Ксения написал(а):Есть ли перспективы открытия музея-квартиры?
Пока никаких перспектив. Все надолго.
Ксения написал(а):И не попадались ли эскизы святителя Луки (Войно-Ясенецкого)?
Нет, не попадались.
Неслучайные гости написал(а):рассказали пока только о Павле Корине.
Рассказала подробно, иначе нельзя было, без знания биографии художника, без понимания замысла картины, без историй персонажей трудно оценить все величие замысла.
Возвращаюсь в начало выставки, открывают экспозицию две стены с работами, которые отчасти имитируют первые страницы сайта «Моя Третьяковка», где в произвольном порядке представлены произведения искусства разных эпох, видов и жанров.
Хотя на плане экспозиции этот раздел обозначен как "Портрет", и портреты тут действительно преобладают.
Здесь часть картин так высоко висела, что не только снять, но и разглядеть из-за бликов было трудно. Также не снимала то, что не заинтересовало.
Логично, что выставку открывает портрет П.М.Третьякова.
Илья Репин "Портрет П.М.Третьякова". 1883г.
Павел Михайлович Третьяков, основатель Третьяковской галереи, позировал для двух портретов. Первый написан Иваном Крамским в 1876 году, второй – Ильёй Репиным в 1883-м. Третьяков не заказывал второго портрета, Репин делал его для себя, а Павел Михайлович зимой 1881–1882 года с удовольствием приезжал по воскресеньям в московскую мастерскую позировать и общаться с художником и его женой.
Вера Николаевна, супруга Третьякова, признала сходство в портрете, но высказала недовольство композицией – «противный взял поворот». Александра Боткина, дочь Третьяковых, отметила «ущемленность в позе и утомленность во всем облике». Репин просил Третьякова приезжать в «черном дымчатом сюртуке» из плотной ткани, в котором коллекционер позировал для портрета и ранее. Вскоре художник с семьей переехал в Петербург, что затруднило процесс работы. Серьезным препятствием к ее окончанию стало отсутствие времени у коллекционера. Возможно, Репин охладел к портрету, во всяком случае работа шла вяло и осталась незавершенной.
Весной 1884 года портрет экспонировался на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Петербурге. Третьяков просил Репина снять портрет с выставки: ему не хотелось, чтобы его знали в лицо, – вспоминала дочь коллекционера. Но Репин возражал: «Ваш портрет меня удовлетворяет, и многие художники его хвалят». Однако на московской передвижной портрет не экспонировался. Спустя 10 лет Репин неожиданно признался своему другу Поленову: «…неприятно шевелится совесть. Ты знаешь, что портрет Павла Михайловича у меня не особенно удачен». Он хотел повторить портрет «художественно, свободно», но такой случай представился только после смерти Третьякова.
Репин изобразил коллекционера на портрете сидящим, задумавшимся, он сложил на груди руки в положении закрытого от людей человека. Его взгляд спокоен и отстранен от житейской суеты. В сложном рисунке руки и пальцев угадывается непростой характер. Природные качества московского купца, владельца Костромской льнопрядильной мануфактуры и многих доходных домов в Москве – предприимчивость и хваткость – помогали ему приобретать знаковые произведения русского искусства. Современники не скрывали восхищения деятельностью Третьякова, порой приписывая ему хищническую ненасытность, «коршунские лапы и жадные объятия».
Работая над посмертным портретом коллекционера (1901), Репин переписал нейтральный фон на портрете 1883 года, окружив собирателя картинами и тем увековечив на фоне созданной им галереи. В 1902 году он подарил этот портрет Московскому обществу любителей художеств, а в 1930-м портрет перешел в Третьяковскую галерею.
И здесь же над Третьяковым разместили нечто совсем иное, из серии "на любителя".
Франсиско Инфанте -Арана "Двойственность" 1964-73гг.
С начала 1960-х годов Франциско Инфанте подчиняет всё разнообразие своей художнической практики весьма амбициозной задаче – исследованию возможностей языка изобразительного искусства в отображении принципов устройства Вселенной. Используя опыт, накопленный художниками русского авангарда, и соединяя его с открытиями современной науки и техники, Инфанте действует различными путями. Во всех случаях важным инструментом анализа закономерностей устройства Вселенной служат простые геометрические формы и построения. Еще во время учебы в художественной школе Инфанте заинтересовался способами воплощения идеи бесконечности, поиск которых он реализовывал через многочисленные наброски построений возрастающих или убывающих в размере одинаковых форм. Позже из всех возможных символов художник выбрал спираль и точку, которые стали формообразующими элементами его практики.
Почти черное пространство композиции «Двойственность» активизировано пульсирующим пунктирным силуэтом двойной спирали, окрашенной в спектральные цвета и уходящей в светящиеся точки. Эффект сияния центральных точек и излучения цветных участков спиралей достигнут благодаря рассеиванию краски с помощью аэрографа по периметру элементов. Спираль выступает как «конструкция-метафора», символ потенциала формы в захвате пространства. Точка же, способная как вобрать в себя бесконечность, так и послужить ее источником, стала своего рода итогом размышлений о способах ее изображения.
В собрании Третьяковской галереи имеется большой корпус произведений Франциско Инфанте, позволяющих проследить вариации метода работы художника с выбранными геометрическими формами.
Григорий Седов "Портрет девочки Феодосии Огородниковой" 1856г.
«Портрет девочки Феодосии Огородниковой» относится к раннему творчеству Григория Седова, в будущем известного исторического живописца. Художник создал картину во время обучения в Московском училище живописи и ваяния. Возможно, работая над ней, он находился под влиянием талантливого педагога, портретиста Сергея Зарянко.
До сих пор полотно содержит множество загадок, которые связаны как с историей его создания, так и с именем модели. Не вызывает сомнений то, что портрет писался с натуры. Однако художник наделил внешность реального человека собирательными чертами и воплотил на холсте тип русской красавицы с русыми волосами и светлыми глазами. Созданный образ наполнен меланхолическим звучанием, которое сближает его с героинями исторических полотен Седова. Сумеречный пейзаж, вероятно, домысленный художником, призван усилить ощущение задумчивости и тихой печали во взгляде девочки.
Николай Рерих "Тень учителя" 1932г.
Не сразу разглядела эту тень на красной скале.
Мистика и явь в произведениях Николая Константиновича Рериха соединены естественно и органично. Сами Гималаи, суровые и неприступные, но в то же время изукрашенные по весне цветочными коврами, – не есть ли это задумка и претворение в жизнь подвига-искупления, когда только чистым душам, наполненным верой, может открыться истина?
Вопрос, кем был Рерих – христианином или буддистом, понятен, хотя и не корректен, ибо вера – дело сугубо личное и интимное. Еще в ранней молодости его посещала мысль об общности России и Азии в искусстве, о вере, движениях души. Художнику был 21 год, когда в его дневнике появились слова о том, что ему любопытно – повлияли на русское искусство Византия и Запад или это влияние пришло непосредственно с Востока?
Для него Учитель – не конкретный образ, но воплощение силы и духа, кротости и стойкости. По мнению одного из исследователей искусства художника, «в творческом видении Рериха не только сам Учитель, но даже его тень, отраженная на скале, будто благословляет людей, не уставая в творении блага».
Образное решение этого полотна необычно. Оно опирается на восточные сказания, повествующие о людях, оставивших свою тень. Неожиданно появляющаяся и столь же внезапно исчезающая, она может возникнуть в любом месте и напомнить человеку о его долге. Свойственное Рериху чувство ответственности не покидало его в уединенных горах Тибета. Даже голый утес, по которому, возможно, когда-то скользнула тень Учителя, должен напомнить путнику о его высоком долге перед человечеством, нести весть о любви, благословлять на добрые деяния. Эта философская мысль художника и определила идейное содержание и построение картины. Всё это соотносится со словами Рериха: «Любя Гималаи и Индию и будучи русским, я счастлив, что в истории русского искусства Гималаи и Индия будут воспеты с любовью и уважением, достойным русской славянской земли».
Василий Суриков "Портрет О.В.Суриковой в детстве ". 1888г.
В галерее работ Сурикова практически нет заказных портретов: мастер писал близких и дорогих ему людей. Один из самых трогательных, безусловно, – портрет старшей дочери Оли (1878–1958).
В истории искусства жанр детского портрета занимает весьма скромную нишу по многим причинам, одна из которых – дети, в отличие от взрослых, не могут выдерживать долгое время сеанса позирования. Обычно детей изображают за каким-то занятием, игрой. Любопытную композицию, близкую, скорее, парадному портрету, выбирает мастер для своей маленькой модели, словно подчеркивая ее серьезность. Портрет десятилетней дочери получился у Сурикова очень обаятельным. Девочка стоит по-детски неуверенно и без тени кокетства смотрит большими карими глазами на зрителя. В руках – любимая кукла в нарядном платье, другой рукой она прикасается к теплой печке. Художник виртуозно создает непосредственный, живой образ. Начало написания картины относится к сентябрю 1887 года. Живописец делился в письме к родным: «Пишу я дома Олин портрет в красном платье, в котором она была в Красноярске». Выполнялось полотно в московской квартире, которую тогда снимала семья Суриковых в доме на Смоленском бульваре.
Пожалуй, эта работа в творчестве художника стала последним свидетельством счастливой семейной жизни – вскоре заболеет и умрет его любимая жена, и никакие успехи уже не превзойдут тех, что случились в годы полного благополучия и гармонии. Повзрослев, Ольга выйдет замуж за живописца-«бубнововалетца» Петра Кончаловского, возьмет отца к себе в семью, и для Василия Ивановича начнется следующий этап художественных увлечений – вместе с зятем он будет осваивать новый живописно-пластический язык начала XX века.
Алексей Венецианов "Кормилица с ребенком" . Начало 1830-х годов.
Абрам Архипов "Крестьянка" 1825г.
Абрам Ефимович Архипов – известный русский художник, ученик В.Г. Перова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова. В ранний период творчества он создавал преимущественно жанровые полотна и пейзажи. Занимался преподавательской деятельностью. В 1927 году ему, одному из первых советских живописцев, было присвоено звание народного художника РСФСР.
В 1914 году Архипов написал полотно «Гости», на котором были изображены четыре молодые женщины в красных крестьянских нарядах, сидящие в горнице у окна. Работая над картиной, художник делал много этюдов с натуры в Рязанской, Тверской и Тамбовской губерниях. Именно тогда он и пришел к мысли о создании портретов крестьянок как отдельных, самостоятельных произведений.
В советскую эпоху он написал целую галерею крестьянских образов, близких по стилистике и композиции. Как правило, это портреты веселых и жизнерадостных женщин, молодых и постарше, в нарядной цветастой одежде. Рядом с ними художник иногда изображает какой-нибудь предмет из крестьянского обихода – кувшин, миску, корзину. Эти женские образы подкупают простотой и естественностью, радостным приятием жизни. Именно о них В.А. Гиляровский писал в стихотворении, посвященном А.Е. Архипову: «…Ничего-то не боятся, им работать да смеяться…»
«Крестьянка», написанная в 1925 году, – одна из наиболее известных. Молодая улыбающаяся женщина в красной летней блузе и узорчатой юбке сидит, сложив руки на поясе. Как и на других портретах крестьянок, ее фигура занимает почти всю плоскость холста. Яркие контрастные сочетания в одежде усиливают эмоциональную характеристику образа.
Архипову было важно показать типические черты, свойственные русским крестьянкам, – жизнерадостность, трудолюбие и красоту.
Иван Крамской "Актер А.П Ленский в роли Петруччио в комедии В.Шекспира "Укрощение строптивой". 1883г.
Александр Павлович Ленский (настоящая фамилия Вервициотти; 1847–1908) – драматический актер, режиссер и педагог, внебрачный сын князя П.И. Гагарина и певицы О. Вервициотти. Он воспитывался в семье знаменитого артиста Малого театра Корнелия Полтавцева, на театральной сцене дебютировал в 1865 году во Владимире. Поступая на сцену в неполные восемнадцать лет, актер, согласно принятому в те годы обычаю, поменял свою родовую фамилию на сценический псевдоним Ленский и под этим именем вошел в историю театра. До 1876 года Ленский играл в провинции: в Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Казани, Новочеркасске, Тифлисе, Одессе.
Первое выступление Ленского в Москве состоялось в июле 1872 года в Народном театре при Политехнической выставке. В 1876 году актер связал свою судьбу со сценой Малого театра, где работал до конца жизни в качестве актера и режиссера. В 1898 году, когда наметился кризис академической театральной стилистики, А.П. Ленский возглавил филиал, созданный при Московской императорской труппе и получивший название «Новый театр».
Современники отмечали природную барственность Ленского, в его манерах чувствовалась «порода». К.С. Станиславский писал о влюбленности театральной публики «в его томные, задумчивые, большие голубые глаза, и в его походку, и в его пластику, и в его необыкновенно выразительные и красивые кисти рук, и в его чарующий голос тенорового тембра, изящное произношение и тонкое чувство фразы, и в его разносторонний талант…»
Ленский сыграл десятки ролей. Особая страница его актерской биографии – исполнение шекспировских персонажей: Гамлета, Ричарда III, Петруччио. В образе Петруччио Ленский впервые выступил в 1876 году. Роль не сразу ему удалась, но он упорно работал, и в 1882 году писатель Д.В. Аверкиев отметил комедийное мастерство актера в этом спектакле.
Два сезона, в 1882–1884 годах, Ленский играл на сцене Александринского театра и жил в Петербурге. В 1883 году он брал уроки живописи у И.Н. Крамского. Тогда же был написан портрет актера из собрания Третьяковской галереи. При работе над ним художник воспользовался фотографией Ленского в гриме и костюме Петруччио.