<<< --------------- Старый Крым --------------- >>>
Старый Крым - небольшой городок в 20 километрах к западу от Феодосии, из которой (или из Коктебеля, как сделали мы) до него можно доехать за полчаса на проходящем дальнем автобусе. Он возник в 13 веке, когда после монгольского завоевания так называемый степной Крым (равнинная область, занимающая практически весь Крымский полуостров, за исключением Крымских гор на юге) вошёл в состав Золотой Орды. Новоприобретённые территории образовали Крымский улус (Крымский Юрт), а в качестве "столицы" (точнее - административного центра) был основан город Кырым, давший впоследствии, как нетрудно заметить, имя всему полуострову.
Расцвет Кырыма продолжался около двух столетий, но в середине 15 века Золотая Орда распалась, на её руинах возникло Крымское ханство, его столицей стал сначала Кырк-Ер (Чуфут-Кале), затем Бахчисарай, а Кырым, который теперь называли Эски Кырым (на крымскотатарский языке - "Старый Крым"), утратив своё прежнее значение, превратился в маленькое провинциальное поселение, каким, по сути, является и сегодня: несмотря на "звучный" статус города, численность его населения составляет около 10 тысяч человек, а большая часть домов, улиц и кварталов имеет вполне "сельский" вид.
Достопримечательностей здесь немного: из современных - дома-музеи Александра Грина и Константина Паустовского, а из исторических - мечеть хана Узбека и армянский монастырь Сурб Хач - вот ради двух последних мы и прибыли сюда.
Несколько пейзажей по пути из окна автобуса:
Первым делом мы поехали монастырь: поехали - потому что от трассы, рядом с которой находится местная автостанция, до него прилично, около 5 километров, и мы сразу же взяли такси (они прекрасно понимают "расклад" и 1-2 машины дежурят неподалёку, причём цена за отсутствием альтернатив является "фиксированной" и "торгу" не подлежит).
* * * * * * * * * *
Монастырь Сурб-Хач, что в переводе означает Святого Креста, был основан в середине 14 века на поросшем лесом склоне горы Грыця, также известной как Святая или Монастырская; предпосылкой к тому стало активное насаждение католицизма в Каффе (Феодосии), которой тогда владели генуэзцы. Каких-либо знаменательных событий в его истории не происходило, он строился и перестраивался, османы его особо не трогали, зато в 1624 году разорили донские казаки, он дважды закрывался: сначала - после массового переселения армян из Крымского ханства в Россию в 1770-х годах, а вторично - при советской власти (на его территории располагались пионерский лагерь и санаторий для больных туберкулёзом), но оба раза возрождался. В конце 20 века его отреставрировали, а в 2002 году вернули Армянской Апостольской церкви.
На подходе к монастырскому комплексу установлена целая галерея хачкаров:
Нынешний ансамбль монастыря состоит из трёх исторических построек, образующих внутренний двор: церкви Сурб-Ншан (Святого Знамения) середины 14 века, трапезной, возведённой в 18 столетии, и братского (келейного) корпуса постройки 1694 года, а также современного здания гостиницы для паломников:
Я сразу скажу, что какой-то суперкрасивой архитектуры здесь нет, и тех, у кого при слове "армянский монастырь" возникают ассоциации со знаменитыми храмами в самой Армении, ждёт разочарование: все постройки имеют суровый и аскетичный вид и чисто утилитарное назначение: не меньше, но и не больше того, что требуется для скромной уединённой монашеской жизни, а изяществом форм и условными "золотыми куполами" (образно, конечно, говоря) удивлять и поражать здесь некого и незачем. Это относится и к моим фотографиям, тем более что солнечная погода осталась на побережье, а здесь, в лесистых предгорьях, небо уже закрыли облака, которые буквально на глазах наливались тёмно-серым цветом...
Впрочем, даже при хорошей погоде монастырь Сурб-Хач - это не "про формы", это "про содержание", "про атмосферу". А она здесь по-настоящему монастырская - не в столично-парадном смысле этого слова, а в истинно религиозном - уж кто-кто, а армяне знают в этом толк. И хотя "тайна беззакония" уже изрядно "проела" всё христианство, Армянской Апостольской церкви это всё же коснулось в меньшей степени, чем многих других (не будем "указывать пальцами") течений и направлений. Правда, мой фотоаппарат сказал, что ему все эти "высокие материи" по фигу, ему нужно лишь "правильное" освещение, а иначе он ни за что не ручается. А где взять это освещение при таком небе? Так что получилось то, что получилось...
Первая монастырская постройка, встречающая путников - трапезная:
Огибаем её и видим, как торцовая часть трапезной соединяется с братским корпусом каменной "перемычкой", в которой устроен вход во внутренний двор:
Отредактировано savl (2023-09-03 10:33:06)