Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Армения - страна храмов, гор, камней, а также...


Армения - страна храмов, гор, камней, а также...

Сообщений 51 страница 60 из 156

51

savl написал(а):

Наверное, сильно упрощая, можно сказать примерно так: когда "нутром" чувствуешь Бога, не пытаясь формализовать это ментально и выразить словами (даже на уровне молитв) - вот это и есть духовность.

Когда то давно Юлия melodie_del_mar написала такие строки.
"  Я  поднялась по широкой лестнице на площадь и вошла в базилику, где ранним утром была лишь пожилая женщина, застывшая со сложенными ладонями в первом ряду на деревянной скамье.
      Я тихо присела в последнем, и тут оно накрыло.
      Это не зависит от вероисповедания и веры, это или случается,  или нет, в мечети   Стамбула или кипрской часовне, деревянной церквушке в российской деревне или базилике Святого Павла в Риме, особое чувство, которое нельзя объяснить словами.
     Это чувство не возникает в толпе. Оно приходит в тишине, когда ты остаешься один на один с небом в оконных витражах в пустом храме."
Я специально сохранила эту цитату, так как она хорошо передает то чувство, которое мне тоже посчастливилось испытать.

0

52

mistral написал(а):

она хорошо передает то чувство

Да-да, именно так :)
Только я бы уточнил, что под "тишиной" понимается не столько внешняя, сколько внутренняя - когда замолкает голос эго-разума. И тогда такое "накрытие" возможно даже на базарной площади :)

Отредактировано savl (2023-01-03 19:48:59)

0

53

<<< --------------- Одзун --------------- >>>

   Сейчас я немного нарушу хронологию событий ради того, чтобы разделить описания Ахпата и равного ему по интересности Санаина. Да, выше я писал, что они настолько разные, что их можно смело посещать один за другим, не боясь "смешивания" впечатлений, но одно дело "посещать", то есть видеть всё вживую, и совсем другое - смотреть фотографии, которые - даже самые лучшие (это не про мои!) - отличаются от "натуры" в той же степени, как двухмерная реальность (коей они и являются) отличается от трёхмерной, как плоское и ограниченное углом зрения объектива "картинка" отличается от объёмно-панорамной.

   Первой реально "путевой" базой этого путешествия (Вагаршапат всё же был "ночёвкой по прибытии") я выбрал маленький городок (точнее, даже село) Одзун, расположенный в 15 километрах южнее Ахпата и Санаина. Это решение было чисто логистическим и во многом объяснялось тем, что я не знал, успею ли посмотреть Санаин в этот и без того насыщенный день. И если нет - чтоб назавтра возвращаться к нему было не слишком далеко. А если успею - отъехать засветло на юг по максимуму (но с учётом первого "если"), дабы уменьшить пробег следующего дня, поскольку я наивно рассчитывал успеть искупаться в Севане.

   Как я потом понял, выбор получился откровенно не моим - как обычно, меня просто мягко "наставили на путь истинный" (в этом случае - абсолютно буквально) "сверху". Потому что, как оказалось потом, кроме чисто путевых заморочек, описанных выше, в Одзуне имеется и своя историческая "жемчужина", о которой - стыдно признаться! - я узнал из какого-то очередного документального фильма уже почти перед самым отъездом и только порадовался за своё (ага, своё - ха-ха!) "мудрое" решение.

   А ещё позже - уже за рулём - выяснилось, что только на плоской карте (вот они, "погрешности" двухмерности!) Одзун находится недалеко от основной в этих краях трассы, ведущей на юг. Ну, типа, на параллельной дороге-дублёре, проложенной по "городкам и весям" сельской местности. На самом же деле этот "дублёр", как только отделился от главной дороги, сразу начал круто "взмывать" вверх, то просто наклонно, то серпантинами, и вскоре я оказался на высоте птичьего полёта, а трасса вместе с рекой Дебед, вдоль которой она проложена, остались далеко внизу.

https://i.postimg.cc/bwWV5tRJ/IMG-20220904-180719.jpg

https://i.postimg.cc/mZ3xF8yS/IMG-1899q.jpg

https://i.postimg.cc/wTxrRHv6/IMG-20220904-180706.jpg

   Не бахвальства ради, а просто констатируя факт, отмечу, что такие "кривые" дороги (влево-вправо, вправо-влево) - очень "моё", для меня они намного приятнее, чем монотонные равнинные трассы с безликими окрестностями (не говоря уже о городских "тырк-тырк" или сельских с их непонятными "тридцатками" - я про скоростные ограничения), так что я получил кучу драйва и удовольствия, не говоря уже о живописных панорамах вокруг. При этом я, естественно, не мог останавливаться у "каждого куста", чтобы заснять очередной красивый вид, иначе банально не добрался бы до отеля засветло, да и выпрыгивать ежеминутно из машины, постоянно застёгивая-расстёгивая ремень (законопослушным я стал до противного, как начал арендовать машину за рубежом, до середины нулевых и не знал, что такое эти ремни...), уже умучился.

   В Одзуне я остановился в частном деревенском "гостевом доме" с садом - в Европе такое назвали бы "агротуризмо". Знаю, что многие специально ищут подобные места, но я их не особо люблю и бронирую только в самых крайних случаях, когда других альтернатив нет: обычные отели мне привычнее, уютнее и вообще приятнее во всех отношениях.

..........

   Одзун - село древнее. Согласно преданию, в 1 веке сюда добрался апостол Фома и, прежде чем отбыть в Индию, помазал здесь двух епископов и пятерых священников: отсюда якобы и пошло его название: "одзел" в переводе с армянского означает "помазать". Правда, о том, что Фома проповедовал в Армении, говорят лишь отдельные армянские источники намного более поздних времён типа небогослужебного сборника Четьи-Минеи (а это, как минимум, 10 век, когда христианская история уже сильно додумывалась в угоду религиозной идеологии), так что это является, мягко говоря, большим вопросом. Кстати, то же самое можно сказать и об апостоле Варфоломее, который вместе с Фаддеем считается основателем Армянской апостольской церкви; относительно достоверным считается лишь факт миссионерской деятельности Фаддея, но и тут не совсем понятно, о каком именно апостоле идёт речь: то ли об одном из 12 последователи Иисуса Христа по имени Иуда Фаддей, то ли о том, что входил в следующую плеяду Семидесяти апостолов, то ли о них обоих вместе.

   А той "жемчужиной" Одзуна, о которой я говорил, является церковь Пресвятой Богородицы (то есть Сурб Аствацацин, хотя чаще его называют просто Одзунским храмом) бывшего Одзунского монастыря, известного с 6 столетия (реальная дата его основания, возможно, более ранняя, нам неизвестна). А нынешний храм был возведён то ли в 6, то ли в 7 веке, причём - опять же, по сказаниям и легендам - на том месте, где ещё в 4 столетии Григорий Просветитель построил небольшую церковь.

   Говоря "нынешний", я не слишком преувеличил: да, за полтора тысячелетия церковь не раз ремонтировалась и реконструировалась, но минимально и в целом дошла до нас в близком к своему аутентичному облике (или, по крайней мере, со времён реставрации, проведённой уроженцем Одзуна католикосом Ованесом III в начале 8 века, что тоже внушительно); лишь в 19 столетии над восточным фасадом были сооружены две изящные звонницы.

   Я побывал здесь дважды: вечером, уже перед закатом, пока хозяйка дома готовила ужин (по договорённости за дополнительную плату, соответствующей среднестатистическому обеду в обычном кафе; вот только таковые в селе отсутствуют, как класс, по вполне понятным причинам), и утром, отправляясь дальше "на маршрут". Конечно, утренние фотографии "с солнцем" получились более яркими, и я в основном приведу именно их, но вечером здесь была особая атмосфера - знаете, такая "умиротворённость сельского бытия", которая, впрочем, ощущалась больше "нутром", чем глазом; к тому же, утром часть ракурсов - прежде всего, на главный фасад - "отсекалась" ярким солнцем.

https://i.postimg.cc/P5gKyktv/IMG-20220904-191623q.jpg

https://i.postimg.cc/Wp8WvK7x/IMG-20220904-191436.jpg

https://i.postimg.cc/BbmMBL6J/IMG-20220904-191230.jpg

   А красивее всего храм смотрится со стороны входного портала на фоне не слишком далёких гор:

https://i.postimg.cc/BbBd9nnz/IMG-1900q.jpg

   Территория вокруг церкви очень большая, окружённая низенькой, чисто символической каменной оградой. И вечером, когда жара спадает (я, конечно, говорю о лете), сюда с удовольствием приходят жители села - и просто посидеть и полюбоваться видом, и "выгулять" ребёнка в коляске, а молодёжь, преимущественно школьного возраста - потусоваться: места хватает всем. Да и, в конце концов, здесь очень романтично, так что парочек тут тоже хватает:)

https://i.postimg.cc/HkcBbLCC/IMG-20220904-191541.jpg

Отредактировано savl (2023-01-03 20:27:44)

0

54

https://i.postimg.cc/vHS01Vkz/IMG-20220904-191424.jpg

   Церковь не имеет привычного для Армении гавита (в те времена их ещё не строили), зато её окружает внешний зал, образованный двумя боковыми арочными галереями, соединёнными с "тыльной" (апсидной) стороны сплошной стеной с центральным входом в виде арки - подобная архитектура крайне редко встречается у армянских храмов.

https://i.postimg.cc/bwB4jMqq/IMG-1901q.jpg

https://i.postimg.cc/fyz8djMH/IMG-20220904-191029.jpg

   На галереях видны следы недавней реставрации, проведённой в 2012-2014 годах - её главной целью было укрепление здания в целом и его конструкций при максимально бережном отношении к старинному облику сооружения. Как сказал директор компании, проводившей восстановительные работы, "мы скорее занимались "лечением" древнего храма, чем ремонтом, и старались минимально вмешиваться в конструкцию, чтобы сохранить его архитектурную и историческую ценность".

   Церковь была ещё открыта, и я, конечно же, зашёл внутрь.

https://i.postimg.cc/fTbHTK2y/IMG-20220904-191016.jpg

https://i.postimg.cc/j5rgxYmY/IMG-20220904-190824.jpg

https://i.postimg.cc/0QdtrH1M/IMG-20220904-190852.jpg

   Вокруг храма расположено небольшое кладбище с хачкарами, могильными плитами и памятниками - от древних до сравнительно новых (начала 20 века):

https://i.postimg.cc/xTs4K7JL/IMG-1914q.jpg

   Среди них самой интересной мне показалась такая плита:

https://i.postimg.cc/4dCMY9KM/IMG-1908q.jpg

   Да, вечером храмовая территория по-домашнему спокойна, уютна, умиротворительна, но красивее всего Одзунская церковь всё же выглядит при дневном свете в золотящих её солнечных лучах (вот только утром из-за положения солнца вместо главного западного фасада приходится снимать задний восточный):

https://i.postimg.cc/MKth9H4M/IMG-1909.jpg

0

55

https://i.postimg.cc/jdRp6P8Y/IMG-1906q.jpg

https://i.postimg.cc/8Cf9kHCM/IMG-1907q.jpg

https://i.postimg.cc/jS5BmK08/IMG-1910.jpg

   Один из элементов наружного декора:

https://i.postimg.cc/t4YmD5Ww/IMG-1912q.jpg

   Рядом с храмом на ступенчатом основании стоит любопытный - подобных ему в Армении больше нет - надгробный обелиск в виде вертикальной плиты с двумя арочными проёмами, который учёные предположительно датируют 5-6 столетиями (а некоторые даже концом 4-го), то есть в любом случае он был построен раньше нынешней церкви. А вот с какой целью - тут загадок больше, чем ответов: большинство источников обходят этот вопрос стороной, немногие же пытаются "угадать", для кого он был возведён (если это надгробие), но делают это не очень убедительно и расходятся между собой в "показаниях". А в документальном фильме "Армения. Живые камни" его называют остатками некоего "открытого алтаря" (в чём, кстати, есть некая логика, если обелиск установили, когда храма ещё не было).

https://i.postimg.cc/Pxm7Y5Yq/IMG-1911.jpg

https://i.postimg.cc/NFBz4vkk/IMG-1913.jpg

https://i.postimg.cc/SQf5KjmT/IMG-1915.jpg

   Внутри каждого проёма находится узкая прямоугольная стела, на которой по всей длине высечены изображения: на западных и восточных гранях - евангельские сюжеты и исторические персонажи раннего христианства (12 апостолов, Святые, император Константин с сестрой и т.п.), а на северных и южных - геометрические и растительные орнаменты.

https://i.postimg.cc/x85FppsD/IMG-1916q.jpg

0

56

<<< --------------- Санаин --------------- >>>

   Монастырь Санаин - родной брат (но никоим образом не близнец!) Ахпата. Основаны они был примерно в одно время, хотя разброс этого "времени" составляет от 4 до 10 столетия, но в любом случае Санаин считается более ранним - правда, всего лишь на том основании, что его название переводится с армянского как "этот древнее другого” (понимая под другим Ахпат).

   А вот то, что первые каменные сооружения нынешнего монастырского комплекса были возведены в середине 10 века, известно вполне достоверно - вплоть до конкретных дат их постройки. В целом же тот ансамбль, что мы видим сегодня, сформировался в 12 столетии (в 13-м добавилась лишь колокольня) и дошёл до наших дней без существенных изменений.

https://i.postimg.cc/gjL6rqsZ/IMG-1891q.jpg

https://i.postimg.cc/SN8DvW4R/IMG-1895q.jpg

https://i.postimg.cc/BZRmpmdR/IMG-20220904-172254.jpg

https://i.postimg.cc/WtRqZFYf/IMG-1893.jpg

https://i.postimg.cc/4xgBkm45/IMG-1882.jpg

https://i.postimg.cc/T2KknzHr/IMG-1894.jpg

https://i.postimg.cc/MpH4rn9F/IMG-1889q.jpg

   В Санаин я приехал ещё засветло, но уже при клонящемся к заходу солнце, поэтому все сделанные здесь фотографии получились в неярких "пастельных" тонах с преобладанием золотистых оттенков. Сам я не очень люблю такую цветовую гамму, но поделать с этим, как вы понимаете, ничего не мог...

   Архитектурно Санаинский комплекс является уникальным и не имеет себе подобных - недаром некоторые - или даже многие - называют его самым интересным монастырём в Армении. Его постройки, хотя и возводились в разное время, в дальнейшем были причудливым образом соединены друг с другом, в результате чего получился единый, можно сказать, монолитный ансамбль (в отличие от Ахпата с его "мини-улочками"), который можно сравнить с многокомнатной квартирой со сложной планировкой. Его "лицо", главный фасад, образуют не храмы, а гавит, являющийся, если продолжать аналогию с квартирой, своего рода "прихожей".

   Сейчас я попробую максимально коротко и просто продемонстрировать это с помощью вот такого плана монастыря (по-моему, я впервые в своих рассказах использую подобный приём, но по-другому тут не обойтись: по крайней мере, я сам окончательно понял структуру комплекса, только когда увидел схему):

https://i.postimg.cc/WzpTH2Fb/Sanahin-plan.jpg

   А теперь я всё поясню. Древнейшей монастырской постройкой является церковь Сурб-Аствацацин (Святой Богородицы), возведённая в 930-940-х годах (на плане - 1).

https://i.postimg.cc/66zv5qhc/IMG-1888q.jpg

0

57

https://i.postimg.cc/Xq2G21vm/IMG-1896.jpg

   В 966 году рядом с ней был построен похожий на неё, но больший по размеру храм Сурб Аменапркич (Святого Спасителя), который в 10 веке служил кафедральным собором существовавшего - правда, недолго: менее полутора столетий - на севере Восточной Армении Лорийского, или Ташир-Дзорагетского царства (циферка 3 на плане). Между ними был оставлен узкий проход, который вскоре (в конце того же 10 столетия или в начале следующего) в целях создания единого сооружения для укрепления сейсмической устойчивости церквей был превращён в крытую галерею (на плане - 5). Она использовалась в качестве класса, где известный в то время армянский учёный и философ Григор Магистрос Пехлевуни читал студентам лекции по математике, грамматике, риторике и философии, за что была названа Академией. В качестве сидений для слушателей использовались глубокие каменные ниши между поддерживающими арочный свод колоннами по обеим сторонам галереи.

https://i.postimg.cc/gjrk0zYt/IMG-20220904-171915.jpg

   В 1181 году (видите, сколь детальная хронология сохранилась!) перед западным фасадом церкви Сурб Аменапркич был сооружён гавит традиционной архитектуры в виде четырёхколонного (колонны низкие, но - возможно именно из-за этого - выглядят очень мощными) квадратного зала (цифра 4):

https://i.postimg.cc/mkSqKCx0/IMG-20220904-171624.jpg

https://i.postimg.cc/L5Sw-yvWt/IMG-20220904-171644.jpg

https://i.postimg.cc/c17VKyKX/IMG-20220904-171659.jpg

https://i.postimg.cc/TPWsfZMj/IMG-20220904-171842q.jpg

   Как и во многих других армянских монастырях, на полу гавита много могильных плит, вот только одна из них:

https://i.postimg.cc/GmfN0bNh/IMG-20220904-171820.jpg

   Из притвора в храм ведёт проход, обрамлённый несложным, но монументальным порталом:

https://i.postimg.cc/63Jm3Ytk/IMG-20220904-171852.jpg

https://i.postimg.cc/JnZScSp7/IMG-20220904-171706.jpg

   Внутри церковь имеет вполне традиционный для Армении крестово-купольный вид:

https://i.postimg.cc/PqBBDdzF/IMG-20220904-171720q.jpg

0

58

https://i.postimg.cc/pXq4ZfJj/IMG-20220904-171753q.jpg

https://i.postimg.cc/sDVb767y/IMG-20220904-171729.jpg

   А главная "фишка" (простите за жаргон!) монастыря Санаин, придающая ему неповторимость - последняя крупная монастырская постройка: гавит, примыкающий с одной стороны к Богородичной церкви Сурб Аствацацин, а с другой - к притвору храма Спасителя и замыкающий таким образом весь комплекс в единое целом (цифра 4 на плане). Он был сооружён в 1211 году, и его иногда называют "новым" в отличие от "старого" перед храмом Сурб Аменапркич. Гавит представляет собой большой зал с тремя нефами, разделёнными аркадами с широкими проёмами; при этом каждый неф имеет свою остроконечную крышу, и в целом гавит снаружи выглядит как 3 примыкающие друг к другу постройки с треугольными фронтонами и входами (на самом деле реальный вход один - в центре, а боковые являются "ложными" и лишь создают симметрию) в виде парных арок, вместе образующие сложный фасад притвора:

https://i.postimg.cc/BnRhYMLj/IMG-1873q.jpg

https://i.postimg.cc/LsfxrLLN/IMG-1892q.jpg

   Вход, ведущий в центральный неф:

https://i.postimg.cc/0yKnwDWP/IMG-1874q.jpg

   Но изнутри гавит поражает ещё больше - я даже не знаю, какие эпитеты тут подобрать, поэтому просто покажу его, а скажу кратко и даже вульгарно: это настоящий "снос башки" для любителей древней архитектуры!

https://i.postimg.cc/qBmxDjWp/IMG-20220904-172036.jpg

https://i.postimg.cc/GhHJWv1G/IMG-20220904-172052.jpg

https://i.postimg.cc/rspCFrR6/IMG-20220904-171934.jpg

https://i.postimg.cc/nz2GJkzY/IMG-20220904-171615q.jpg

0

59

https://i.postimg.cc/8C8HBc9W/IMG-20220904-171546q.jpg

   Надгробные плиты тут повсюду - они лежат впритык друг к другу, и создаётся впечатление, что ими вымощен пол гавита (собственно, так оно и есть). Так что проблема "как не наступить на них" снимается - просто потому, что иначе здесь невозможно сделать ни шагу.

https://i.postimg.cc/PJFbL51C/IMG-20220904-171557.jpg

   Массивный портал открывает вход в церковь Святой Богородицы:

https://i.postimg.cc/PxTQ9ct5/IMG-20220904-171537.jpg

https://i.postimg.cc/VNjF71Ph/IMG-20220904-171954q.jpg

https://i.postimg.cc/zXcpv0kx/IMG-20220904-172010q.jpg

   Внутри неё было очень темно, так что получилось то, что получилось...

   К "новому гавиту" примыкает трёхъярусная колокольня, возведённая примерно между 1211 и 1235 годами. Её первый этаж служил складом, второй использовался как ещё один храм, а на третьем, наиболее просторном и светлом, как считают историки, работали переписчики рукописей. Что касается самих колоколов, то они висели в шестигранной ротонде на вершине колокольни.

https://i.postimg.cc/HWK77Kf8/IMG-1890q.jpg

   Санаин был издревле известен как крупный центр, где переписывались и хранились рукописи и манускрипты (ныне 35 из них находятся в ереванском Матенадаране, а значит, имеют особую историческую ценность). Для этих целей в 1063 году в монастыре было построено книгохранилище (скрипторий) с восьмигранным куполом-шатром, считавшееся самым большим в средневековой Армении (цифры 7 и 8). Оно соединило возведённую двумя годами раньше часовню Сурб Григор (6) - Святого Григория (Просветителя) - с церковью Сурб Аствацацин.

https://i.postimg.cc/FK9f4QJ8/IMG-1885q.jpg

https://i.postimg.cc/G2tH4JKj/IMG-20220904-172306.jpg

Отредактировано savl (2023-01-07 16:49:25)

0

60

https://i.postimg.cc/63b4c1qS/IMG-1875q.jpg

   Книгохранилище, видимо, было закрыто, раз у меня ни в памяти, ни на снимках не остались его интерьеры. А вот в небольшой, но колоритный притвор перед ним зайти проблем не составило - по причине полного отсутствия дверей:)

https://i.postimg.cc/Vv3rQrjW/IMG-1876.jpg

https://i.postimg.cc/PJLpRz8q/IMG-1877q.jpg

https://i.postimg.cc/rw20f4y8/IMG-1878.jpg

   Часовня Сурб Григор снаружи имеет круглую форму, декорированную по вертикали ложными полуколоннами, а изнутри устроена в виде креста (в целом там было темно и неинтересно, поэтому я даже не стал пытаться делать снимки).

https://i.postimg.cc/sDhGPmr6/IMG-1879q.jpg

https://i.postimg.cc/mg3cJrh7/IMG-1886q.jpg

   Совсем короткая "смычка" между скрипторием и часовней украшена древним хачкаром:

https://i.postimg.cc/P5qx3Msn/IMG-1883.jpg

   А эта, явно современная, стела на "лесные" темы - я даже не знаю, что, почему и для чего...

https://i.postimg.cc/Pqpqhr56/IMG-1884q.jpg

   И напоследок, "на дорожку" - вид на окрестные горы:

https://i.postimg.cc/t4mgLVpZ/IMG-1887q.jpg

..........

   При Санаине тоже есть источник, над которым в 12 веке поставили павильон с покатой на 2 стороны крышей и двумя фасадными арками. Но к нему (он находится в 300 метрах от входа в монастырь) я уже не пошёл: во-первых, он, хоть и очень колоритный, в общих чертах напоминает тот, что я совсем недавно видел в Ахпате, а во-вторых, "буфер впечатлений и эмоций" этого дня уже был не просто заполнен, а заполнен "с горочкой", которую только что не растрясти, а уж как-то пополнять просто не было ни сил, ни мотивации. А вот другую местную достопримечательность - средневековый арочный мост через реку Дебед, я как-то упустил, и теперь жалею об этом (он расположен совсем рядом с трассой, идущей между Ахпатом и Санаином), так что те, "кто пойдёт после меня" - не повторяйте мою ошибку!

Отредактировано savl (2023-01-07 16:49:45)

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Армения - страна храмов, гор, камней, а также...