Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Немного Питера, Кронштадт, "петербургские Кижи" и крепость Орешек


Немного Питера, Кронштадт, "петербургские Кижи" и крепость Орешек

Сообщений 71 страница 80 из 133

71

В Соборе не была, но с именем Василия Антоновича Косякова знакома,  как же полезно писать рассказы о том,  что видели... У Косякова много работ, в Википедии огромный перечень его построек.  Я же видела его прекрасный, очень нарядный  доходный дом П. Бадаева или "Дом с Печальным Ангелом" (1904-1906гг) по адресу: по ул. Восстания, 19, ул. Жуковского, 53. Вот и еще одна грандиозная постройка гражданского инженера ( в Википедии прочла, что совместно с братьями Георгием и Владимиром, художником - Никазом Подбереским, эта фамилия мне запомнилась, так написано в Википедии). А дом Бадаева, многие видели и знают...

Отредактировано Неслучайные гости (2023-09-11 00:08:23)

0

72

* * * * * * * * * *

   Что ещё интересного можно увидеть на Якорной площади и рядом с ней? Прежде всего - памятник адмиралу С. О. Макарову, созданный в 1913 году знаменитейшим скульптором российского и советского периода (перечни его работ до революции и после него одинаково длинны) Леонидом Владимировичем Шервудом.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28244.jpg

   Не мне и не в этом формате рассказывать, кем был Степан Осипович Макаров для моряков, для флота и для России в целом. Его любили матросы, ценило начальство и уважали враги (даже я, когда в юности читал "Порт-Артур" и "Три возраста Окини сан", настолько проникся к нему, что переживал его гибель как близкого мне человека) - недаром командующим Объединённым флотом Японии адмирал Того в день смерти Макарова объявил по японской эскадре траур, в Токио прошло ночное траурное шествие, а современник тех событий японский поэт Исикава Такубоку написал такие строки:
"
Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи,
Не наносите яростных ударов,
Замрите со склоненной головой
При звуках имени его: Макаров.

Его я славлю в час вражды слепой
Сквозь грозный рев потопа и пожаров.
В морской пучине, там где вал кипит,
Защитник Порт-Артура ныне спит

"

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28249.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28248.jpg

   Скульптура адмирала стоит на большой гранитной скале-пьедестале, с "лицевой" стороны которой выбит девиз Макарова "Помни войну"...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28250.jpg

... а с трёх других сторон находятся барельефы, посвящённые этапам жизни С. О. Макарова:

- взрыв турецкого судна во время Русско-турецкой войны, когда под руководством Макарова на Батумском рейде были впервые использованы в боевых действиях самодвижущиеся мины (торпеды):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28253.jpg

- полярное плавание первого в мире арктического ледокола "Ермак", спроектированного под непосредственным руководством Макарова, на котором через несколько лет он сам совершил экспедицию к Земле Франца-Иосифа:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28251.jpg

- и роковой для Макарова подрыв на японской мине флагманского броненосца "Петропавловск" (кстати, в этой трагедии погиб и известный художник-баталист Василий Васильевич Верещагин, который тоже находился на корабле):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28245.jpg

   После взрыва из 750 человек экипажа "Петропавловска" спасти удалось всего 80, и среди них был двоюродный брат Николая II Великий князь Кирилл Владимирович, состоявший при штабе командующего флотом в Тихом океане (то есть С. О. Макарова) в должности начальника военно-морского отдела. Он был столь непопулярен в России (в дальнейшем он продолжил флотскую карьеру, но сразу после Февральской революции не только не поддержал Николая II, но и заявил, что он сам и вверенная ему воинская часть переходят на сторону Государственной думы, став таким образом первым членом императорской фамилии, нарушившим присягу верности царю), что в Петербурге появилась и быстро разошлась эпиграмма:
"
Макаров погиб,
"Петропавловск" не всплыл,
Но спасся зачем-то
Царевич Кирилл.

"

   Декоративная ограда памятника выполнена из якорей и якорных цепей со складов Кронштадтского военного порта:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28254.jpg

...

   К югу от Якорной площади пролегает глубокий Петровский овраг, который затруднял проход к собору со стороны городских районов, примыкавших к гаваням на южном берегу острова Котлин. И когда после завершения строительства Морского собора ожидалось прибытие в Кронштадт Николая II, возникла проблема: что делать, если царь захочет пройтись от пристани до собора пешком - не спускаться же ему в овраг, как какому-нибудь простолюдину, тем более что императора сопровождала его семья?!

   И тогда было принято решение перекинуть через овраг пешеходный мост, ведущий к Якорной площади. Времени оставалось мало, но рабочие местного Пароходного завода справились с задачей оперативно - всего за 3 месяца. Мост, который назвали Макаровским в честь великого адмирала, которого в Кронштадте считали своим, получился не только утилитарным, но и красивым и даже изящным. Основные конструкции моста, стоящего на гранитных опорах, выполнены из металла и соединялись заклёпками по "корабельным" технологиям, а настил был деревянным.

   И, конечно, Макаровский мост тоже имеет "свою" легенду (возможно, отчасти она и правдива, но в какой мере - думаю, уже никто не знает): якобы, когда Николай II подошёл к мосту, его начали "терзать смутные сомнения" в части его надёжности. И тогда один из офицеров Почётного караула вышел вперёд и, "по-парадному" чеканя шаг, промаршировал через весь мост от начала до конца. Царь облегчённо вздохнул и вместе с семейством последовал его примеру, после чего поблагодарил офицера.

   И всё же деревянное покрытие моста долгое время накладывало на его использование некоторые ограничения: например, по нему вплоть до 1970 года запрещалось ездить на велосипедах. И только когда - в упомянутом выше 1970-м году - мост был реконструирован, а фактически - изготовлен заново с полным сохранением его исторического вида (только вместо заклёпок использовали сварку), этот запрет был снят.

   Ну а мост - да, он хорош!

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28252.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28246.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28247.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28243.jpg

   А вот овраг внизу - и, как обычно, масштаб не передаётся, а ведь высота здесь достигает 10 метров!

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28242.jpg

   Кстати, при ходьбе вибрации моста чувствуются, но это совершенно в порядке вещей: любые подобные мосты, как и шпили высоких зданий, должны иметь некую амплитуду колебаний - как раз именно это и делает их прочными. Но всё равно, зная это умом, я каждый раз поражаюсь: ведь одно дело - идти по какому-нибудь хлипенькому подвесному мосту и качаться вовсе стороны, и совсем другое – ступать по основательной на вид конструкции и ощущать, как она начинает "дрожать" под ногами...

0

73

...

   Не самой броской, но, пожалуй, наиболее уникальной достопримечательностью Кронштадта являются ... чугунные мостовые, единственные в России (мосты не считаем!) и, возможно, единственные сохранившиеся в мире (по крайней мере, в Европе - точно). Они появились с "лёгкой руки" управляющего Кронштадтским Пароходным заводом инженера-механика Александра Ивановича Соколова (тут надо сразу сделать одно пояснение: во многих источниках почему-то называется фамилия генерал-майора В. П. Лебедева, но он всего лишь руководил строительством завода, и то на начальном этапе, в 1846-1848 годах, а открылся завод в 1858-м, и его первым управляющим стал как раз А. И. Соколов), который, побывав незадолго до этого в Америке, "подсмотрел" в Нью-Йорке и Бостоне "диковинные" мостовые, покрытые чугунными округлыми плашками, и решил опробовать эту технологию в Кронштадте. Тогда подъездная дорога к Пароходному заводу была вымощена булыжником и быстро приходила в негодность - во-первых, из-за большого потока не самых лёгких грузов, а во-вторых, под булыжники постоянно проникала вода (климат в Кронштадте, как известно, далеко не сухой), подмывала почву, и дорога быстро становилась ухабистой.

   Соколов приказал отлить в заводской литейной мастерской чугунные плашки наподобие американских, но усовершенствовал их конструкцию, добавив "ушки" и выемки, которыми они сцеплялись друг с другом, образуя нечто вроде "кольчуги", что делало дорожное покрытие ещё более прочным. Такое мощение показало себя с самой лучшей стороны, и в 1860 году великий князь Константин Николаевич, бывший тогда в чине адмирала в должности управляющего флотом и морским ведомством на правах министра, поручил начальнику строительного управления Кронштадтского порта инженер-подполковнику Н. П. Эйлеру испытать чугунную мостовую на местах с оживлённым движением транспорта - таковым стал отрезок дороги длиной 160 метров вдоль адмиралтейской территории у Пенькового моста. Ожидания оправдались, новое покрытие успешно выдержало все нагрузки и зимние морозы, и городские дороги начали мостить "чугунными кружевами".

   Технология укладки была предельно простой: примерно на 15 сантиметров снимали верхний слой дороги, на эту же толщину насыпали гранитный щебень, утрамбовывали и сверху укладывали чугунные плашки, сцепляя их между собой. Потом зазоры засыпали щебнем, снова утрамбовывали - и получалась ровная и прочная дорога, которая устойчиво держалась даже на болотистой почве острова.

   Правда, стоимость такого покрытия была высокой, но оно практически не изнашивалось и не требовало ремонта, и в масштабе более-менее длительных сроков оказалось вполне рентабельным и даже выгодным. Любопытно, что когда в 1884 году возникла мысль об устройстве чугунной мостовой в петербургском Арсенале, был послан запрос в Кронштадт о состоянии тамошних мостовых, на что был получен ответ, что они "со дня положения их на место никогда не ремонтировались и находятся в хорошем состоянии".

   Кронштадтские чугунные мостовые прослужили около 80 лет и прослужили бы ещё больше, возможно, и до наших дней (покрытие возле Пенькового моста доказывает это), но началась Великая Отечественная война, и Кронштадт получил военный заказ на изготовление миллиона противопехотных и противотанковых мин. Заказ не обсуждался, но где взять сырьё в таком количестве? А оно оказалось под ногами, и большая часть чугунных мостовых пошла на переплавку... До наших дней сохранился лишь небольшой фрагмент близ всё того же Пенькового моста и - под вопросом - на краю Якорной площади ("под вопросом" - потому что мне доводилось слышать, что мостовая на Якорной площади - чистый новодел, воссозданный в намного более позднее время).

   Кстати, в Америке чугунные мостовые тоже не сохранились: в Чикаго и Детройте их разобрали во время Второй мировой войны, а уже после неё - в Нью-Йорке, Бостоне и других городах. Так что кронштадтская чугунная мостовая является если и не единственной в мире (что не исключено, надо изучать этот вопрос), то в любом случае уникальной, и в России ничего похожего на неё больше не существует.

   До Пенькового моста мы ещё дойдём и там увидим аутентичное "кружево" середины 19 века, а на Якорной площади близ Морского собора мостовая выглядит так (пишут, что здесь использовано около 15 тысяч чугунных плашек):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28256.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28258.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28259.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28255.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28257.jpg

   Сколь непривычно, столь и классно, не правда ли?

   А такие не менее "кружевные" фонари украшают площадь:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28260.jpg

..........

   Западнее Якорной площади, сразу за чугунной мостовой, расположен многопрофильный Парк культуры и отдыха "Патриот", где каждый может найти для себя что-то интересное (хотя "обязательным" я бы его не назвал). Он находится как раз на том месте, где планировалось построить Адмиралтейство, о чём сейчас напоминает арка над входными воротами:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28261.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28263.jpg

   Сразу после входа открывается вид на небольшую, но изящную (совсем как "игрушечную" - в хорошем смысле слова) Петропавловскую часовню, сооруженную в 1910 году в память 200-летия победы под Полтавой (правда, сегодня мы видим восстановленную копию, поскольку изначальная постройка была разобрана большевиками в 1920-х годах):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28268.jpg

0

74

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28269.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28266.jpg

   Один из мемориалов парка на фоне купола Морского собора:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28262.jpg

   С южной и частично западной сторон парк ограничен двумя каналами огромного Петровского дока. О нём самом будет отдельный разговор, поскольку это одно из наиболее знаковых для Кронштадта мест, так что пока просто посмотрим:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28265.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28264.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28271.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28267.jpg

0

75

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28270.jpg

   На довольно большом пруду прямоугольной формы установлен макет Кронштадтской гавани, но выполнен он, да простят меня все, кого это может задеть, топорно и интереса не вызывает...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28272.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28274.jpg

   На заднем плане за прудом тянется один из длинных корпусов (всего их было 7) Провиантских магазинов (по-простому - продовольственных складов), построенных в конце 18 века:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28277.jpg

   Вот он поближе с увеличением (подходить было лениво...):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28279.jpg

   С другой стороны "магазины" (ставлю кавычки, потому что это слово всё же применялось не в привычном для нас смысле) выходят на Обводной канал (и дальше я покажу, как они выглядят оттуда), по которому на склады доставлялись на небольших судах грузы из порта.

   Почти через весь парк проходит открытая в 2019 году Аллея адмиралов, на которой установлено 25 бюстов знаменитых флотоводцев, в частности - Ф. Ушакова, В. Корнилова, Ф. Апраксина, которого я упоминал в "выборгской" части рассказа, а также крупных учёных и кораблестроителей:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28275.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28276.jpg

   Всех я, конечно, снимать не стал, но сфотографировать бюст С. О. Макарова показалось мне символичным:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28273.jpg

   А это просто колоритные "едальные" "избушки" на территории парка:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28278.jpg

0

76

У меня от парка Патриот неоднозначные впечатления. Мы были там год назад, до торжественного открытия - и нам больше понравилось: тогда детям можно было трогать/залезать на образцы военной техники. Сейчас - "не трогать". Макет гавани выполнен - да, топорно. К петровскому доку раньше можно было подойти поближе, сейчас ребенку не видно... Интерактивная экскурсия на "подводную лодку" - безумные цены, льгот нет.
Хорошо, что пошли в музей-макет фортов - там очень хорошо сделали экспозицию и презентацию, нам (старым и малым) очень понравилось.

0

77

savl написал(а):

Сколь непривычно, столь и классно, не правда ли?

Действительно классно. Я такого нигде не встречала. (чугунные мостовые)

Отредактировано mistral (2023-09-12 17:41:22)

0

78

..........

   Петровский овраг (напомню - тот, через который переброшен Макаровский мост) с восточной стороны заканчивается большим Доковым бассейном (всё это является частью огромного гидрокомплекса Петровского дока, и когда мы дойдём до него, я ещё раз систематизирую - прежде всего для самого себя, поскольку цельная картина у меня вырисовывается только сейчас, все его составные элементы, которые, наконец, "встанут на свои места" - опять же, в моём представлении):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28280.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28281.jpg

   Немножко увеличу противоположный берег, который выглядит весьма симпатично:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28284.jpg

   А на ближнем - сейчас ко мне и к Морскому собору - углу бассейна установлено панно "Триумф российского флота", изготовленное в 2018 году. На нём изображен эпизод чествования ботика Петра I "Святой Николай", который в мае 1723 года был доставлен из Переяславля в Санкт-Петербург, где участвовал в торжественных мероприятиях и в параде Балтийского флота по случаю второй годовщины заключения Ништадтского мирного договора, завершившего Северную войну. Рулевым на ботике был сам Пётр, а лотовым - "светлейший" А. Д. Меншиков. После торжеств ботик был отправлен в Кронштадт, где встречен с пушечной пальбой и прочими морскими почестями, после чего, сойдя на берег, Пётр I сказал: "Смотрите, как дедушку внучата веселят и поздравляют!"

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28287.jpg

   К сожалению, почти против солнца, поэтому только так...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28298.jpg

   Под панно помещены горельефы с гербом Кронштадта (не забываем про легендарный котёл!), планом города и морской атрибутикой:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28297.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28289.jpg

...

   Торцом к Доковому бассейну стоит узкое, но длинное здание 4-й парусной мастерской, сооружённое в начале 19 века и позднее перестроенное под Артиллерийские офицерские классы Морского ведомства:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28286.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28285.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28283.jpg

0

79

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28288.jpg

   И почти сразу за его задней частью, напоминающей церковную апсиду, проходит Обводный канал, через который в этом месте переброшен Парусный мост. Появился он в самом начале 20 века, как и большинство мостов Кронштадта, был разводным и, судя по документам того времени, названия не имел. "Безымянный" мост прослужил около 20 лет, а в 1932 году на его месте построили новый, металлический, "подозрительно" похожий на Макаровский, только размером поменьше:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28290.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28292.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28294.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28293.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28299.jpg

   Нравятся мне такие маленькие (не масштаба железнодорожных) железные мостики, есть в них что-то обаятельно-умилительное...

   Сначала решением заводского рабочего митинга мост назвали "Наказ Ленсовету", но, видимо, быстро поняли, что даже для того времени, когда имя Даздраперма считалось вполне нормальным, это звучит коряво, и уже через год переименовали в "имени Ленсовета". Но и это оказалось ненадолго: впоследствии мост снова превратился в просто "Пешеходный", и только в 2010 году, в память о сохранившихся неподалёку старинных зданиях парусных мастерских (одно из них я как раз показал выше), его назвали Парусным.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28282.jpg

   Несколько видов на Обводный канал - с Парусного моста:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28291.jpg

   И с берегов на его изгибе:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28296.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28295.jpg

   Вот где-то примерно в это время я понял, что Кронштадт мне активно нравится: несмотря на устойчивый стереотип, что это "город флота и моряков" (что само по себе, естественно, так и есть), он оказался очень привлекательным и даже обаятельным, а местами - тихим, "камерным" и уютным. И, возможно, получился самым ярким впечатлением этой поездки (касательно Выборга всё не так просто, там есть куча нюансов и оговорок).

0

80

savl написал(а):

тихим, "камерным" и уютным

Да, я Кронштадт именно так и чувствую. Отличная прогулка! :flag:

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Немного Питера, Кронштадт, "петербургские Кижи" и крепость Орешек