Музей Тропинина и его флигель - два особняка и три выставки.
Сообщений 21 страница 30 из 35
Поделиться252023-01-01 19:19:55
Прежде чем показать вторую выставку , несколько слов в самом музее.
Собрание музея В.А. Тропинина и художников его времени насчитывает около 3000 единиц живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Большинство произведений создано в период первой трети XVIII — середины XIX века.
Музей обладает одним из самых значительных собраний произведений В.А. Тропинина — основоположника «московской школы» живописи, любимого портретиста Москвы 1-й половины XIX века, а также работ вы¬дающихся художников прошлого: И.Я. Вишнякова, И.П. Аргунова, А.П. Антропова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, С.Ф. Щедрина, С.С. Щукина и др.
Во 2-й четверти XIX в. В.А. Тропинин считался признанным главой московской школы живописи, поэтому музей назван его именем.
Музей В.А. Тропинина - это музей русского камерного портрета. По его экспонатам можно проследить некоторые этапы зарождения этого искусства в России и поиски самобытных портретных форм в живописи 2-й половины XVIII - 1-й половины XIX вв.
В середине XVIII в. в живописи сосуществуют эффектное парадное изображение и форма интимного, небольшого по размеру портрета, где сословные признаки изображенного отступают на второй план. Художники пытаются передать состояние человеческой души, тончайшие переходы настроения, стремятся к углублению психологической характеристики, но еще идеализируют свою модель.
Музей располагает редкими работами мастеров XVIII - начала XIX вв. До этого периода в России было только иконописное письмо, в конце XVII в. появились первые мирские изображения - статичные парсуны (персоны). Они тоже выполнялись иконописцами. Первыми 11 профессиональными портретистами в России были иностранцы, у них учились в XVIII в. русские художники. Не ограничиваясь простым заимствованием приемов живописной техники европейцев, они стремились раскрыть духовную сущность человека, используя традиции древнерусской живописи.
В начале XIX в. живопись перестает быть искусством для избранных. Художников привлекают образы людей из народа. Тропинин одним из первых обратился к этой теме, постепенно он переходит от романтизма к реализму, от идеализации - к внимательному, объективному изображению человека. Его творчество почти одновременно с творчеством А.Г. Венецианова и П.А. Федотова знаменует начало демократизации живописи в России.
Теперь про выставку "Удача гения"
4 ноября Музей Тропинина совместно с Государственным Русским музеем открыл масштабную выставку «Василий Тропинин. Удача гения».
Впервые в стенах московского музея встречаются лучшие картины из собрания ГРМ и Музея Тропинина. В составе выставки представлены работы только одного художника – Василия Андреевича Тропинина.
Из коллекции Русского музея в Москву прибыли девять шедевров, среди которых «Казначейша», портреты гитариста Павла Михайловича Васильева, художника Петра Фёдоровича Соколова, писательницы Варвары Ипполитовны Лизогуб и купца Александра Александровича Сапожникова.
Василий Тропинин. Удача гения
В центре внимания выставки находятся человеческие судьбы ― крепостного художника Василия Тропинина, который, по определению современников, «переписал буквально всю Москву», его жены Анны Катиной, которая, будучи вольной поселянкой, вышла замуж за крепостного и родила ему сына Арсения, унаследовавшего от отца способности к рисованию, а также знаменитых коллег и современников Тропинина. Точный год рождения Тропинина до сих пор является предметом для обсуждения, но известно, что свою мастерскую он открыл уже в зрелом возрасте. Ранним периодом творчества художника считаются 1820-е гг., когда художнику было уже больше сорока лет.
Василий Тропинин получил вольную, имея некоторые накопления и связи, заработанные за время службы у своего хозяина. Художник выбрал купеческую, более «демократичную» Москву, а не столицу, невзирая на то, что там было больше возможностей для карьеры.
Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. 1844г.
Художник изобразил себя у окна в мастерской на Ленивке (сегодня дом № 3), где он жил и работал большую часть своей жизни. Более поздний вариант-повторение портрета представлен в Государственной Третьяковской галерее.
Творчество Василия Андреевича Тропинина было неразрывно связано с Москвой, его наследие насчитывает более 3 000 портретов — настоящая галерея придворных вельмож, чиновников, военных, купцов, художников, поэтов, многие из которых приезжали позировать в эту знаменитую мастерскую.
»… в гостиную вышел Василий Андреевич… среднего роста, с умной открытой физиономией, в очках, с добродушной улыбкой, в халате и с палитрой в руке» — вспоминала одна из учениц Тропинина. Этот образ узнается на знаменитом «Автопортрете с кистями и палитрой на фоне Кремля» . Художник изобразил себя в той самой мастерской. В одной руке Василий Андреевич держит палитру и кисти, другой опирается на муштабель — длинную трость с круглым наконечником, который прислонялся к холсту для фиксирования руки при проработке мелких деталей композиции.
Картина была подарена музею Феликсом Вишневским. Полотно попало к коллекционеру в плохом состоянии и только в процессе реставрации были обнаружены подпись художника и дата — 1844 год. Очевидно, именно этот портрет был заказан Василию Андреевичу Московским художественным обществом, почетным членом которого он был избран в апреле 1844 года. В Третьяковской галерее и Саратовском музее им. Радищева представлены более поздние авторские повторения этого знаменитого автопортрета.
А был ли у художника Тропинина собственный дом и что с ним стало ? Увы, к глубокому сожалению, собственного дома Тропинина не существует, причем достаточно давно, уже более века. Он был снесен еще в начале ХХ столетия. Да и сам художник переехал в него лишь в последние годы жизни и прожил в нем не более двух лет. После смерти сына художника Арсения Васильевича Тропинина, который не имел наследников, этот участок земли оказался выморочным, и уже в начале ХХ века предприимчивый купец М.М. Малышев скупил несколько прилегающих небольших участков земли на углу Большой Полянки и Второго Спасоналивковского переулка. По его заказу на этом месте был выстроен огромный по меркам того времени доходный дом в стиле модерн, который находится сейчас по адресу: Большая Полянка, дом 44/2. Именно он и занимает сейчас территорию, на которой находился дом, принадлежавший В.А. Тропинину.
В Москве Тропинин прославился, стал лидером Московской портретной школы, его заказчиками были жители всей России. В качестве примера на выставке представлен портрет шуйского мецената Диомида Киселева, дед которого в своё время выкупился из крепостных и стал купцом.
Портрет Диомида Киселева
На портрете главы семейства Диомида Васильевича Киселева мы видим представителя нового для России, только нарождающегося в XIX веке класса купцов — промышленников. Это уже не полуграмотный, бородатый представитель купеческого сословия XVIII века. По внешнему облику человека изображенного на портрете, не сразу можно определить круг его занятий и сословную принадлежность. Перед нами представитель нового поколения предпринимателей европейского типа, причесанный и одетый по последней моде.
Киселев был человеком богатым и образованным. Имея несколько мануфактур в Москве и Шуе, он самостоятельно, без помощи переводчиков вел всю деловую переписку со своими иностранными партнерами.
В семье Киселевых была прекрасная библиотека, а также коллекции икон и старопечатных книг.В этой работе чувствуется симпатия и искренней интерес художника к своей модели.
Парные портреты четы Диомида Васильевича и Александры Ивановны Киселевых принадлежат к большой «галерее» купеческих типов в творческом наследии Тропинина. В сочетании простоты образа и тщательной проработке деталей дорогих тканей, аксессуаров, элементов интерьера, что было особенно важно для заказчика, сформулирован определенный художественный вкус на купеческий портрет второй четверти XIX века.
Портрет А.И Киселевой
Киселева, урожденная Лазарева, даты жизни неизвестны. Владимирская купчиха. Вторая жена Д. В. Киселева. В портрете Киселевой художник любуется красотой и свежестью молодой женщины. Он любовно передает фактуру бархата, меха, прозрачность черепахового гребня в ее замысловатой прическе. Тропинин часто прибегал к натюрморту, как к дополнительному средству раскрытия образа в портретах.
Художник тонко передает фактуру бархата, меха, вышивки, элегантность скромных украшений. Замысловатая прическа молодой женщины, отсутствие традиционного для купчих платка говорит о том, что модель принадлежит к поколению купцов-буржуа.
Прическа украшена черепаховым гребнем, служившим в то время признаком высокого достатка. Шелковый платок в ее руке - это как символ состоятельности, так и древнейший символ vanitas в европейской живописи.
Признание коллег пришло раньше, чем любовь публики. На академической выставке 1804 г. картину кисти Тропинина оценили императрица Елизавета Алексеевна и президент Академии граф Александр Сергеевич Строганов. Академическая манера явно прослеживается в графических штудиях художника, в частности, в рисунке «Античность в окружении гениев искусств». Мастер с большой вероятностью мог бы поехать в Италию, если бы в то время получил вольную, а вместе с ней и возможность стать академиком. Однако, по воспоминаниям биографа Тропинина Николая Рамазанова, его учитель, Степан Щукин, позавидовал успеху ученика и способствовал возвращению художника к своему хозяину Ираклию Моркову: «И вот в 1804 же году в сентябре месяце велено было отправить Василия Андреевича немедленно в малороссийскую деревню Кукавку Каменец-Подольской губернии…».
Там он обучал рисованию детей, руководил строительством и росписью церкви, в которой позже венчался с Анной Ивановной Катиной ― с ней они в любви и согласии прожили почти пятьдесят лет. Впервые портреты супруги художника Анны Катиной и его сына Арсения из Русского музея разместятся рядом с автопортретом художника из собрания музея Тропинина.
Поделиться262023-01-01 19:22:32
Безусловным критерием признания явился интерес к творчеству художника, проявленный впоследствии основателями Русского музея императора Александра III. В коллекцию была приобретена работа, которая на нашей выставке объединяет Русский музей в Санкт-Петербурге с музеем Тропинина в Москве ― это «картина трудной судьбы», прекрасная «Девушка с горшком роз».
«Девушка с горшком роз» — относится к позднему периоду творчества художника. Это произведение отличает достаточно большой размер холста, поколенное изображение фигуры.
Девушка держит горшок с кустом роз. В середине XIX века в поэзии и городском романсе женскую красоту часто сравнивали с цветком розы.
Боковой свет падает на лицо и руку девушки; игра светотени придает изображению некую «скульптурность». Портрет очень красив по своему колористическому решению.
С возрастом меняется мироощущение художника: более приглушенными, сумрачными становятся тона. Фон полотна темный, однако, приглядевшись можно рассмотреть интерьер комнаты: у стены стоят холсты, вероятно Тропинин изобразил свою мастерскую.
Обойдя полотно с задней стороны, можно увидеть характерный для художественных материалов Тропинина среднезернистый холст прямого полотняного переплетения. А на подрамнике — этикетки, связанные с интересной историей бытования произведения. Картина поступила в музей из коллекции Феликса Вишневского. В середине 50-х годов она была приобретена собирателем в одном из московских антикварных магазинов на Арбате как работа неизвестного художника. Знаточеский глаз Вишневского распознал шедевр. На портрете была обнаружена подпись и дата — 1850 год, которые необычно для Тропинина, зашифрованы в орнаментальном поясе горшка.
В процессе исследования дел о пропавших ценностях во время Великой Отечественной войны было выяснено, что ранее картина находилась в Императорском собрании, в музее Александра III, впоследствии в Государственном Русском музее, откуда была направлена на выставку в Крым, а во время войны оказалась в частных руках. В 2003 году руководство Русского музея официально передало портрет на постоянное хранение в музей Тропинина, стены которого он не покидает.
Существует романтическая, книжная идея, что человека формируют прекрасные вещи, на которые он смотрит. Всё-таки гораздо в большей степени, чем искусство, человека формирует среда, круг его общения. Человеку нужен человек. Именно поэтому большое значение имеет гравюра с оригинала Тропинина с портретом журналиста, литератора и знатока искусств Павла Свиньина, который прославлял художника в прессе, осуждая пиетет публики перед иностранными мастерами. Также на выставке представлен оригинал характеристики, данной Павлом Свиньиным Тропинину, сыгравшей важную роль сначала в освобождении от крепостной зависимости, признании его таланта, а позже и в присвоении художнику академического звания; всё это ― составляющие удачи гения и секрет его успеха.
Неизвестный художник. Портрет П.П. Свиньина. Гравюра с оригинала В.А. Тропинина. Вторая четверть XIX в.
Василий Андреевич был частым гостем у генерал-майора и любителя искусств Алексея Тучкова, который также способствовал освобождению художника. Портреты братьев Тучковых украшают экспозицию.
Портрет Алексея Алексеевича Тучкова. 1843г.
Биограф Тропинина Николай Рамазанов писал: «Кто хорошо знал Василия Андреевича, тот не мог не любить его всею душой. Как он ни разу в жизни не изменял призванию художника, так никто не изменял ему в привязанности».
В галерее портретов на выставке можно увидеть портрет друга Тропинина, вольноотпущенного художника и реставратора Василия Степановича Энева, который, как и он, родился крепостным.
Портрет Василия Степановича Энева
Очевидно, что образ Энева был очень близок художнику, который получил вольную только в 43 года, в 1823 году.
Энев Василий Степанович — крепостной художник, реставратор. Вольноотпущенный князя Касаткина, ученик Тиореса — хранителя коллекции князя Н.С. Мосолова.
В этой версии портрета присутствуют излюбленные Тропининым серо-дымчатые, оливково-зеленые и коричнево-золотистые тона. Портрет Энева — одна из лучших сохранившихся ранних работ Тропинина. Художник живо передает сложные нюансы настроения модели: едва заметную улыбку, несколько растерянный взгляд неуверенного в себе человека. Так же он уделяет особое внимание изображению одежды, в которую одета его модель: шуба, сюртук и батистовый галстук.
Василий Андреевич Тропинин родился крепостным, однако смог в полной мере реализовать свой талант живописца, получить признание и прожить жизнь в любви. Он работал в манере, которая делала его заказчиков счастливыми. Как и мастера немецкого бидермайера, Тропинин создавал уютные образы благополучия.
«Может быть, вышло и к лучшему, что я не был в Италии,будь я там, может быть, не был бы своеобразен» В.А. Тропинин
Поделиться272023-01-01 19:34:25
Покажу еще две картины, который Феликс Вишневский оставил музею.
Это портрет старика-каменщика, как считается – Самсона Суханова (мастера-каменотеса, чья артель изготовила, в том числе, ростральные колонны в Петербурге и колонны Исаакиевского собора).
Жанрово-портретный образ каменотеса Самсона Ксенофонтовича Суханова относится к началу московского периода творчества художника. Портрет датирован 1823 годом. Суханов происходил из Архангельских крестьян. Приехал на заработки в Петербург и попал в камнетёсную артель при строительстве Михайловского замка. Стал старшим приказчиком артели, выполнившей множество строительных заказов. Работал под руководством архитектора Андрея Воронихина при возведении Казанского собора, отделывал гранитом набережную на стрелке Васильевского острова, высекал для Ростральных колонн скульптуру. Именно артели Суханова было поручено высечь монолитный постамент для пьедестала памятника «Минину и Пожарскому» в Москве. Портрет был написан по инициативе издателя, основателя первого «Русского музеума» Павла Свиньина, который в своем журнале «Отечественные записки» писал о Суханове. Для художника здесь важно подчеркнуть рабочие атрибуты, рассказывающие о роде занятий модели — профиль базы колонны и инструмент для высекания камня. Тропинин представляет образ простого ремесленника, однако к моменту написания портрета Суханов — уже домовладелец, петербургский купец. Это «костюмированность» была характерна для эпохи романтизма.
Умное, энергичное, резко индивидуализированное лицо. Перед нами незаурядная личность, человек, многое видевший и испытавший на своем веку. Суханов в жизни опробовал многие занятия и ремесла, батрачил, бурлачил на Северной Двине и Волге, промышлял зверя, сапожничал и плотничал.
А еще свое место в музее занял тот самый портрет князя Голицына, который когда-то подарил Феликсу Вишневскому его отец и с этого портрета началась коллекция Ф. Вишневского
Портрет князя Сергея Михайловича Голицына
Голицын Сергей Михайлович (1777—1859) — сын князя М.М. Голицына и урожденной баронессы А.А. Строгановой.
С 1789 — служил в Измайловском полку, в 1797 — пожалован в действительные камергеры. В 1830 — попечитель Московского учебного округа. В этом качестве являлся противником дарованного университетам избирательного права, но к студентам относился гуманно и щедро. Более полувека прослужил в Москве, был председателем московского Опекунского Совета и отделения Главного Совета женских учебных заведений. С 1843 по 1848 — член Совета Московского художественного общества. Кавалер многих российских орденов.
С 1852 — действительный тайный советник. Владелец подмосковной усадьбы Кузьминки (Влахернское), сложившейся при нем в законченный садово-парковый и архитектурный ансамбль. В 1865 году в его доме на Волхонке был открыт «Голицынский музей», объединивший несколько семейных коллекций.
Сергей Голицын покровительствовал В.А. Тропинину. Художник несколько раз обращался к портрету Голицына, писал авторские повторения. Одно из них и попало к Вишневскому.
Обратите внимание на галстук на шее Голицына. Галстуки в это время были похожи на шейные платки. Кусок ткани сворачивали по диагонали, охватывали шею спереди и, скрестив сзади концы, завязывали узел под подбородком различными способами — то в виде большого банта, то узлом; концы его прятались за жилет. Искусству повязывать галстук посвящено немало трудов. Особым шиком вреди денди считалось повязать галстук таким образом, чтобы казалось — это сделано за минуту. Но на подобный «эффект небрежности» могли уходить часы мучений.
На груди виден кусок голубой ленты ордена Св. Андрея Первозванного. Это высший орден Российской империи. Награда расценивалась как Высочайший подарок, который оставался в семье награжденного. Всего таких награжденных было не более 170 человек, не считая членов Императорской фамилии.
На лацкане значок с буквой "L" -знак «50 лет беспорочной службы» установил император Николай I в день своей коронации 22 августа 1827 года. С тех пор в этот день происходили ежегодные пожалования знака, которым награждались как военные, так и штатские лица. Знак представлял собой квадратную сквозную пряжку, серебряную с позолотой, в которую вставлялась орденская лента (для военных – Георгиевская, для штатских – Владимирская). Поверх ленты был укреплен дубовый венок с латинской цифрой, означавшей количество лет.
Два ордена в виде звезд. Верхний -это Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного был высшей наградой в Российской империи.
Нижний - Звезда Св. Владимира. Орден Святого равноапостольного князя Владимира был очень высокой наградой: Владимир 1-й степени стоял по старшинству орденов сразу за Андреем Первозванным (если не считать женского ордена Екатерины).
В постоянной экспозиции музея Тропинина находится и знаменитая "Кружевница".
Картина написана В. А. Тропинином в 1823 году. Портрет был представлен на соискание звания художника при Совете Императорской Академии художеств, став самым известным произведением жанрового портрета первой четверти XIX века в русском искусстве. Авторские повторения «Кружевницы» хранятся сегодня в фондах Государственной Третьяковской галереи и Нижегородского Государственного художественного музея. А всего "Кружевниц" было написано пять ! Еще две в частных коллеккциях.
Современники писали: «…и знатоки, и не знатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства… в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту… и все изображено с такой правдой и простотой» (П. Свиньин).
Картина принесла художнику славу мастера женских образов. Кроме этого полотна в 1820—1830-х годах Тропинин написал ещё несколько работ, посвящённых образам женщин и их кропотливому труду («Пряха», «За прошивками», «Золотошвейка»).
Спокойные приглушенные тона полотна, мягкие драпировки ткани подчеркивают руки с изящными пальцами и лучистые глаза юной кружевницы. Образ девушки, на мгновение оторвавшейся от своего занятия и взглянувшей на зрителя, наводит на мысль о том, что труд ей ничуть не в тягость, напротив, занятие это ее увлекает и вдохновляет.
К началу XIX в. кружевные мастерские организовывались в усадьбах помещиками, что определило расцвет этого искусства и раскрытия в нем национального стиля. Кружевница работает на коклюшках. Коклюшки – специальные деревянные палочки, на которые наматывались нити плетения кружева. Чаще всего, коклюшки изготавливались из дерева таких пород как яблоня или клен. Каждый инструмент подбирался индивидуально, длина (могла варьироваться от 10–100 мм) и ширина зависела от вида кружева.
Еще несколько картин из собрания музея Тропинина.
"Девочка с собакой" 1831г.
В бытность обучения в Академии Тропинина назвали «русским Грезом», после того, как он на выставке привлек внимание зрителей своими жанровыми сентиментальными произведениями. Одно из таких произведений — «Девочка с собачкой», которая является вольной копией с портрета французского художника Жана-Батиста Греза. На портрете изображена внучка генерала Римского-Корсакова Даша. Тропинин заимствует у французского художника композицию одноименной картины. Но великолепное, безукоризненное мастерство художника, как бы вдохнувшего жизнь в изображение радостного личика ребенка и выразительную мохнатую головку болонки с беспокойно-умным взглядом огромных черных глаз, выделяют полотно из многочисленных банальных произведений, исполняемых в то время в подражание иностранным образцам. Работа выделяется и привлекает зрителя свободной живописной манерой. Собака считалась олицетворением верной дружбы и преданности Искусство того времени часто прибегало к аллегории и символам, и дети нередко изображались с собаками.
Портрет Елизаветы Ивановны Нарышкиной (не позд нее 1816г.)
Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной в русском наряде в интерьере. 1838г. Эскиз к тому портрету. что сейчас на выставке "Мода на чай"
Молодая купчиха Екатерина Ивановна Карзинкина принадлежала к семье чаеторговцев. Она изображена в стилизованном русском костюме, который вошел в моду при дворе Николая I и был важным признаком стиля бидермайер. Сама царица и статс-дамы появлялись на балах в платьях, напоминающих русский сарафан, хотя шили их из драгоценных тканей: бархата, парчи, шелка. В портрете тщательно проработана фактура лица, рук, одежды: серо-голубого бархата, прозрачных рукавов и вуали. Картина лаконична в бытовых деталях, фигура купчихи занимает все пространство холста. В облике модели прослеживаются черты идеала женской красоты, присущие творчеству Тропинина. Женственность и душевное обаяние модели переданы художником с большой теплотой.
Данное произведение является этюдом к будущему портрету Карзинкиной. Интересно заметить, что этюд не отличается от законченного произведения вниманием к деталям, все детали костюма прописаны очень подробно. Главное различие заключается в более тусклых и холодных цветах, которые художник использовал для подготовительной работы.
Поделиться282023-01-01 19:48:12
Такие знакомые портреты!!!!
Поделиться292023-01-01 20:58:48
Портрет Александра Александровича Алябьева 1840-е гг.
Заслугой Тропинина явилось развитие «домашнего» или, как его еще называли, «халатного» портрета, где человек наедине с собой раскрывается в полной непринужденности и свободе.
Этот тип неофициального портрета позволял художнику максимально раскрыть внутренний мир портретируемого, чем на портретах человека, одетого во фрак или мундир, в буквальном и переносном смысле, «застегнутого на все пуговицы». Тип «халатного» портрета полюбился москвичам, и они с удовольствием заказывали художнику именно такие портреты.
Алябьев Александр Александрович. 1787—1851. Русский композитор. Родился в семье тобольского губернатора А. В. Алябьева. Участник войны 1812 года, служил в Иркутском, Ахтырском гусарском полках, имел боевые награды. Вышел в отставку в ноябре 1823 г.
Композитор, сочинитель опер, водевилей, романсов. Друг А. С. Грибоедова, Д. В. Давыдова, М. Н. Загоскина. В 1825 г. был обвинен в организации карточной игры и рукоприкладстве, вызвавшем смерть помещика Т. М. Времева и сослан в Сибирь. В 1840 г. женился на Е.А. Римской-Корсаковой (в первом браке Офросимовой). В 1843 г. получил официальное дозволение жить в Москве, В последний период жизни сблизился с Н. П. Огаревым, семьей Пассек, Даргомыжским.
Портрет Алябьева — один из лучших позднего периода творчества Тропинина. Художник создал яркий образ человека незаурядного ума и мощного темперамента. Резкий боковой свет выхватывает выразительное лицо и руку немолодого мужчины, его седые пышные волосы и усталые глаза с припухшими веками. Остальные части картины погружены в глубокую тень. Блики света выявляют энергичную лепку лица. Гордая осанка, проницательный взгляд с затаенной горечью свидетельствуют о сложной судьбе этого человека. Напряженная игра света и тени на поверхности картины придают портрету таинственность и романтичность. Психологизм и драматическая мощь этого портрета столь отличается от ясных и гармоничных образов Тропинина, что можно предположить, что сама модель продиктовала верному натуре художнику глубину содержательности портретного образа.
Алябьев — человек сложной и трагической судьбы. Автор многих музыкальных произведений, он остался в памяти потомков как автор «Соловья». В его жизни была славная гусарская юность, романтическая любовь, мужская дружба, радость творчества, широкая популярность и несправедливое забвение. Трагическое стечение обстоятельств повлекло за собой суровое наказание, лишение прав и многолетнее изгнание.
Портрет Платона Николаевича Зубова 1830-е–1840-е
Платон Николаевич Зубов родился 26 июля 1798 года в семье графа Николая Александровича Зубова и его жены Натальи Александровны, дочери князя А.В. Суворова.
Образование получил в Пажеском корпусе, который окончил с отличием. Ещё до выпуска его из корпуса, в 1815 году, король Франции Людовик XVIII пожаловал ему орден Лилии. В следующем году Зубов был выпущен из камер-пажей корнетом в Кавалергардский полк, а в 1819 году был произведен в поручики и назначен личным адъютантом к командиру полка.
В 1827 году он по домашним обстоятельствам был уволен от службы полковником, но вскоре подал прошение об определении его на службу по министерству финансов и был принят чиновником особых поручений при такой резолюции графа Канкрина: «Я душевно рад буду иметь такого товарища». Прослужил в этой должности Зубов недолго.
Зубов увлекался коллекционированием произведений искусства. Он умер холостым в Москве 16 марта 1855 года и погребен в семейной усыпальнице на территории Сергиевой Приморской пустыни в окрестностях Петербурга (ныне — в черте города).
Теперь покажу что привезли из Русского музея.
Женщина в окне (Казначейша) 1841г.
Картина написана на сюжет поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова (1814—1841) «Казначейша». Точнее поэма, написана им в 1838 году, называлась «Тамбовская казначейша». Она повествует о юной девушке Авдотье, которую сосватали за старого, богатого казначея Бобковского. Бобковский будучи азартным, но удачливым игроком, не препятствовал увеличению его женой понтерами из разных уездов, ослабляя их шансы на выигрыш. Вышивая у окна один день Авдотья, замечает красавца улана Гарина, с которым у нее случается «роман вприглядку». Узнав о чувствах между двумя молодыми людьми казначей намеревается выиграть у Гарина, но проигрывает сначала деньги, а потом свою жену.
Считается, что в основе поэмы лежит реальная история, произошедшая тридцатью годами ранее в Москве. Князь Голицын проиграл свою жену Марию Григорьевну графу Льву Разумовскому.
В Тамбове же считают, что прототипом главных героев выступает семья реального казначея Муратова, сведений о котором осталось прискорбно мало.
Казначейша изображена Тропининым в самый уязвимый для юной девушки момент; момент пробуждения романтических чувств к Гарину. В ее чертах мы видим надежду и сомнения. Как и все произведения Василия Тропинина, этот портрет пропитан психологизмом и нежностью к модели художника.
Поделиться302023-01-01 21:01:09
Портрет художника Николая Аполлоновича Майкова. 1821г.
Майков Николай Аполлонович (1794–1873) — художник-любитель. Живописец, автор исторических картин и икон, портретист. Сын директора императорских театров А.А. Майкова. С 1801 по 1811 воспитывался во 2-м кадетском корпусе. Был ранен в Бородинском сражении. В 1821 ушел в отставку в чине майора Гусарского принца Оранского полка. Жил в Москве, с 1834 — в Петербурге.
Именно ранение в этом бою привело Майкова к искусству. Лежа в кровати он от скуки начал копировать картину, висящую в его поле зрения, а затем начал писать все, что попадалось ему на глаза. Отец его был против увлечения сына художеством, из-за которого тот решил уйти из армии и отправится в поездку в Италию, но упорностью Николай Майков добивается успеха. В 1835 по распоряжению императора Совет ИАХ дал Майкову звание академика за запрестольный образ церкви Св. Троицы лейб-гвардии Измайловского полка.
С 1820 был женат на Евгении Петровне Гусятниковой (1803–1880). Их сыновья: Аполлон (поэт), Валериан (публицист), Владимир (журналист и издатель) и Леонид (историк литературы, академик).
Как и на портрете Платона Николаевича Зубова, присутствует красный занавес, более напоминающий работы Карла Брюллова, совсем нетипичный для Тропинина.
Грозовые облака на фоне, красный занавес, свободное одеяние модели и слегка неопрятные волосы придают картине динамичности и романтичности, а также добавляют модели психологизма и лиричности.
Этот портрет является частью галереи «халатных» портретов художника.
Портрет В.И. Лизогуб 1847г.
Лизогуб Варвара Иполитовна (урожденная Петровская; даты жизни неизвестны). Жена полковника Василия Ивановича Лизогуба (1801–1870), дочь ротмистра Ипполита Петровича Петровского. В.И.Лизогуб — автор повести в стихах «Зулейка», опубликованной в августе 1845, и стихотворения, помещенного в журнале «Москвитянин» (1841, № 7).
В этом портрете, состоявшийся художник Тропинин мастерски объединяет убедительность и натуральность модели с идеализацией ее образа. Благодаря костюму прописанному крайне детально и тому, что поясное изображение, занимающее большую часть полотна предстает перед нами в почти натуральную величину, и создается эта убедительная реалистичность в портрете, как и в портретах четы Киселевых и других картин живописца. Но экзотичность костюма и тяга Тропинина к изображению собирательных образов, олицетворяющих национальный женский типаж, придают портрету сказочности и идеализации.
Существует также этюд портрета Варвары Ипполитовна Лизогуб, который в 1901 году предложили купить Государственному Русскому Музею, но сделка не состоялась, и этюд оказывается в Париже, в коллекции Александра Попова. В 2010-х портрет оказывается на парижском аукционе, где его покупают и возвращают на родину.
Портрет Павла Михайловича Васильева 1830- е гг.
Павел Михайлович Васильев (1798-1854) — бухгалтер конторы московских императорских театров.
Поколенный портрет П. М. Васильева, прекрасного музыканта – характерный образец искусства Тропинина. Васильев представлен в простой домашней обстановке. Отвернувшись от нотного листа, лежащего на пюпитре, он обратился в сторону невидимого собеседника. Поза героя естественна и в то же время не лишена артистизма. От всего его облика исходит доверительность и открытость. Васильев – традиционный тропининский персонаж. К образу гитариста, повторяя и варьируя его, художник возвращался постоянно. Он был своеобразным знаком сердечного, доброжелательного общения в патриархальной Москве.
Портрет неизвестного (из семьи Мосоловых) 1856г.
На это завершаю рассказ о посещении музея Тропинина и флигеля Вишневских