Также по инициативе Келлера в усадьбе появились мельница и электростанция, в селе построили 11 различных предприятий, в их числе четыре суконные фабрики. Благодаря им крестьяне Сенниц могли зарабатывать собственные деньги, село процветало: оборот только по производству ткани превышал 18 тысяч рублей, а общий годовой — до 40 тысяч 200 рублей. Число жителей превысило тысячу. Супруга Фёдора Эдуардовича Мария Александровна занималась благотворительностью: на её средства были построены и содержались сельские ясли, школа, приют, больница и земское училище.
Уже в 1920-х годах господский особняк, построенный при Фёдоре Келлере, полностью сгорел — согласно воспоминаниям местных жителей, «пожар длился неделю».
Сейчас на месте усадебного дома.
Пишут, что это остатки бака, находившегося внутри главного дома и служившего частью водонапорной системы.
Прыгаю по камням и не могу понять, что это.
С другого ракурса стало понятно, что это фонтан, который находился перед домом.
В 1894 году девятилетняя дочь Келлеров Мария разбилась, катаясь на санках с горки. Удар головой оказался смертельным.
В память о ней в усадьбе была построена усыпальница с оранжереей, архитектором выступил Николай Султанов. Небольшой ажурный павильон на металлическом каркасе обогревался встроенной печью, поэтому внутри круглый год цвели тропические растения.
Здесь же в 1904 году был похоронен и сам Федор Эдуардович.
Основная часть постройки разрушена, сохранился лишь кирпичный оштукатуренный входной павильон.
После революции долгое время усадьба оставалась нетронутой, местные жители относились уважительно к бывшим владельцам и не посягали на покинутое имущество. Несколько лет спустя областные власти официально разрешили «экспроприацию» — тогда была расхищена вся обстановка, предметы мебели и интерьера, в поисках наградного оружия вскрыли усыпальницу. В главном особняке открыли приют для детей-сирот, а в оранжереях над гробницами стали хранить сено.
Единичные вещи были переданы в музей, так сохранился портрет графини Келлер работы Льва Бакста. Последний владелец усадьбы — Александр Фёдорович — увлекался орнитологией и ботаникой, часть его коллекций минералов и гербариев до сих пор хранится в Зарайском музее.
Парк оставался местом отдыха и прогулок до 1970-х годов. 4 декабря 1974 года усадебному комплексу был присвоен статус объекта культурного наследия, Сенницы были включены в «зелёную зону» Москвы и переданы в ведение музеев Московского Кремля в аренду на 50 лет. В 1992-м была предпринята попытка реставрации — под руководством Сергея Васильевича Демидова отремонтировали конюшню и дом управляющего, но без последующего ухода здания скоро снова вернулись к аварийному состоянию.
Бывший дом экономки с кухней, прачечная и дом лесника после Второй мировой войны были переоформлены в жилищный фонд для погорельцев, несколько семей получили в них официальную прописку.
Судя по надписи сверху, картина написана в 1990-х, в период подготовки реставрационных работ. Хорошо видна восточная часть усадьбы: Усыпальница-оранжерея, Главный дом, Флигели и Электростанция.
Отредактировано Loconte (2023-06-07 08:50:41)