Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Немного Питера, Кронштадт, "петербургские Кижи" и крепость Орешек


Немного Питера, Кронштадт, "петербургские Кижи" и крепость Орешек

Сообщений 61 страница 70 из 133

61

Ксения написал(а):

Вечерние кадры очень эффектные получились!

с языка сняла!

mistral написал(а):

Не только вечерние кадры отлично получились, но и атмосфера летнего вечера в городе. У меня такое ощущение, как будто я сама гуляла и любовалась вечерним Петербургом.

и тут соглашусь!

0

62

...

   Сначала я так не планировал, но поняв, где именно идёт автобус, вышел не на конечной, а раньше, чуть не доезжая западной стены - точнее, того немногого, что от неё осталось - Кронштадтской крепости, возле сквера Кронштадтской Славы:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28194.jpg

..........

   Лишь спустя 20 лет после возведения Кроншлота (то есть в 1723 году) началось строительство большой крепости на самом острове Котлин, которую назвали Кронштадтской. Согласно плану, утверждённому Петром I в 1721 году (пишут даже, что он самолично составил чертежи основных фортификаций, что, в общем, вполне похоже на Петра и может быть правдой), предполагалось сооружение земляной крепостной стены бастионного типа, охватывающей будущий город с трёх сторон: западной, северной и восточной (с юга остров защищали укрепления гавани и форты). Эта крепость простояла почти 100 лет, но в ноябре 1824 года случилось сильнейшее наводнение (именно его описал А. С. Пушкин в "Медном всаднике", помните: "Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь, / И вдруг, как зверь остервенясь, / На город кинулась..."), которое затопило почти весь остров и напрочь уничтожило валы и бастионы Кронштадтской крепости.

   Только после этого на Котлине началось строительство каменных укреплений, о которых разговоры шли давно, но руки всё не доходили, и спустя 2 года город с трёх сторон (опять же, кроме юга, где находились мощные форты) был окружён фортификационными сооружениями из камня и кирпича - в основном это были так называемые оборонительные казармы, соединённые стенами разных конструкций.

   Западная стена была выполнена из обработанных гранитных блоков, уложенных по известной с глубокой древности технологии полигональной кладки, когда разные по форме и размеру, но притёсанные друг к другу камни стыкуются под произвольными углами - это позволяло, во-первых, уменьшить объём работ, поскольку не требовало подгонки каждого камня до конкретных размеров, а во-вторых, максимально использовать их естественную форму, обрабатывая только стыковые поверхности.

   Именно такую стену (точнее, её фрагмент) можно увидеть, если входить в бывшую крепость со стороны Кронштадтского шоссе (по нему как раз и проходит маршрут автобуса):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28188.jpg

   Так она смотрится снаружи, а вот изнутри - "немного" по-другому:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28186.jpg

   Лучше всего сохранились северные городские укрепления, основу которых составляли 4 Северные оборонительные казармы, построенные в разное время в середине 19 столетия, протянувшиеся почти на 2 километра по улице Восстания (которая была и остаётся самой длинной в Кронштадте):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28187.jpg

   Впрочем, сегодняшние названия нас особо не интересуют: они чисто идеологические и в основном стихийные, а вот старые не только реально раскрывают историю Кронштадта, но и помогают понять его структуру. Почему, к примеру, раньше она звалась бульваром? Потому что в 19 веке вдоль неё была высажена липовая аллея, но, правда, просуществовала она недолго, поскольку вскоре здесь проложили железную дорогу, связывающую западные форты с центром города - её можно увидеть на старых фотографиях:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28198.jpg

   Казармы выполняли двойную функцию: во-первых, "по прямому назначению", то есть для размещения солдат - и со стороны города они выглядели как обычные жилые дома:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28185.jpg

   А с внешней стороны здания не имели окон - вместо них были прорезаны узкие бойницы для ружей, а стены были утолщены, и, таким образом, казармы вполне заменяли крепостные стены. К некоторым из них были пристроены мощные оборонительные башни для пушек и хранения пороха:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28197.jpg

0

63

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28193.jpg

   Некоторые сооружения не простаивают и сейчас, но выполняют уже совсем другие задачи:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28196.jpg

   Между казармами были возведены кирпичные оборонительные стены с арками, в которых уже в мирное время для удобства устроили несколько проездов:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28189.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28195.jpg

   Местами они очень напоминают древние акведуки - ну посмотрите сами, не зная наверняка, что это, от "настоящих" не отличишь:)

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28191.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28190.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28192.jpg

0

64

А я в этой части города не была, айяй

0

65

* * * * * * * * * *

   Впрочем, слишком долго идти по бывшему Северному бульвару (это название намного приятнее нынешнего, не правда ли?!) и детально рассматривать каждую казарму и каждый кусок стены смысла нет - в конце концов, все они примерно схожи. Поэтому при первой же возможности (а таковой является улица Рошаля) я сворачиваю в сторону центра...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28204.jpg

... и вскоре впереди над деревьями уже показался...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28205.jpg

... купол главной, как ни крути, достопримечательности Кронштадта - Морского Никольского собора:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28200.jpg

   Следующая часть моего рассказа будет полностью посвящена ему, но пока я "попутно" скажу пару слов об Обводном (или Проводном, как его иногда называют) канале - через него как раз переброшен мостик, который виден на предыдущем снимке. Его история началась в 1783 году, когда петербургское Адмиралтейство в очередной раз пострадало от пожара, и Екатерина II приказала перевести его в Кронштадт. Разработкой его генерального плана самолично занимался герой Чесменского сражения адмирал Самуил Грейг (который, кстати сказать, арестовал и привёз в Кронштадт на своём корабле из Ливорно княжну Тараканову), пребывавший тогда в должности главного командира Кронштадтского порта.

   Комплекс Адмиралтейства разместили в центре города, а вокруг него прорыли канал, названный сначала Адмиралтейским, а потом, по примеру Санкт-Петербурга, переименованный в Обводной. Он предназначался для защиты Адмиралтейства от городских пожаров, а заодно препятствовал "несанкционированному проникновению" на его территорию. Общая протяженность канала составила немногим более 3 километров при средней ширине 18 метров и глубине от 1.8 до 2.7 метров, а связь с "остальным" Кронштадтом обеспечивали 4 моста, которые изначально были отводными, но в дальнейшем были заменены обычными.

   Адмиралтейство в Кронштадт так и не перенесли - окончательно от этой затеи отказались во время правления Павла I; злые языки уверяли, что причиной того стало нежелание адмиралов менять столицу на отдалённый (по тем временам) остров. Сегодня о нём напоминают сохранившиеся "инфраструктурные" корпуса складов, мастерских, провиантских магазинов и канатного прядильного завода, а берега Обводного канала превратились в живописные парковые уголки, "разбавляющие" общую брутальность Кронштадта и придающие ему дополнительное обаяние.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28210.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28199.jpg

(и это не последние фотографии Обводного канала в этом рассказе)

..........

   Кронштадтский Морской Никольский собор был возведён в начале 20 века по проекту Василия Антоновича Косякова. Честно скажу, что его имя раньше было мне незнакомо, и я, признаюсь, считал его "архитектором одного шедевра" (были же в истории таковые). Но когда я увидел перечень творений Косякова, то был поражён - и это ещё слабо сказано: во-первых, тем, сколько он построил (более 30 сооружений), но ещё в большей степени - тем, ЧТО именно он сотворил, а это практически "шедевр на шедевре". Судите сами (я назову только самое-самое): церковь Милующей Божией Матери в Галерной гавани, храм Богоявления на Гутуевском острове, Казанская церковь в Воскресенском Новодевичьем монастыре, Успенская церковь в подворье Оптиной пустыни на Васильевском острове (та самая, до которой я не добрался в описанной выше прогулке; знай я тогда, что её автором был Косяков, я бы даже преодолел свой диссонанс с Питером и всё же дошёл до неё), Казанская церковь в подворье Валаамского монастыря - и это только в Петербурге. А потрясающий Свято-Никольский морской собор в Лиепае и величественный Владимирский собор в Астрахани (вот его-то я видел, но тогда ни о каком Косякове и слыхом не слыхивал...)? Он же руководил работами по возведению Петропавловского собора в Петергофе (там, правда, автором проекта был Н. В. Султанов). Многие путешественники с восторгом отзываются о храме Спаса Нерукотворного Образа в богом забытом селе Кукобой в Ярославской области - и его тоже, как выяснилось, построил Косяков!

   Нет, если я ещё окажусь в Питере, то поборю своё отношение к нему и проедусь исключительно по храмам Косякова!

   При столь великолепном "послужном списке" я вижу только одну причину, по которой имя Василия Антоновича Косякова не стоит (абсолютно незаслуженно!) в одном ряду с величайшими российскими зодчими 18-19 столетий, теми же Баженовым и Казаковым, которых знают все - то, что большинство его творений расположены либо на окраинах (и уж точно вдали от "туристических троп") Петербурга, как большинство из вышеперечисленных мной, либо и вовсе в провинциях: Троицкий храм в деревне Гора-Валдай, церковь Иоанна Богослова в селе Ивановское, храмы Николая Чудотворца в посёлках Саблино и Лебяжье (последний особенно прекрасен!), собор Казанского женского монастыря в посёлке Горушка, тот же Кукобой...

   Как видите, главным направлением творчества Василия Антоновича были храмы, а его любимыми стилями - неорусский и неовизантийский. И это при том, что формально по своему образованию он был даже не архитектором, а "всего лишь" инженером (он окончил петербургский Институт гражданских инженеров и получил право производства работ по строительной и дорожной частям), и лишь через 10 лет, когда уже сам преподавал в "своём" же институте, Косяков стал сначала помощником профессора по архитектурным проектам, затем -  преподавателем по гражданской архитектуре (в 1905-м его назначат директором института, и он пробудет на этом посту - четырежды переизбираясь! - 16 лет до своей смерти), и лишь в 1896 году, уже построив роскошные церкви в Галерной гавани и на Гутуевском острове, получил первую серьёзную "архитекторскую" должность при Хозяйственном управлении Синода.

    В общем, я потрясён масштабом его личности... При этом, что особенно интересно, его биография описывается очень по-деловому, чуть ли ни сухо, а занимаемые им должности имели очень нишевый и чисто функциональный характер: член Техническо-строительного комитета Министерства внутренних дел, Главного комитета по устройству казарм, Реставрационной комиссии Императорской археологической комиссии, инспектор по строительной части Кабинета Его императорского величества... То есть видно, что человек просто работал в своей сфере и, видимо, работал хорошо, был "рабочей лошадкой" в лучшем смысле этого слова, но никак не карьеристом и, как сейчас сказали бы, "тусовщиком", пытаясь приблизиться ко двору и прочим "сильным мира сего". По своим должностям он был "технарём", а по работам - "гуманитарием", ибо если архитектура вообще - это "застывшая в камне музыка", то неорусская архитектура, да ещё больших форм - это уже "небесная музыка", и чтобы творить её, мало знать "технику", надо иметь "художественный" склад души, быть, условно говоря, внутри себя "композитором" и "поэтом"...

...

   Но вернёмся в Кронштадт. Архитектором Морского собора Косяков стал не сразу, изначально его кандидатура даже не рассматривалась. Первые конкурсы на проект собора, проведённые Морским ведомством (а собор с самого начала замышлялся как храм-памятник погибшим морякам), результата не дали, а вот на 3-й раз (бог же, как известно, любит троицу!) победитель всё же определился, и им стал А. О. Томишко, построивший знаменитый тюремный комплекс "Кресты". Проект получил одобрение Николая II, но не понравился адмиралу Степану Осиповичу Макарову, бывшему тогда главным командиром Кронштадтского порта и губернатором Кронштадта. К тому времени авторитет Макарова был уже столь высоким, что он сумел убедить императора "передумать" (правда, на это ушло около 2 лет) и сам пригласил Василия Антоновича Косякова, который несколькими годами ранее уже построил один храм (Милующей иконы Божией Матери в Галерной гавани) для Морского ведомства. Представленный им проект был успешно утверждён, и в мае 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии Николая II, двух здравствующих императриц (нынешней и предыдущей - супруги Александра III) и великих князей. Местом для нового собора была выбрана большая Якорная площадь, сначала прозванная, а впоследствии официально названная так из-за того, что на ней хранились старые якоря со списанных кораблей (а вовсе не потому, что сейчас её украшает огромное изображение якоря, которое во всей красе можно увидеть только сверху, поэтому на моих фотографиях его не будет).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28201.jpg

   В 1907 году храм был вчерне готов, потом в течение ещё несколько лет велась внутренняя отделка, и окончательно собор был освящён уже в июне 1913 года. Кстати, за него Косякову пожаловали звание архитектора высочайшего двора, что стало, по сути, его единственным сугубо "архитектурным" чином.

   Конечно, про Морской Никольский собор можно говорить много и по-разному, и я, естественно, тоже ещё внесу свои скромные "5 копеек", но сейчас, наверное, нужно слегка разбавить мою многобуквенную тираду и перейти к иллюстративной части, а значит, показать, как выглядит собор с разных сторон, в разных ракурсах и разными фрагментами. Начну издалека:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28220.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28217.jpg

   Долго выбирал я между этими двумя фотографиями, но так и не выбрал. Пусть останутся обе, ладно? :)

   Сложность заключалась в том, что, как известно, "лицо" любого храма - его главный фасад, а он в христианстве подразумевается с западной стороны (есть, конечно, исключения, но "погоды" они не делают и на общее правило влияния не оказывают). А когда в солнечную погоду лучше всего снимать в восточном направлении? Очевидно, что ближе к вечеру или хотя бы после обеда. Но до него ещё было далеко, поэтому все "заглавные" виды в той или иной степени получались против солнца, а потому злоупотреблять ими я не стал (и то пришлось по максимуму отойти в сторону):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28203.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28216.jpg

   Зато видами с других сторон "злоупотребил" по полной, уж не обессудьте...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28212.jpg

0

66

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28208.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28211.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28214.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28221.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28213.jpg

   Некоторые говорят, что барабан под куполом символизирует морской компас, а число узких вертикальных окошек на нём равно 32, что соответствует количеству румбов.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28218.jpg

   Кроме того, сам купол, как видите, украшен декоративным "поясом" из 12 позолоченных якорей и вписанных в них спасательных кругов, что соединяет в одно целое как морские атрибуты, так и христианскую символику (якорь, как известно - древний образ надежды и спасения). Да и венчающий купол крест обрамлён окружностью, в которой при желании тоже можно увидеть спасательный круг:) Кстати, обязательным условием, налагаемым на все проекты собора, начиная с самого первого, была его высота, достаточная для того, чтобы "крест собора был первым предметом, видимым прибывающим кораблям".

   Ну а огромные круглые окна - это не только источники естественного света, но и ... корабельные иллюминаторы:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28209.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28202.jpg

   И, конечно, нельзя не отметить факт, о котором те, кто читал о Морском соборе, прекрасно знают, а кто не читал - наверняка уже подметили: его прообразом стала знаменитая стамбульско-константинопольская Айя-София. Я уже говорил, что одной из "фишек" храмового творчества В. А. Косякова был неовизантийский стиль, который в его исполнении достиг совершенства. А в этот раз и вовсе "деваться" было некуда, поскольку сам адмирал Макаров (который в начале своей карьеры 2 года провёл в Стамбуле с секретной миссией: собрать данные о берегах Босфора и выяснить, возможен ли десант на эти берега, а также изучить условия заграждения Босфора минами в разных местах и составить план таких заграждений), велел (обязал, намекнул, порекомендовал - не знаю уж, какие нотки звучали на самом деле) придать собору византийский образ. А что может быть более "византийским", чем сама "Святая София"? И в 1900 году Косяков отправляется "на натуру" в Стамбул, чтобы освежить свои представления о византийском искусстве "в оригинале". Естественно, в главном фокусе его внимания была Айя-София, что и нашло отражение в конструкции кронштадтского Морского собора, хотя, разумеется, ни копией, ни даже приблизительным подобием его назвать нельзя. Косяков "преломил" византийский стиль через модный модерн и добавил немного "романики", ярче всего проявившейся в двух башнях-колокольнях по бокам главного портала, что придало ему немного "западный" облик:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28219.jpg

   И, конечно, к "теме Айя-Софии" мы ещё вернёмся внутри Морского собора.

0

67

...

   Западный портал имеет 3 входа: главный (центральный) и два боковых:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28215.jpg

   Сейчас левый вход используется непосредственно для прохода в собор, правый просто закрыт, а центральный перегорожен невысокой ажурной решёткой и одновременно является открытой часовней. Здесь даже есть свой светильник - естественно, в форме корабля:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28207.jpg

   До революции (тогда решётки не было) этот вход использовался в качестве парадного, когда посетить собор приезжали даже не просто высокие, а высочайшие чины: император или митрополит. Естественно, оформлен он тоже особенно роскошно и даже торжественно:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28206.jpg

   Металлические входные двери украшены горельефами больших хищных мурен со страшным выражением ... чего? морд? что там у рыб?

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28225.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28223.jpg

...

   Внутри собора ... впрочем, давайте, я сначала покажу несколько фотографий, чтобы вы понимали общую картину, а потом продолжу:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28224.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28227.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28236.jpg

   И немного динамики (как ни старался я вести камеру максимально медленно, полностью избавиться от перефокусировок не удалось...):

   Ну как вам? Конечно, въедливые любители религии, истории и живописи найдут, о чём тут поговорить, но мне оказалось вполне достаточно общего восприятия. Знаете, я скептически относился к сравнению кронштадтского собора с "матерью христианской архитектуры" Айя-Софией (ведь даже Храм Гроба Господня в Иерусалиме всегда хоть на сколько-то, но "отставал" от неё, а в нынешнем виде был возведён уже в середине 12 века, тогда как "София" в основном сохраняет облик 6 столетия, разве что массивные контрфорсы были добавлены в 10-м), и когда я увидел Морской собор вживую, моё мнение не изменилось: ну да, "по мотивам", но не более, ну да, красиво, но это всё же броская, отчасти ... не то чтобы пафосная, но, скажем так, нарочито парадная, "преходящая" красота. А "София" - это "столп мировой истории" , это вечный образец человеческого творения, в общем, "Айя-София" - это навсегда, "вне времени и пространства":) Но когда я оказался внутри собора, то понял, что сравнения с "Софией" всё-таки имеют право на жизнь. Не напрямую, конечно, не в том смысле, что "как в Софии", нет, тут всё равно "дистанция огромного размера", но всё же "софийским духом" на меня повеяло, честно (и это было здорово!)...

   Тут необходимо отметить, что в оформлении и отделке интерьеров Морского собора вместе с Василием Косяковым активно участвовал его младший брат Георгий, который тоже занимался архитектурой, но имел - в отличие от Василия - художественное образование, был удостоен звания академика Императорской Академии художеств, выполнял графические и акварельные работы, оформлял спектакли в академических театрах, создавал эскизы костюмов и декораций.

   С технической точки зрения собор был оснащён, что называется, по последнему слову техники того времени: он имел автономную систему отопления и вентиляции, особое внимание уделялось электроснабжению: в конкурсе на поставку и монтаж электрооборудования участвовало 8 фирм (в итоге предпочтение было отдано Санкт-Петербургскому отделению завода в Риге, принадлежавшему Русскому обществу всеобщей компании электричества). Благодаря этому недостатка в свете собор не испытывал: на одном только главном хоросе ("люстре" в виде колеса, подвешенной цепями к потолку) располагалось 588 ламп!

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28231.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28222.jpg

0

68

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28235.jpg

   Кстати, говорят, что цепи, держащие хорос - самые что ни на есть "настоящие", бывшие корабельные. Так это или нет - утверждать не возьмусь...

   Главное, что здесь напоминает о "Византии" - обширные мозаики на золотистом фоне и арочные конструкции, поддерживаемые мраморными столбами:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28229.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28226.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28230.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28228.jpg

   Икон в соборе великое множество, но это совершенно не моя "тема", как, впрочем, и любая религиозная символика, поэтому снимать я их не стал, но одну фотографию всё же сделал:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28232.jpg

   Слева, как вы, наверное, поняли, Иоанн Кронштадтский, я в своё время достаточно читал его, но понял, это совсем не "мой" святой, и его взгляды на духовное я не разделяю, но для Кронштадта он всё же знаковая фигура. А рядом - сравнительно малоизвестная Порт-Артурская икона Божией Матери (точнее, список с неё) с любопытной историей, которую я излагать не буду, а все желающие легко найдут информацию про неё. Ну а Порт-Артур ... это, конечно, не Цусима, это больше сухопутная эпопея, но началась она с морских боёв, и потом многие матросы сражались наравне с солдатами, да и вообще, Порт-Артур тогда был главной базой русского военного флота на Тихом океане. Так что к тем событиям Морской собор (а он, напомню, не только храм, но и памятник погибшим морякам) имеет самое прямое отношение. Кстати, когда я ещё в юности прочитал одноимённую книгу, она оставила очень сильное впечатление, которое я храню в дальних глубинах сознания до сих пор - возможно, поэтому больше не перечитываю её: мы же по жизни меняемся, и то, что поражает нас в одно время, часто оставляет равнодушным в другое, а я хочу сохранить именно ту "ауру".

   Пол собора выложен мрамором и украшен множеством мозаик, изображающих христианские символы и морскую флору и фауну, а также геометрические орнаменты:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28234.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28241.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28237.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28238.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28240.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28167/h-28239.jpg

   Хотел пофилософствовать на тему орла держащего в когтях зайца (образ, кстати, очень древний), но ... передумал: не хочется лишний раз обижать ни в чём не повинного зайца теми качествами, которыми наделили его люди. Понятно, что всё, что существует на физическом плане, имеет свой прообраз в высших мирах, но чтобы точно знать его, надо обладать духовным, а не догматическим представлением о мироздании, а таковым обладают единицы, и это именно про них сложилось изречение "тот, кто знает, не говорит, а кто говорит, не знает"...

...

   Во время  Великой Отечественной войны Морской собор, под куполом которого был устроен наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта, уцелел по довольно парадоксальной причине: немцы, в свою очередь, использовали его в качестве ориентира при обстреле города, и разрушать столь хорошую "метку" им было невыгодно. Во время артобстрелов в собор всё же попало несколько снарядов, но существенного урона они не нанесли, а пробившая купол и упавшая на пол в 1943 году авиабомба не взорвалась - след от неё было решено сохранить, и его (покрытым прозрачным пластиком) сегодня можно увидеть.

Отредактировано savl (2023-09-10 20:54:40)

0

69

Я очень люблю этот собор, как хорошо, что его отреставрировали. Ходили на экскурсию, были на хорах. Оказывается, мозаичные стены при Косякове были гораздо богаче.
Вообще этот собор "открыл" мне имя В.Косякова, а он, оказывается, много строил в нашем городе и пригородах.

0

70

Ксения К написал(а):

Оказывается, мозаичные стены при Косякове были гораздо богаче.

Да, и купольный свод (изнутри), как я читал, был украшен звёздами, а не узором из херувимчиков, как сейчас.

Ксения К написал(а):

Вообще этот собор "открыл" мне имя В.Косякова

Мне тоже, про что я, собственно, и писал.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Немного Питера, Кронштадт, "петербургские Кижи" и крепость Орешек