "ранние" советские годы был снесён высокий барабан с куполом и крестом).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28312.jpg

   Недалеко находится Богоявленская часовня "Спас-на-Водах" - ещё одно творение В. А. Косякова, который построил её в 1904 году к 200-летию Кронштадта. Освещение не благоприятствовало её качественной съёмке, а зайти с другой стороны я поленился, о чём теперь жалею...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28311.jpg

   Часовня примыкает к бывшим Петербургским воротам Кронштадтской крепости. Они были построены в 1831-1832 годах, но в дальнейшем, когда крепостные стены начали понемногу сносить, потеряли своё проездное значение и были в значительной степени перестроены, превратившись в "глухое" (то есть уже без всяких ворот) здание, которое использовалось сначала как кордегардия, а потом в качестве гауптвахты.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28317.jpg

0

83

...

   Совсем рядом стоит ...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28318.jpg

... не удивляйтесь, но это "всего лишь" Башня городского водопровода, или попросту Водонапорная башня :) (впрочем, тех, кто видел подобную в Муроме, удивить этим сложно). Она была возведена в 1837-1839 годах и надстроена (классический шестиколонный портик при этом сохранился) во второй половине19 века. Портик же появился не просто так: башню по личному указанию Николая I поставили так, "чтобы она находилась от Петербургских ворот в одинаковом расстоянии с лютеранской церковью, стоящей напротив, чтобы образовалась регулярная площадь". А поскольку фасад церкви (святой Елизаветы, которую я показывал чуть выше) был украшен портиком с высокими колоннами, точно такой же - исключительно для "эстетики симметрии" - был сооружён и в нижней части Башни городского водопровода.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28330.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28332.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28325.jpg

   Внутри неё находились две паровые машины, которые поднимали воду из расположенного за башней пруда (туда, в свою очередь, воду забирали из залива) в резервуар, установленный в верхней части башни, и уже оттуда вода поступала в городскую сеть, обслуживавшую госпиталь, бани и водозаборные колонки.

   Не удивительно, что возле Водонапорной башни (сейчас в ней размещается Музей истории Кронштадта) уже в наше время появились скульптура "Кронштадтский водовоз" и два фонтана.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28321.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28327.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28333.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28334.jpg

Отредактировано savl (2023-09-17 16:49:36)

0

84

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28326.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28331.jpg

   В правой части на последнем снимке виден невысокий округлый "постамент" с зубцами - это самые большие в Питере (административно Кронштадтский район входит в состав Санкт-Петербурга) солнечные часы , в которых роль гномона - вертикального "шеста", отбрасывающего тень на циферблат - исполняет морской якорь.

   Между Водонапорной башней и бывшими Петербургскими воротам, у также бывшей оборонительной стены Кронштадтской крепости расположена уличная экспозиция "Экологически чистое искусство и дизайн". Нууу... не знаю, наверное, у подобного жанра тоже есть свои любители и почитатели, но как по мне - маразм (простите!) полный...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28324.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28322.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28328.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28320.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28323.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28319.jpg

0

85

Вы обстоятельно  прогулялись по Кронштадту. Вспоминаю рассказ наших форумчанок о посещении Кронштадта несколько лет тому назад. Похоже, что ситуация значительно изменилась в лучшую сторону за прошедшие годы. Или это Вы стараетесь видеть всё и показывать в позитиве. В любом случае, после Вашего рассказа хочется поехать и посмотреть своими глазами.

0

86

mistral написал(а):

Вы обстоятельно  прогулялись по Кронштадту

Ещё не до конца :)

mistral написал(а):

Или это Вы стараетесь видеть всё и показывать в позитиве

Не то чтобы "в позитиве", а как оно есть...

0

87

mistral написал(а):

Похоже, что ситуация значительно изменилась в лучшую сторону за прошедшие годы. Или это Вы стараетесь видеть всё и показывать в позитиве. В любом случае, после Вашего рассказа хочется поехать и посмотреть своими глазами.

Безусловно, в Кронштадт начали "вкладываться", это чувствуется. Конечно, еще далеко до идеальной ухоженности, но погулять там стоит.
А по поводу позитива - да, Сергей показывает лучшие стороны - сужу и по Кронштадту, и по Выборгу...

0

88

* * * * * * * * * *

   Сейчас мы немного пройдём "просто" по улицам Кронштадта до следующей знаковой точки, обращая внимание на то, что видим по сторонам:

- здание хлебопекарни Кронштадтского Военного порта (или просто Морской пекарни, как её прозвали в народе) конца 19 столетия:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28346.jpg

- уличная "библиотека" в формате "подходи и бери" (ну или "и клади", если выбросить жалко, а так хоть кому-то - может быть! - пригодится):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28351.jpg

- двойные таблички напоминают об исторических названиях улиц, что хорошо (правда, было бы ещё лучше, если б их - хоть частично - просто вернули):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28337.jpg

- жилой дом коллежского секретаря А. И. Вафея (ныне - просто жилой дом) второй половины 19 века:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28348.jpg

- ансамбль из двух одинаковых домов, построенных в 1900-х годах для служителей морского ведомства:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28338.jpg

   Об их назначении напоминают якоря в щипцах в центре фасадов:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28353.jpg

...

   После Крымской войны стало ясно, что век парусных кораблей окончательно остался позади, и Россия приступила к осуществлению программы строительства судов с паровыми установками, что потребовало значительного увеличения числа кочегаров. Для их подготовки и обучения уже в 1868 году в Кронштадте была открыта Школа кочегаров, которая спустя 17 лет была преобразована в Машинную школу Балтийского флота, а в начале 20 века для неё был построен учебный комплекс по проекту гражданского инженера Владимира Петровича Шаверновского (кстати, ему же принадлежит авторство домов служителей морского ведомства, показанных мной чуть выше), который состоял из главного здания, где размещались классы...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28335.jpg

... и учебного цеха с огромным окном в силе модерн, похожее на букву "омега", где стояли работающие паровые котлы разных типов, на которых будущие кочегары отрабатывали теорию на практике, после чего следовало учебное плавание на настоящем военном корабле, и только потом их допускали к выпускным экзаменам.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28340.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28336.jpg

   Большие металлические решётки, укрепляющие окно, оформлены в виде плоских ложных полуколонн, а в роли капителей выступают такие звери:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28345.jpg

0

89

Сразу за Машинной школой расположен Пеньковый мост, который я уже упоминал. Он был возведён в 1873 году (но перестроен через 15 лет, поскольку изначально являлся разводным) и сегодня известен, прежде всего, тем, что на нём сохранилась реально аутентичная - то есть подлинная - часть чугунного покрытия (напомню, что мостовая возле Якорной площади во многом является реконструкцией).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28354.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28341.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28339.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28342.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28343.jpg

   Попутно - вид с моста на Обводный канал (а мост переброшен именно через него):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28344.jpg

   За мостом находится здание Портовой электростанции, построенное в начале 20 века. Местами оно имеет красивый фасад, но снять его вблизи сложно, а издали - и вовсе проблематично из-за "по-летнему" пышных крон деревьев.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28347.jpg

   Напротив, на другой стороне Петровской улицы, начинается Летний сад, главной "визуальной" достопримечательностью которого (помимо "виртуальной" - факта, что он был создан ещё Петром I в 1711 году; его главная аллея когда-то была первой улицы Кронштадта - Петровской першпективой, и на ней стоял домик самого Петра) является его чугунная ограда, изготовленная в 1873 году на Кронштадтском пароходном заводе (любопытно, что она не реставрировалась вплоть до 2016 года, и, видимо, всё это время продолжала иметь вполне "товарный вид"!).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28349.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28350.jpg

   Между прочим, пишут, что в Летнем саду когда-то выращивали абрикосы, ананасы, сливы, пальмы... Как именно это удавалось - не спрашивайте, не знаю, тут "за что купил за и продаю"...

   А это просто "картинка с улицы". Ведь "мы из Кронштадта"! :)

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28352.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28391.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28365.jpg

Отредактировано savl (2023-09-20 11:02:27)

0

90

* * * * * * * * * *

   В 1830-х годах на месте основанного Петром I Пушечного двора было построено сегодня не слишком "взрачное" здание Морского артиллерийского арсенала. В его нижнем этаже хранились станки, запасные колеса и оси, тали и прочий такелаж, в верхнем - абордажное оружие, запасные ружья и пули, инструменты, формы для литья пуль, а во дворе было отведено место для ядер, бомб и гранат.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28359.jpg

   Слева (по карте) к Арсеналу примыкает Петровский парк, созданный на месте бывшей Арсенальной площади, где проводились парады, смотры, учения и прочие подобные мероприятия, а также ... наказания провинившихся нижних чинов. Площадь не была замощена, и после дождей превращалась в большую грязную лужу, пока в 1839 году губернатором Кронштадта не был назначен адмирал Беллинсгаузен - да-да, тот самый Фаддей Фаддеевич, знаменитый мореплаватель, полярный исследователь и один из первооткрывателей Антарктиды, многими годами ранее окончивший кронштадтский Морской кадетский корпус.

   Заступив на высокую должность в Кронштадте, Беллинсгаузен, помимо прочего, занялся его благоустройством. Сначала он запросил на это средства "свыше", но, не получив понимания (экая прихоть, от грязи ещё никто не умирал!), за свои деньги нанял рабочих, прорывших водосточные канавы, а потом приступил к озеленению, причём саженцы адмирал тоже подбирал сам. Так на месте бывшей Арсенальной площади возник небольшой сад, но губернатору этого показалось мало, и он решил разбить парк в голландском стиле с памятником Петру I в его центре.

   Скульптура Петра работы французского скульптора Теодора Наполеона Жака была отлита в бронзе в мастерской Академии художеств П. К. Клодтом и установлена на фигурной тумбе из красного гранита в годовщину Полтавской битвы в июне 1841 года. Этот монумент стал третьим в России памятником, посвящённым Петру I, и первым, где царь изображён не на коне, а "в пешем строю", в мундире Преображенского полка и высоких ботфортах, с обнажённой шпагой в правой руке (правда, в 1961 году у "Петра" украли шпагу, которую заменили новой, но уже не соответствующей стилю петровской эпохи). В то время 7-метровый памятник возвышался над всеми окружающими его деревьями, но они уже подросли, и сегодня всё выглядит "с точностью до наоборот":

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28358.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28357.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28369.jpg

   Монумент окружён символической оградой, выполненной из вкопанных в землю пушечных стволов, соединённых якорными цепями:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28364.jpg

   После установки памятника пристань рядом с ней стала называться Петровской, и она фактически превратилась в парадную: здесь встречали прибывающих в Кронштадт по морю императора, членов царской семьи, морского министра или командующего флотом. Поэтому пристань была приведена в "соответствующий" вид, деревянные строения заменили каменными, и в 1882 году она приобрела примерно современный вид.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28360.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28366.jpg

..........

   Слева (опять же, по карте) вдоль парка проходит Петровский канал, и тут мы вплотную подходим к теме главной технической достопримечательности Кронштадта, поистине уникальному для своего времени гидросооружению - Петровскому сухому доку. Формально он выполнял "стандартные" доковые функции - ремонт и техническое обслуживание подводной части судов, но как это было устроено!

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28361.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Немного Питера, Кронштадт, "петербургские Кижи" и крепость Орешек