Раздел икон. Подборка хорошая, только я не по части икон, так что просто несколько фото.
Раздел филиалов Третьяковской галереи. Про закрытый на ремонт музей Павла Корина я уже рассказала.
Дом-музей Виктора Васнецова и музей-квартира Апполинария Васнецова работают, я там бывала, оба очень хороших музея.
Музей Виктора Васнецова.
Виктор Васнецов "Автопортрет". 1912-13гг.
Васнецов обращался к жанру автопортрета в значимые и переломные моменты своей жизни. Последний автопортрет он написал накануне 65-летнего юбилея, когда в Историческом музее в Москве была открыта масштабная ретроспективная выставка, подытоживающая его художественную деятельность.
Васнецов находился на пике славы. К этому моменту он уже был известен не только в России, но и за рубежом. Был профессором (1892) и действительным членом Императорской Академии художеств (1893), членом-корреспондентом Академии художеств в Реймсе (1895), почетным членом Строгановского училища, Московского археологического института и других. Васнецов участвовал в российских и зарубежных выставках: Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников, в Парижском салоне (1877), во Всемирной выставке в Париже (1900), в международных выставках в Стокгольме (1897) и Риме (1911). Также он организовал шесть персональных выставок в Петербурге (1899, 1903, 1905) и Москве (1904, 1910, 1912–1913). Участвовал в украшении православных храмов, имевших важное государственное значение. Среди них Владимирский собор в Киеве, Спас на крови в Санкт-Петербурге, храм Александра Невского в Варшаве, церковь Марии Магдалины в Дармштадте. За работы по украшению варшавского собора в июле 1912 года Васнецов был возведен в потомственное дворянское достоинство.
Однако в автопортрете Васнецов не стал изображать себя известным художником или дворянином. Он написал камерный портрет в свободной живописной манере, стремясь увидеть себя настоящего. Художник отказался от изображения каких-либо дополнительных деталей, характеристик или регалий. Единственным акцентом в автопортрете стали глаза. Всматриваясь в себя, Васнецов словно пытается осознать свое место в мире.
Автопортрет находился в собрании семьи художника, ныне экспонируется в музее Виктора Васнецова.
Виктор Васнецов "Хвойный лес". 1874г.
Этюд написан на родине Виктора Михайловича Васнецова в Вятской губернии в годы его обучения в Императорской Академии художеств. Северный Вятский край зародил в душе художника любовь к природе и в дальнейшем – неподдельный интерес к пейзажу как жанру живописи. Младший брат Виктора Васнецова, художник Аполлинарий Михайлович, так характеризовал окружавшие их в детстве места: «Ряд довольно высоких холмов с долинами рек Кордяги и впадавшей в нее Рябовки, с оврагами, покрытыми хвойным лесом и пашнями». Сохранилось большое количество рисунков 1860-х – начала 1870-х годов, в которых Васнецов стремился «увидеть своеобразную прелесть родной ему природы» и запечатлеть мотивы хорошо знакомых рек с высокими берегами, старого могучего леса, поваленных деревьев и огибающих их тропинок. Однако живописных этюдов этого периода с изображением вятской земли сохранилось немного и каждый их них имеет особенное значение. «Хвойных лес» – не просто этюдная зарисовка вятской природы. Реалистически трактованный мотив старого соснового леса спустя пятнадцать лет получил развитие в образе волшебной, величественной лесной чащи в картине «Иван-царевич на Сером Волке» (1889).
Виктор Васнецов "Пейзаж под Абрамцевом" 1881г.
С 1871 года, когда был сделан первый карандашный эскиз картины Виктора Васнецова «Богатыри», наметивший в общих чертах будущее полотно, и до 1898 года, когда художник закончил свое программное произведение, он не переставал размышлять о картине. Позже он вспоминал: «Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...» Большая часть работы Васнецова над картиной проходила в Абрамцеве, подмосковном имении Саввы Мамонтова, крупного промышленника, организатора Абрамцевского кружка. Васнецов был деятельным участником содружества, целью которого было создание искусства, основанного на народных, национальных традициях.
Всеволод Мамонтов, сын Саввы Ивановича, вспоминал, что, начиная с 1881 года, «Васнецовы прожили четыре лета подряд в абрамцевском Яшкином доме. Здесь Виктор Михайлович работал над большими картинами, здесь же он… приступил к одной из своих капитальнейших работ – “Три богатыря”… На второй год его проживания в Абрамцеве из сарая, смежного с Яшкиным домом, была сделана просторная, с верхним светом мастерская, где Виктор Михайлович и писал свои грандиозные по размерам картины».
Композиция «Богатырей», его главные образы и пейзаж сложились уже в эти четыре года. Здесь Васнецов много работал над этюдами к картине. Природа этих мест предоставляла художнику массу мотивов для создания пейзажа в произведениях, которые с полным правом можно назвать монументально-эпическими. Среди них – «Пейзаж под Абрамцевом». Этюд с темно-зелеными могучими холмами и белыми густыми, клубящимися облаками, предельно простой и суровый по цвету, вызывает в памяти лаконичный пейзаж в «Богатырях», повторяющий ритмически абрисы фигур витязей. Уже в этом сравнительно небольшом этюде заложена та сила громадных просторов, которой веет от картины.
Виктор Васнецов "Богатырский скок" 1914г.
Богатырская тема, появившись впервые в 1870-е годы, прошла через всё творчество Виктора Васнецова. В образах русских витязей он воплощал народные представления о добре, справедливости и любви к родине, передавая живописными средствами поэзию древнерусского эпического сказания.
Картина в своей основе не имеет конкретного сюжета, будучи иллюстрацией распространенного в русских былинах выражения: «Скачет выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Художник изобразил могучего воина, который подскочил до небес, осматривая границы земли Русской – не идет ли где враг? Васнецов не назвал богатыря, однако сделал образ узнаваемым: в нем угадывается Илья Муромец, запечатленный художником в картине «Богатыри» (1881–1898). Он изображен на коне Бурушке-Косматушке, также отличимом благодаря белым пятнам на голове и задней ноге.
Развивая фольклорный образ, Васнецов использовал характерные для русского искусства средства художественной выразительности – яркие чистые цвета, а также обратную перспективу в построении композиции, традиционную для русской иконописи.
Картина была создана в годы Первой мировой войны, ставшей для художника настоящим потрясением. Он писал: «Всё время наполняется на разные лады разговорами о раненых и о войне; что бы ни делал, что бы ни думал, а вспоминается всё “она”». В произведении «Богатырский скок» Васнецов размышлял на тему защиты Отечества, связывая фольклорный образ с событиями русской истории.