* * * * * * * * * *
Что ещё интересного можно увидеть на Якорной площади и рядом с ней? Прежде всего - памятник адмиралу С. О. Макарову, созданный в 1913 году знаменитейшим скульптором российского и советского периода (перечни его работ до революции и после него одинаково длинны) Леонидом Владимировичем Шервудом.
Не мне и не в этом формате рассказывать, кем был Степан Осипович Макаров для моряков, для флота и для России в целом. Его любили матросы, ценило начальство и уважали враги (даже я, когда в юности читал "Порт-Артур" и "Три возраста Окини сан", настолько проникся к нему, что переживал его гибель как близкого мне человека) - недаром командующим Объединённым флотом Японии адмирал Того в день смерти Макарова объявил по японской эскадре траур, в Токио прошло ночное траурное шествие, а современник тех событий японский поэт Исикава Такубоку написал такие строки:
"
Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи,
Не наносите яростных ударов,
Замрите со склоненной головой
При звуках имени его: Макаров.
Его я славлю в час вражды слепой
Сквозь грозный рев потопа и пожаров.
В морской пучине, там где вал кипит,
Защитник Порт-Артура ныне спит
"
Скульптура адмирала стоит на большой гранитной скале-пьедестале, с "лицевой" стороны которой выбит девиз Макарова "Помни войну"...
... а с трёх других сторон находятся барельефы, посвящённые этапам жизни С. О. Макарова:
- взрыв турецкого судна во время Русско-турецкой войны, когда под руководством Макарова на Батумском рейде были впервые использованы в боевых действиях самодвижущиеся мины (торпеды):
- полярное плавание первого в мире арктического ледокола "Ермак", спроектированного под непосредственным руководством Макарова, на котором через несколько лет он сам совершил экспедицию к Земле Франца-Иосифа:
- и роковой для Макарова подрыв на японской мине флагманского броненосца "Петропавловск" (кстати, в этой трагедии погиб и известный художник-баталист Василий Васильевич Верещагин, который тоже находился на корабле):
После взрыва из 750 человек экипажа "Петропавловска" спасти удалось всего 80, и среди них был двоюродный брат Николая II Великий князь Кирилл Владимирович, состоявший при штабе командующего флотом в Тихом океане (то есть С. О. Макарова) в должности начальника военно-морского отдела. Он был столь непопулярен в России (в дальнейшем он продолжил флотскую карьеру, но сразу после Февральской революции не только не поддержал Николая II, но и заявил, что он сам и вверенная ему воинская часть переходят на сторону Государственной думы, став таким образом первым членом императорской фамилии, нарушившим присягу верности царю), что в Петербурге появилась и быстро разошлась эпиграмма:
"
Макаров погиб,
"Петропавловск" не всплыл,
Но спасся зачем-то
Царевич Кирилл.
"
Декоративная ограда памятника выполнена из якорей и якорных цепей со складов Кронштадтского военного порта:
...
К югу от Якорной площади пролегает глубокий Петровский овраг, который затруднял проход к собору со стороны городских районов, примыкавших к гаваням на южном берегу острова Котлин. И когда после завершения строительства Морского собора ожидалось прибытие в Кронштадт Николая II, возникла проблема: что делать, если царь захочет пройтись от пристани до собора пешком - не спускаться же ему в овраг, как какому-нибудь простолюдину, тем более что императора сопровождала его семья?!
И тогда было принято решение перекинуть через овраг пешеходный мост, ведущий к Якорной площади. Времени оставалось мало, но рабочие местного Пароходного завода справились с задачей оперативно - всего за 3 месяца. Мост, который назвали Макаровским в честь великого адмирала, которого в Кронштадте считали своим, получился не только утилитарным, но и красивым и даже изящным. Основные конструкции моста, стоящего на гранитных опорах, выполнены из металла и соединялись заклёпками по "корабельным" технологиям, а настил был деревянным.
И, конечно, Макаровский мост тоже имеет "свою" легенду (возможно, отчасти она и правдива, но в какой мере - думаю, уже никто не знает): якобы, когда Николай II подошёл к мосту, его начали "терзать смутные сомнения" в части его надёжности. И тогда один из офицеров Почётного караула вышел вперёд и, "по-парадному" чеканя шаг, промаршировал через весь мост от начала до конца. Царь облегчённо вздохнул и вместе с семейством последовал его примеру, после чего поблагодарил офицера.
И всё же деревянное покрытие моста долгое время накладывало на его использование некоторые ограничения: например, по нему вплоть до 1970 года запрещалось ездить на велосипедах. И только когда - в упомянутом выше 1970-м году - мост был реконструирован, а фактически - изготовлен заново с полным сохранением его исторического вида (только вместо заклёпок использовали сварку), этот запрет был снят.
Ну а мост - да, он хорош!
А вот овраг внизу - и, как обычно, масштаб не передаётся, а ведь высота здесь достигает 10 метров!
Кстати, при ходьбе вибрации моста чувствуются, но это совершенно в порядке вещей: любые подобные мосты, как и шпили высоких зданий, должны иметь некую амплитуду колебаний - как раз именно это и делает их прочными. Но всё равно, зная это умом, я каждый раз поражаюсь: ведь одно дело - идти по какому-нибудь хлипенькому подвесному мосту и качаться вовсе стороны, и совсем другое – ступать по основательной на вид конструкции и ощущать, как она начинает "дрожать" под ногами...