Стрит-арт в подмосковном Железнодорожном.
В последний солнечный день осени я выбралась в ближнее Подмосковье, в Железнодорожный, который является одним из районов г.Балашиха. Приехала я туда в поисках больших новых муралов. Напомню, кто забыл , что муралы (от англ. «mural» – фреска) – это монументальная живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных объектах, вид уличного искусства. Муралы популярны во всех странах, самые крутые муралы до этого я видела во французском Лионе, что вам и показывала. В России тоже давно делают муралы, какие-то существуют очень давно, с момент их создания, другие через какое-то время закрашивают.
С 2019г. в России существует проект, который называется"Международный фестиваль «Urban Morphogenesis" ("Культурный код"), в рамках которого российские и зарубежные художники, признанные мировым стрит-арт сообществом, создают муралы в разных регионах России.
https://umgfest.com
Автор проекта - Дмитрий Лёвочкин
Основными целями проведения фестиваля является знакомство и приобщение граждан Российской Федерации к современному искусству и мировой уличной культуре через создание музеев монументального искусства под открытым небом, креативных пространств и комфортной городской среды в городах России.
В данный момент работы художников можно увидеть в Одинцово и Солнечногорске (Московская область), Челябинске, Казани, Нижнем Новгороде, арт-кластере «Таврида» (Республика Крым), Солнечнодольске (Ставропольский край) и Москве, а вот теперь к этому списку добавился Железнодорожный (Балашиха).
Муралы в Одинцово нам в свое время показал Вас16 , а вот в Железнодорожный я прокатилась сама, благо от меня это 20 минут на электричке.
Города и художники, желающие принять участие в фестивале, подают заявки.
Таким образом и Балашиха стала участником этого проекта. В августе-сентябре 2022г. в Железнодорожном было создано более 40 муралов на фасадах домов и других объектах. Каждый художник создал рисунок в собственной авторской манере и определенном стиле. В фестивале принимали участие художники из многих городов России, а также из Израиля, Испании, Италии, Сербии, Аргентины, Бразилии, Колумбии, Мексики, Индонезии и Казахстана.
Главный критерий отбора художников — уникальный стиль, чтобы любой фасад можно было узнать даже без подписи. Несмотря на это, у каждой работы специально для жителей, мало знакомых с культурой уличного искусства, ставят стенды с информацией о художнике и его работе.
Правда, когда я в начале ноября приехала смотреть работы, бОльшая часть стендов была уже уничтожена, вот такое отношение у людей к труду других, а создание таких огромных фресок - это большой труд.
После общих слов о фестивале, покажу сначала немного того, что я увидела на пути к первым фрескам.
Прямо от вокзала начинается Бульвар Цветов, где стоит памятник Дмитрию Павловичу Рябушинскому. Почему именно здесь, в Железнодорожнмо поставили этот памятник ? А потому что с 1904 по 1921 год в поселке Кучино , который входит в городской округ Балашиха, продуктивно работал первый в Европе и второй в мире Аэродинамический институт, основанный Дмитрием Рябушинским.
Дмитрий Павлович Рябушинский (1882—1962) — русский и французский гидроаэродинамик, создатель первого в Европе Аэродинамического института в своём имении Кучино, президент Русского философского общества и Ассоциации по сохранению русских культурных ценностей за рубежом.
Сын старообрядца-промышленника Павла Михайловича Рябушинского из династии Рябушинских. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук с золотой медалью в 1901г.
В 1904 году при содействии Н. Е. Жуковского, создал и возглавил первый в мире Аэродинамический институт в своём имении Кучино под Москвой. На оборудование института он потратил в первый год 100 тысяч рублей] и 36 тысяч рублей ежегодно.
С 1908 по 1912 год учился в Московском университете]. Дополнительную подготовку проходил на кафедре теоретической и практической механики, возглавлявшейся Н. Е. Жуковским, и в 1916 году Рябушинский получил степень магистра. С 1916 года — в должности приват-доцента университета вёл курсы теории упругости и аэродинамики. В 1916—1917 годах академическом году сделал три научных доклада в Московском математическом обществе.
В апреле 1918 года по просьбе Рябушинского Аэродинамический институт был национализирован. В октябре 1918 года Дмитрий Павлович после краткосрочного ареста Петроградским ЧК уехал в эмиграцию в Данию, в 1919 году переехал во Францию. Без французского гражданства, которое он не хотел принимать, продолжая считать себя русским, и сохраняя «нансеновский» паспорт русского эмигранта до своей кончины, Рябушинский испытал много трудностей. С 1923 года прочёл свыше десяти курсов лекций в Сорбонне, но лишь в качестве «приглашённого иностранного учёного».
Опубликовал более 200 научных работ. Один из основателей Русского высшего технического училища во Франции: с 1931 года профессор этого училища, заведующий кафедрой теоретической механики.
В 1932 году за экспериментальные исследования получил премию А. Базена от Парижской академии наук, а в 1935 году был избран её членом-корреспондентом.
Был Президентом Русского философского общества и Ассоциации по сохранению русских культурных ценностей за рубежом.
Из сопроводительной записки Д. П. Рябушинского по случаю 220-летия Академии наук СССР (1945) президенту Академии:
"За 27 лет пребывания вне пределов нашей Родины, я неизменно преследовал две цели: 1 — участие, по мере моих сил, в увеличении русского вклада в мировую науку, 2 — хранение, отстаивание значения и содействие увеличению, несмотря ни на какую преходящую обстановку, наших отечественных культурных ценностей".
Скончался Дмитрий Павлович Рябушинский в Париже 22 августа 1962 года. Прах покоится на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
В сентябре 1994 года в России было отпраздновано 90-летие основания Кучинского аэродинамического института — с приглашением из Западной Европы и США потомков Д. П. Рябушинского — младшей дочери Дмитрия Павловича — Александры Дмитриевны Пакраван-Рябушинской (Швейцария) и её детей из Франции, США и Швейцарии.
А этот памятник в Железнодорожном открыт в октябре 2011 года, работа скульптора Сергея Александровича Ялоза.
Иду дальше по бульвару и на пути еще один памятник. Называется он "Мурчик и Джостик - патруль чистоты"
История этих собак и памятника им меня поразила, поэтому расскажу подробно.
Информация и фото отсюда
https://dzen.ru/a/Y35iW_G8nBgGi2In
https://perspectum.info/murchik-iz-bala … r-font-h6/
Большая собака - это Мурчик, порода американская акита. Собака прославилась тем, что самостоятельно убирала мусор на улицах Балашихи. Пёс находил металлические банки, пластиковые бутылки, упаковки и выбрасывал их в урны. Следить за чистотой собаку научила его хозяйка, кинолог Кира Зверева.
"Я не видела собак этой породы, пока не устроилась на работу. А там одна из коллег привела на работу своего пса, и я его увидела вечером, когда мы спускались на крыльцо, — рассказывает Кира. — Когда вышла, сразу увидела меховую попу с необычным бубликом-хвостом. И сам пес стоял на крыльце рядом с хозяйкой и задумчиво смотрел вдаль. Потрясающий мягкий мех — не длинный, но такой шелковистый — он меня поразил… Я такой красоты не видела никогда вживую. Наверное, это была любовь с первого взгляда. В тот же день я приехала домой и не спала целую ночь, исследовала Интернет, вычитывала породные особенности, какие бывают проблемы. Оказалось, порода сложная. Но у меня характер такой, что я не останавливаюсь перед сложностями. Поразмыслила логически: если что-то пойдет не так, то мне помогут коллеги-кинологи. Решение было принято».
Пес довольно быстро стал местной звездой. Интересно, что его слава началась не с уборки мусора. Однажды на Первом канале появился сюжет «Дог-скутеринг» — о том, как две собаки возят на работу жительницу Железнодорожного. Мурчик и его друг Джостик, вторая собака Киры, впрягались в самокат с помощью особой упряжки и мчали хозяйку через весь город — в любую погоду.
Кира Зверева и Мурчик