<<<<< ========== Кронштадт ============== >>>>>
Сколько у нас в России "остров-градов", и не просто "географических", а таких, чтоб со знаковой историей? Раз, два и обчёлся. Буквально. Раз - это Свияжск. И два - Кронштадт. Любопытно, что при этом один как бы передаёт эстафету "значимости" другому, потому что история Кронштадта начинается тогда, когда в основном заканчивается "главная" история Свияжска.
В отличие от многих городов Кронштадт возник буквально на пустом месте - на острове Котлин, где до начала 18 века постоянных поселений не было, по крайне мере, в "документально обозримом" прошлом. С 14 века он служил границей между Новгородской республикой (а затем - Россией) и Швецией, а в 1617 году по так называемому Столбовскому мирному договору отошёл к шведам. Те на том и успокоились и капитально осваивать остров не спешили - и до поры до времени это "прокатывало". Однако "пора" всё же наступила: в 1703 году Пётр I заложил Санкт-Петербург, и теперь интересы двух северных держав рано или поздно не могли не пересечься на острове Котлин, расположенном аккурат последи Невской губы - самой восточной части Финского залива, непосредственно примыкающей к Петербургу и, таким образом, ставшего своего рода "ключом", запирающим выход русского флота в Финский залив.
1703-й год закачивался. Близилась зима, и шведские корабли (как, видимо, они это делали и раньше) ушли на зимнюю стоянку в Выборг. Остров Котлин опустел (согласно легенде, о которой дальше пойдёт речь, на нём, возможно остался очень небольшой - даже не гарнизон, а просто сторожевой пост), и тут Пётр сделал свой ход, ставший для шведов полной неожиданностью: он начал строить искусственный остров южнее Котлина и возводить на нём военный форт.
Место для него русский царь выбрал сам: когда залив ещё не сковали льды, он проплыл на яхте вдоль острова с целью промера глубин, в результате чего стало ясно, что большие корабли могут пройти к Неве только по узкому фарватеру южнее Котлина - его и надо было взять под свой, как сейчас сказали бы, "огневой контроль".
Именно с этой вылазкой и связана появившаяся впоследствии легенда о гербе будущего Кронштадта: якобы оставшиеся на Котлине шведы развели на бережку костёр и начали в большом котле готовить обед - кто говорит, кашу, кто - уху, но сути это, понятно, не меняет. И вдруг - увидели подплывающую русскую яхту, и так испугались, что, побросав все свои пожитки, бросились по лодкам и были таковы. Всё это произошло столь быстро, что обед даже остыть не успел, и Пётр, высадившись на остров, велел своим солдатам эту то ли кашу, то ли уху съесть - ну а что, не пропадать же добру! (возможно, это был первый в истории "шведский стол"!) И потому, когда впоследствии императрица Екатерина II "выдавала" российским городам гербы, одним из символов Кронштадта стал "тот самый" котёл, который и сегодня занимает свою "честную" половину городского герба:
Ну а что вы хотите? Ведь что такой морской город? Это, прежде всего, флот. А флот - это, с одной стороны, традиции, а с другой - легенды
Кстати, совсем уж смелая легенда утверждает, что даже само название Котлин происходит от слова "котёл", но это уже явный домысел, поскольку ещё в договоре 1269 года между Новгородом и Ганзейским союзом звучит название "Кетлинген" (в русских переводах - Котлинг). С другой стороны, легенды делают жизнь интереснее, а рассказы - менее скучными
Всем этим событиям, реальным и не очень, посвящены современные экспозиции на самой короткой улице Кронштадта - Безымянном переулке:
Здесь же, прямо под ногами, положена гранитная плита, на которой высечен план острова Котлин, некоторых окрестных фортов и самого Кронштадта: