ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН, 1910г.
"ПОРТРЕТ АРТИСТКИ БЕЛЛЫ ГОРСКОЙ."
Обворожительная красавица и модница Белла Горская носила свои костюмы легко и непринужденно, как и положено настоящей артистке. Поднятая наверх прическа с подложенным шиньоном позволяла тогдашним красавицам прилаживать на головы шляпы, которые с 1910 по 1919 год все увеличивались в своих размерах. Столь огромные шляпы потребовали каких-либо приспособлений, помимо вуалей и шарфов, которые придерживали их на голове и тогда в моду входят длинные шпильки и булавки.
Белла Горская – чешская драматическая актриса русского происхождения. Ей в конце XIX – начале XX века в Петербурге покровительствовала В. Ф. Комиссаржевская (1869 – 1909). Дебютировала на сцене театра Литературно – художественного общества 24 апреля 1901 года в роли Джульетты. Она оставила заметный след в чехословацком кинематографе. Играла преимущественно в романтических фильмах и очаровывала, в первую очередь, своей красотой, умением преподнести себя.
Портрет Беллы Горской, созданный в 1910 году на террасе дома в Пенатах нельзя отнести к неудачам художника. Написанная в широкой, свободной манере письма, работа хранит виртуозные росчерки кисти гениального портретиста. Работа писалась в то время, когда Репин был «…как никогда раньше восприимчив к сторонним влияниям». И. Э. Грабарь писал: «Импрессионизм он (Репин) истолковывал по – своему, взяв от него только более светлые отношения, холодную, серебристую гамму и, главным образом, внешний приём работы, будто бы импрессионистическими длинными мазками, приведший к той анархической трёпанной манере, которую мы увидим вскоре в целом ряде его произведений».
В музей портрет поступил из собрания Николая Дмитриевича Ермакова (Петроград). Присяжный поверенный, коллекционер, имел самую полную коллекцию поздних произведений И. Е. Репина, некоторое время был председателем Общества имени Куинджи. Был соседом Репина по даче (его дача находилась в Териоках). В 1918 году Николай Дмитриевич сдал свою коллекцию на хранение в Русский музей. После закрытия русско – финской границы Ермаков её лишился, оставшись на Карельском перешейке. Коллекция была заинвентаризована и писалась «с 1918 – ГРМ».
С 1918 года портрет хранился в Русском музее, в 1930 был передан в Центральный музей Татарской Республики. В 1962 году поступил в ГМИИ РТ.
ВАЛЕНТИН СЕРОВ, 1889г
"ПОРТРЕТ СОФЬИ МИХАЙЛОВНЫ ДРАГОМИЛОВОЙ"
ARTEFACT:
Портрет создан не по заказу — наоборот, мастер сам попросил разрешения написать модель, вдохновившись ее обликом.
C Софьей Драгомировой, дочерью генерала Михаила Драгомирова, он познакомился в мастерской своего учителя Ильи Репина. Это была случайная встреча, о чем девушка позже писала Игорю Грабарю:
"Помню, что приехав однажды в октябре 1889 г. на сеанс к Репину… я застала там неизвестного господина, с которым меня познакомил Репин. Побродив вокруг меня и посмотрев на меня исподлобья, он сказал что-то Репину. Последний обратился ко мне и попросил разрешения Серову тоже писать с меня портрет. Он работал над ним всё время, пока оставался в Петербурге. … Валентин Александрович уехал в Москву, не докончив моего портрета, и передавая его мне, Репин сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица. Думаю, их легко узнать, но, насколько помню, им была дописана только рубаха".
Так восемнадцатилетнюю девушку писали одновременно оба художника — Валентин Серов и Илья Репин.
В доме Драгомировых оба портрета — и серовский, и репинский — висели рядом. В начале 1890-х годов гости генеральского дома первым делом просили показать портрет кисти знаменитого Репина. Они восторженно отзывались о работе, а по второму портрету скользили равнодушным взглядом, только из вежливости интересуясь именем автора. Но Серов всё больше завоевывал сердца людей своей свободой во владении красками, импрессионистической легкостью письма и при этом умением точно и достоверно передать внешность моделей. Спустя время посетители гостеприимного дома спрашивали уже: «Правда ли, что у вас имеется прекрасный портрет Софьи Михайловны работы Серова?» — и только потом обращали внимание на работу его наставника.
Валентин Серов, познакомившись с юной Софьей в мастерской учителя, не упускал ее из виду и позже. В 1900 году, будучи уже знаменитым, он написал ее акварелью (сейчас эта работа принадлежит Государственной Третьяковской галерее).
Портрет долго находился в семье Драгомировых в Санкт-Петербурге и Киеве, затем перешел в собственность подруги героини — Зинаиды Ратьковой-Рожновой. Позже он попал в Государственную Третьяковскую галерею, а в 1927 году был передан казанскому музею. Репинский портрет Драгомировой находится в Государственном Русском музее.
Отредактировано Неслучайные гости (2023-07-12 23:36:38)