Главная проблема подобных европейских доков заключалась в том, что после захода в них кораблей требовалось 2-3 месяца (месяца!) на выкачивание из них воды, поскольку в те времена, когда ещё не существовало ни паровых машин, ни электричества, сделать это можно было только насосами, приводимыми в движение ветряками. 3 месяца?! - не, это не для русских:) И уж, тем паче, не для Кронштадта, где сезон "от мороза до мороза" порой длился менее полугода. И тогда Пётр предложил простейшее, лежавшее буквально "на поверхности" решение, до которого, тем не менее, никто в Европе не додумался: не выкачивать воду из дока, а устроить так, чтобы она сама вытекала из него. Тут очень кстати пришёлся овраг (позднее названный Доковым, а затем тоже Петровским) - тот самый, через который переброшен Макаровский мост: согласно петровскому плану, его соединяют с доком, углубляют в восточном направлении под углом около 30 градусов, а в конце вырывают огромный накопительный бассейн, куда и будет стекать вода. Просто? - да. Гениально - да. Но известно же, что всё гениальное просто:)
Конечно, работы предстояли нешуточные, всё делалось вручную, и на строительство дока ушло целых 33 года. Условия работ были буквально каторжными, и именно тогда появилась поговорка "с Покрова до Покрову люди мрут на острову"... Некоторые говорят, что и песня "Дубинушка" тоже родилась здесь, но многие историки считают, что это уже "притягивание за уши"...
Тем не менее (какой ценой - это другой вопрос), но док был построен. Он имел крестообразную форму с длинным - 384 метра - основным, названным, естественно, в честь Петра, каналом (самым большим в Европе и, соответственно, в мире), двумя каналами-камерами по 80 метров и одним на 150 метров (частично я показывал их фрагменты в парка "Патриот") - все они соединялись большим разворотным бассейном в центре. Это позволяло одновременно выполнять докование более десяти кораблей, на что не был способен ни один другой док в мире. От правой камеры начинается наклонный овраг, заканчивающийся Доковым бассейном (я его тоже показывал выше) неподалёку от Морского собора - которого тогда, естественно, ещё и в мечтах не было.
Как всё это работало? Предельно просто: сначала открывались шлюзовые задвижки, соединяющие воды Финского залива с "главным" (самым большим) Петровским каналом...
После этого, когда уровни воды выравнивались, в док заходили корабли, шлюзы закрывались, зато открывались противоположные ворота, позволяющие воде стекать в овраг (который, напомню, был углублён под углом в сторону водооттока), а потом оттуда - в огромный накопительный Доковый бассейн. Занимало это всего сутки (напомню, в других доках - 2-3 месяца), док обмелевал, корабли садились на стапели и были готовы к немедленному ремонту. А из Докового бассейна воду уже "в рабочем порядке" выкачивали ветряными насосами в Обводной канал, из которого она попадала в море. В 1774 году в Шотландии была приобретена паровая машина - по разным источникам, то ли первая, то ли одна из первых в России, благодаря чему воду из бассейна теперь можно было откачать всего за 9 дней (позже приобрели вторую, и и скорость водоотвода тоже выросла вдвое).
Может показаться удивительным, но гидрокомплекс Петровского дока проработал аж до 1990-х годов!
Через главный канал Петровского дока переброшен Доковый мост, построенный в середине 1850-х годов взамен прежнего деревянного - зто единственный сохранившийся в Кронштадте (и даже, как пишут, в "большом" Петербурге) отводной - не разводной! - мост, который не поднимается, а поворачивается на расположенном с одной из его сторон поворотном круге.
Под сохранившимся деревянным настилом моста расположены колёсики, которые "едут" по установленным на круге рельсам, и мост, таким образом, поворачивался, давая проход кораблям. А потом также возвращался в "исходное положение":