Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Немного Питера, Кронштадт, "петербургские Кижи" и крепость Орешек


Немного Питера, Кронштадт, "петербургские Кижи" и крепость Орешек

Сообщений 91 страница 100 из 133

91

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28363.jpg

   Главная проблема подобных европейских доков заключалась в том, что после захода в них кораблей требовалось 2-3 месяца (месяца!) на выкачивание из них воды, поскольку в те времена, когда ещё не существовало ни паровых машин, ни электричества, сделать это можно было только насосами, приводимыми в движение ветряками. 3 месяца?! - не, это не для русских:) И уж, тем паче, не для Кронштадта, где сезон "от мороза до мороза" порой длился менее полугода. И тогда Пётр предложил простейшее, лежавшее буквально "на поверхности" решение, до которого, тем не менее, никто в Европе не додумался: не выкачивать воду из дока, а устроить так, чтобы она сама вытекала из него. Тут очень кстати пришёлся овраг (позднее названный Доковым, а затем тоже Петровским) - тот самый, через который переброшен Макаровский мост: согласно петровскому плану, его соединяют с доком, углубляют в восточном направлении под углом около 30 градусов, а в конце вырывают огромный накопительный бассейн, куда и будет стекать вода. Просто? - да. Гениально - да. Но известно же, что всё гениальное просто:)

   Конечно, работы предстояли нешуточные, всё делалось вручную, и на строительство дока ушло целых 33 года. Условия работ были буквально каторжными, и именно тогда появилась поговорка "с Покрова до Покрову люди мрут на острову"... Некоторые говорят, что и песня "Дубинушка" тоже родилась здесь, но многие историки считают, что это уже "притягивание за уши"...

   Тем не менее (какой ценой - это другой вопрос), но док был построен. Он имел крестообразную форму с длинным - 384 метра - основным, названным, естественно, в честь Петра, каналом (самым большим в Европе и, соответственно, в мире), двумя каналами-камерами по 80 метров и одним на 150 метров (частично я показывал их фрагменты в парка "Патриот") - все они соединялись большим разворотным бассейном в центре. Это позволяло одновременно выполнять докование более десяти кораблей, на что не был способен ни один другой док в мире. От правой камеры начинается наклонный овраг, заканчивающийся Доковым бассейном (я его тоже показывал выше) неподалёку от Морского собора - которого тогда, естественно, ещё и в мечтах не было.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28390.jpg

   Как всё это работало? Предельно просто: сначала открывались шлюзовые задвижки, соединяющие воды Финского залива с "главным" (самым большим) Петровским каналом...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28368.jpg

   После этого, когда уровни воды выравнивались, в док заходили корабли, шлюзы закрывались, зато открывались противоположные ворота, позволяющие воде стекать в овраг (который, напомню, был углублён под углом в сторону водооттока), а потом оттуда - в огромный накопительный Доковый бассейн. Занимало это всего сутки (напомню, в других доках - 2-3 месяца), док обмелевал, корабли садились на стапели и были готовы к немедленному ремонту. А из Докового бассейна воду уже "в рабочем порядке" выкачивали ветряными насосами в Обводной канал, из которого она попадала в море. В 1774 году в Шотландии была приобретена паровая машина - по разным источникам, то ли первая, то ли одна из первых в России, благодаря чему воду из бассейна теперь можно было откачать всего за 9 дней (позже приобрели вторую, и и скорость водоотвода тоже выросла вдвое).

   Может показаться удивительным, но гидрокомплекс Петровского дока проработал аж до 1990-х годов!

   Через главный канал Петровского дока переброшен Доковый мост, построенный в середине 1850-х годов взамен прежнего деревянного - зто единственный сохранившийся в Кронштадте (и даже, как пишут, в "большом" Петербурге) отводной - не разводной! - мост, который не поднимается, а поворачивается на расположенном с одной из его сторон поворотном круге.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28362.jpg

   Под сохранившимся деревянным настилом моста расположены колёсики, которые "едут" по установленным на круге рельсам, и мост, таким образом, поворачивался, давая проход кораблям. А потом также возвращался в "исходное положение":

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28367.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28371.jpg

0

92

..........

   Мы продолжаем идти по самой южной улице Кронштадта - Макаровской, которая пересекает практически весь исторический центр города и как бы замыкает большой четырёхугольник, образованный Обводным каналом. Сейчас, сразу за Петровским доком, перед нами открывается большой Итальянский пруд с установленными на его берегу пушками:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28375.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28378.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28381.jpg

   Конечно, ни с какой Италией ничего общего он не имеет, а назван так исключительно потому, что расположен напротив ... Итальянского дворца А. Д. Меншикова. "Светлейший" Александр Данилович, как известно, был первым генерал-губернатором Санкт-Петербурга, причём за очень небольшим перерывом оставался в этой должности вплоть до своей опалы в 1727 году. После основания Кронштадта он же преимущественно руководил и его строительством, для чего построил здесь роскошный (Меншиков по-другому не мог!) дворец-резиденцию в итальянском стиле. В истории не сохранилось наглядных свидетельств, как он выглядел тогда и сколько "итальянского" в нём было, поскольку впоследствии он не раз реконструировался, а после глобальных перестроек середины 19-го и начала 20 веков и  основательного восстановления после пожара в первые советские годы исторический облик дворца был полностью утерян, и сегодня он выглядит монументально (иногда его называют самым большим зданием в Кронштадте), но откровенно скучно...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28383.jpg

   А вот пушки на берегу пруда - не декоративные, а самые что ни на есть исторические: они были отлиты в конце 18 столетия на орудийном заводе в Шотландии и находились на вооружении фортов и береговых батарей Кронштадтской крепости до середины 19 века...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28380.jpg

   Чуть дальше можно увидеть портовый кран 19 века - его использовали для того, чтобы снимать мачты с кораблей, которые становились на зимовку. А весной, перед началом навигации - чтобы установить их обратно.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28392.jpg

   Кстати, изначально пруд был пошире и подходил чуть ли ни к самым стенам Итальянского дворца, но в 1780-1790-х годах его частично засыпали, и между прудом и дворцом образовалось пространство, в дальнейшем использованное для обустройства гранитной набережной пруда и прокладки нынешней Макаровской улицы.

   Перед главным фасадом Итальянского дворца в 1886 году был установлен памятник Петру Кузьмичу Пахтусову - гидрографу, картографу, исследователю северных морей и Новой Земли. Он родился в Кронштадте, а впоследствии тут же закончил местное Штурманское училище, которое располагалось в "итальянском" дворце на протяжении всего 19 столетия.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28379.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28384.jpg

   Символично, что скульптор изобразил Пахтусова с картой Новой Земли в руке:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28387.jpg

   Здесь же у входа размещено несколько "военно-морских" экспонатов, и среди них - знаменитая "рогатая" мина:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28388.jpg

   А ещё перед бывшим дворцом, только чуть в стороне, установлен бюст И. К. Айвазовского:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28382.jpg

   С Кронштадтом художника связывало не так уж и много, в отличие от его родного Крыма, хотя во время учёбы в Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга он время от времени выезжал в Кронштадт писать море и порт: так появились "Большой рейд в Кронштадте", "Кронштадтский рейд", " Часть Кронштадта с разными судами", "Кронштадт. Форт "Император Александр I"... Но дело даже не в этом: наверняка моряки всех флотов считали Айвазовского "своим", а в 1844 году он даже был причислен к Главному Морскому штабу в звании первого живописца с правом носить мундир Морского министерства "с тем, чтобы звание сие считать почётным…". Кстати, сказать, одним "почётом" дело не обошлось: художнику поручили написать виды шести портов и приморских городов: Кронштадта, Петербурга, Петергофа, Ревеля, Свеаборга, Гангута. Звание не давало денежного содержания от Морского министерства, но предполагало дальнейшее продвижение в карьере, новые награды и заказы от всё более важных особ: к тому времени картинами Айвазовского уже украсили свои дома и частные коллекции граф Строганов, князь Гагарин, министр юстиции граф Панин и многие другие высокопоставленные персоны: даже император, наведавшись в дом Панина, был так очарован "Лунной ночью в Амальфи", что посетовал, что министр опередил его, поскольку картине впору висеть в Эрмитаже... Но, опять же, дело не только в этом: новое положение приближало Ивана Константиновича к флоту и давало определённые привилегии: доступ к чертежам кораблей, схемам оснастки судов и их вооружений, возможность присутствовать на морских манёврах. Однажды в Кронштадте специально для него было произведено несколько пушечных выстрелов боевыми зарядами, чтобы художник воочию увидел полёт ядра рикошетом по водной поверхности.

0

93

А где-нибудь еще в России есть памятник Айвазовскому ? В Феодосии есть ?

0

94

Лена ГМ написал(а):

В Феодосии есть ?

Да, перед музеем.

В прошлом году в Краснодаре открыли.

Отредактировано savl (2023-09-20 20:32:07)

0

95

Рассказ увлекательный, столько фактов интересных! :flag:

0

96

Очень информационный рассказ! Многое из него почерпнула.

Отредактировано Неслучайные гости (2023-09-21 13:10:29)

0

97

Julia написал(а):

Рассказ увлекательный, столько фактов интересных

Неслучайные гости написал(а):

Очень информационный рассказ!

От всего сердца благодарю всех вас за такую оценку! :flag:

0

98

...

   Только в 1885 году, когда был проложен Морской канал, большие корабли смогли приходить из Финского залива в Санкт-Петербург. До этого же они были вынуждены останавливаться на острове Котлин, где уже в начале 18 века, то есть ещё до строительства Кронштадтской крепости, были сооружены несколько гаваней, из которых для торговых целей предназначалась Купеческая, расположенная аккурат между Кронштадтом и фортом Кроншлот и, таким образом, надёжно защищённая пушками обоих со всех сторон. В ней грузы с больших морских судов перегружали на небольшие, с маленькой осадкой, и уже на них доставляли товары в Петербург. Здесь же, а также в "смежном" Итальянском пруду торговые корабли зимовали, предварительно сняв с себя мачты - помните, чуть выше я показывал предназначавшийся для этого кран?

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28372.jpg

   Вдали на заднем плане видны рыбные ряды - изначально это были просто торговые лавки, в которых продавали рыбу, а в 1828 году вместо них было построено каменное здание жёлтого цвета с белыми колоннами в стиле классицизма.

   Купеческая гавань отделялась от Итальянского пруда узким перешейком, в котором был устроен проход для судов. На нём была выстроена так называемая Голландская кухня, изначально деревянная, а в начале 19 столетия перестроенная из кирпича. Причина её появления очень любопытная: дело в том, что на судах, стоявших в гавани, готовить еду строжайше запрещалось по соображениям пожарной безопасности - ведь огонь с одного вспыхнувшего корабля мог мгновенно переброситься на все остальные. Но есть-то морякам надо, и чтобы дать им возможность приготовить себе пищу, не бегая по городским кабакам (что могло быть чревато уже по другой причине!), и возвели Голландскую кухню. Она состояла из 4 отделений: английского, шведского, немецкого и русского, в каждом из них стояла печь с двумя котлами на 10 вёдер каждый; провизию, дрова и воду экипажи приносили с собой. Сначала пользование кухней было бесплатным, а в 1828 году начали взимать портовый сбор, размер которого зависел от вместимости судна.

   После появления Морского канала, когда большинство кораблей начали проходить до Санкт-Петербурга, а в Кронштадте продолжали разгружаться лишь суда с углём, Голландская кухня перестала использоваться по назначению. Власти долго думали, что с ней делать, и в конце концов в 1912 году разместили в ней городскую электростанцию, проработавшую здесь до 1940 года. Сейчас она отдана туристической инфраструктуре, в ней работает Музей-макет фортов Кронштадта и несколько кафе-ресторанов.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28374.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28377.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28373.jpg

   На перешейке также находятся несколько "едальных" палаток, в которых, как ни странно, можно поесть и выпить кофе по ценам ниже "среднекронштадтских". Дело в том, что в самом городе с едой не очень: нормальных заведений и так маловато, а те, что есть, в основном собраны в трёх-четырёх местах, куда идти не всегда сподручно. К тому же многие из них несоразмерно дорогие: скажем, рядом с Петровским парком есть ресторан с антуражными историческими интерьерами под названием "Голландская кухня", но цены там, скажу я... салаты по 500-700 рублей, супы за 400 с лишним, а макароны по-флотски (самое дешёвое из вторых блюд) - 720! Нет, финансово я могу себе позволить тарелку макарон за такие деньги, но психологически - увольте... Так что от "Голландской кухни" у меня остался только кораблик в окне:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28370.jpg

   Зато возле "настоящей" Голландской кухни я нашёл прекрасную палатку, где сравнительно недорого поел "быстрой", но оказавшейся очень вкусной еды: такитос (слегка поджаренная мексиканская лепёшка с курицей и овощами - некое подобие гирос), который я попробовал впервые, и он мне понравился, гаспачо и самый дешёвый из тех, что я видел в Кронштадте, капучино - получился прекрасный "сет" за вменяемые деньги:)

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28389.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28386.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/28356/h-28385.jpg

0

99

Спасибо за историю собора, не знала ничего!

savl написал(а):

Западнее Якорной площади, сразу за чугунной мостовой, расположен многопрофильный Парк культуры и отдыха "Патриот", где каждый может найти для себя что-то интересное

а канал приезд туда в сентябре стояли ящики с яблоками, угощайтесь, кто сколько хочет

savl написал(а):

учебного цеха с огромным окном в силе модерн, похожее на букву "омега", где стояли работающие паровые котлы разных типов, на которых будущие кочегары отрабатывали теорию на практике, после чего следовало учебное плавание на настоящем военном корабле, и только потом их допускали к выпускным экзаменам.

Мой коллега, увидев фото этого здания, сказал, что у них там был учебный класс, только он был подводник
С другой стороны, мог меняться профиль учебы
Спасибо! В нашей прогулке есть пробелы, надо восполнить))

0

100

savl написал(а):

а те, что есть, в основном собраны в трёх-четырёх местах, куда идти не всегда сподручно.

Это точно! В новом парке "Остров фортов" сделали пару кафе (всегда переполненных народом) и куча ларьков с мороженым и горячей кукурузой. "Нормальной" еды практически нет.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Немного Питера, Кронштадт, "петербургские Кижи" и крепость Орешек