Государственный музей прикладного искусства Узбекистана .
Музей расположен на улице Ракатбаши в бывшем особняке Александра Александрович Половцова-младшего.
И прежде чем я буду показывать сам музей, расскажу о его владельце, коль есть такой повод узнать про еще одну интересную судьбу, тем более все отлично знают роскошный особняк Александра Александрович Половцова-старшего в Санкт-Петербурге, а здесь мы имеем дело с его сыном.
Но первый дом на этом месте построил не А.Половцов, а Николай Иванов, купец, советник коммерции, который построил дом недалеко от принадлежащего ему пивзавода. В 1896 году Иванов продал дом приехавшему в Ташкент дипломату Александру Половцеву, чиновнику особых поручений, который был командирован сюда для изучения состояния переселенческого дела в Средней Азии и Закавказье. После этого дом был перестроен — русская архитектура в нем стала сочетаться с декоративным местным оформлением — стены были оформлены ганчем, установлены колонны с резьбой по дереву, стены и потоки расписаны орнаментами.
Наряду с дворцом великого князя Романова, именно в особняке Половцева появились первые в Ташкенте фонтаны. В 1909 г. Половцев подарил свой дом городу. О судьбе дома и музея расскажу чуть позже, а пока про вернусь к тому, кто же такой Александр Александрович Половцов-младший .
Если коротко, то он был русский дипломат, этнограф, ориенталист. Занимался эпиграфикой, собрал коллекцию антиков.
Александр был старшим сыном миллионера, государственного секретаря Александра Александровича Половцова от брака с Надеждой Михайловной Июневой, внебрачной дочерью великого князя Михаила Павловича, воспитанницей известного российского государственного и общественного деятеля, крупного финансиста, казначея Императорского двора барона Александра Людвиговича Штиглица.
Половцов-младший приходился внучатым племянником императорам Александру I и Николау I.
А.А.Половцов-младший
Окончил «филологическую гимназию» при Санкт-Петербургском филологическом институте; затем Императорское училище правоведения. С 1889г. он офицер в лейб-гвардии Конном полку.
Женился 24 апреля 1890 года на одной из богатейших в России наследниц, графине Софье Владимировне Паниной (1871—1957). Их свадьба в 1890 году была одним из самых громких событий петербургской светской жизни. Посаженным отцом на свадьбе был император Александр III, троюродный брат жениха.
В связи с предстоящим угасанием рода Паниных его отец хлопотал о том, чтобы сыну было позволено именоваться графом Паниным, однако император отклонил эту просьбу.
Софья Панина заслуживает, чтобы сказать о ней отдельно.
Софья Владимировна Панина была необыкновенно интересной, яркой личностью. Она происходила из очень известного и влиятельного графского рода Паниных. Рано лишилась отца, ее мать впоследствии вышла замуж за довольно известного, но незнатного и небогатого политического деятеля И.И. Петрункевича. В его семье Софья никогда не жила, воспитывалась под присмотром бабушки со стороны отца, графини Натальи Павловны Паниной, дамы очень строгих правил. Училась в Екатерининском женском институте, что при ее богатстве и знатности было необычно. В этом институте обычно учились девушки из небогатых семей, которых готовили в будущем в гувернантки и домашние учителя. Это учебное заведение было выбором бабушки, пожелавшей, чтобы внучка, несмотря на богатство, лучше представляла истинную жизнь, что несомненно повлияло позитивно на будущие взгляды воспитанницы.
Вскоре выяснилось, что Половцов, имевший репутацию утончённого эстета, предпочитает жене общество молодых мужчин, в частности, своего сотрудника Михаила Андреева.
Брак А.Половцова с С.Паниной был очень недолгим, они расстались по инициативе Софьи менее чем через год после свадьбы…
После расставания с Половцовым Софья Владимировна вернула свои фамилию и титул и отдалась общественной и благотворительной деятельности. Исключительно щедро помогала бедным людям, благотворительным организациям, малообеспеченным учащимся. На свои средства построила в Петербурге знаменитый Лиговский Народный дом, существующий в Петербурге и поныне в качестве Дворца культуры железнодорожников. Отличалась либеральными взглядами.
Панина Софья Владимировна (1871 - 1956). Портрет работы Ильи Репина.
В предреволюционные годы активно занималась политической деятельностью. В 1917 году входила во второе и третье коалиционные правительства А.Ф. Керенского в качестве, соответственно, заместителя министра государственного призрения (социального обеспечения) и заместителя министра народного просвещения . Впервые в России женщина занимала столь высокие государственные посты. При ней в Министерстве народного просвещения обсуждался вопрос об открытии в Ташкенте университета.
После революции жила в Чехословакии и США, была одним из основателей Толстовского фонда. Умерла в 1956 году и похоронена на кладбище Успенского женского Новодевичьего монастыря в штате Нью-Йорк.
Софья Панина была последней хозяйкой усадьбы Марфино, о чем я рассказывала в соответствующей теме Марфино -неоготическая усадьба в Подмосковье.
В 1890 году А. А. Половцов-младший стал членом совета художественной школы Штиглица и со временем он внёс ощутимый вклад в формирование собрания музея школы.
В феврале 1892 года был зачислен в Министерство внутренних дел, где работал по организации помощи пострадавшему от неурожая населению поволжских губерний и переселенческому делу.
В 1896 год, будучи чиновником особых поручений МВД, командирован в Ташкент для изучения состояния и задач переселенческого дела в Средней Азии и Закавказье.
А.А. Половцов достаточно серьезно интересовался Востоком и для своих будущих поездок в Среднюю Азию пожелал иметь в Ташкенте свое жилье. По его поручению М.Андреев приобрел в Ташкенте дом, ранее принадлежавший купцу Н.И.Иванову. Под руководством военного инженера и архитектора Александра Бурмейстера были осуществлены масштабные работы по перестройке здания и оформления интерьеров в соответствии с пожеланиями нового владельца…
За отделкой наблюдал Андреев, приглашенные им мастера из Ташкента, Хивы, Бухары, Риштана выполнили резьбу по ганчу, дереву, художественную роспись…
Сам Половцов в своих воспоминаниях не упоминает об участии Андреева и Бурмейстера в перестройке дома. Он писал: «Свой дом в Ташкенте я перестроил и увеличил. Живя в Туркестане, мне хотелось создать среднеазиатскую обстановку. Я нашел в Коканде уста (мастера) , строившего дворец для последнего кокандского хана… Старик переселился ко мне с сыновьями и внуками. Они расположились лагерем в саду и построили мне на туземный лад три комнаты и террасу с деревянными резными потолками, золочеными и расписными, и стенами из резного алебастра с закрашенными фонами. В Фергане я нашел мастера, сделавшего мне прелестные резные двери из чинарного дерева, и там же керамиста, обжегшего мне изразцы для облицовки; мне приятно было воскрешать старые местные кустарные промыслы..»
В Ташкенте Половцов женился на Софье Александровне Куницкой, дочери начальника 7-го округа (Среднеазиатского) Отдельного корпуса пограничной стражи генерал-лейтенанта А. П. Куницкого.
В 1898г. Александр Половцов-младший получил чин коллежский советник . Далее перевелся в Министерство иностранных дел, последовательно состоял дипломатическим чиновником при туркестанском генерал-губернаторе, в Азиатском департаменте Министерства.
В 1906—1907 годах — генеральный консул в Бомбее.
После 1907 года он вернулся в Россию, несколько лет посвятил развитию тяжелой промышленности на Урале, чем много способствовал общему усилению потенциала отечественной металлургии и поднятию благосостояния местного населения. Председатель правлений: Богословского горнозаводского общества, Общества Богословской железной дороги.
Поскольку дом в Ташкенте ему теперь был не нужен, он подарил его городу.
На 1 мая 1907 года был членом Совета Дома призрения душевнобольных учреждения императора Александра III, членом Академии наук, Юридического общества при университете, председателем Комитета правоведской кассы. В марте 1911 года возглавил Комиссию по приобретениям для музея и библиотеки барона А. Л. Штиглица.
Во время своих поездок в Туркестан и Закавказье он сделал множество приобретений для восточной коллекции музея, основанного его дедом..
С началом Первой мировой войны вернулся в МИД; принимал участие в междусоюзнических конференциях, а в 1916 году был назначен заместителем министра. Вскоре после революции вышел в отставку.
Половцов много занимался историческими вопросами и был тонким знатоком русского искусства. В 1917 году он был директором Музея и художественной школы Штиглица, членом художественной комиссии по Гатчинскому дворцу. В ноябре 1917 года был назначен комиссаром Павловского дворца по художественной части. Первый директор Павловского дворца-музея.
В декабре того же 1917 года из дворца великого князя Николая Николаевича по мандату, выданному А. А. Половцову-младшему наркомом просвещения А. В. Луначарским, в музей Штиглица было перевезено собрание прикладного искусства — фарфора, хрусталя, резной кости и камня, куда входил 2801 предмет. В 1918 году А. А. Половцов передал в музей часть своего личного художественного собрания и имущество с его дачи на Каменном острове.
В 1918 году пешком перешел границу с Финляндией, затем уехал во Францию и вскоре поселился в Париже, где открыл антикварный магазин. В 1920-х гг. Александр Александрович выпустил книгу «Сокровища России в руках большевиков».
12 февраля 1944 года умер в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа. Его вторая жена Софья Александровна (урожд. Куницкая) пережила его на четверть века; похоронена там же в 1970г..