<<< --------------- Одзун --------------- >>>
Сейчас я немного нарушу хронологию событий ради того, чтобы разделить описания Ахпата и равного ему по интересности Санаина. Да, выше я писал, что они настолько разные, что их можно смело посещать один за другим, не боясь "смешивания" впечатлений, но одно дело "посещать", то есть видеть всё вживую, и совсем другое - смотреть фотографии, которые - даже самые лучшие (это не про мои!) - отличаются от "натуры" в той же степени, как двухмерная реальность (коей они и являются) отличается от трёхмерной, как плоское и ограниченное углом зрения объектива "картинка" отличается от объёмно-панорамной.
Первой реально "путевой" базой этого путешествия (Вагаршапат всё же был "ночёвкой по прибытии") я выбрал маленький городок (точнее, даже село) Одзун, расположенный в 15 километрах южнее Ахпата и Санаина. Это решение было чисто логистическим и во многом объяснялось тем, что я не знал, успею ли посмотреть Санаин в этот и без того насыщенный день. И если нет - чтоб назавтра возвращаться к нему было не слишком далеко. А если успею - отъехать засветло на юг по максимуму (но с учётом первого "если"), дабы уменьшить пробег следующего дня, поскольку я наивно рассчитывал успеть искупаться в Севане.
Как я потом понял, выбор получился откровенно не моим - как обычно, меня просто мягко "наставили на путь истинный" (в этом случае - абсолютно буквально) "сверху". Потому что, как оказалось потом, кроме чисто путевых заморочек, описанных выше, в Одзуне имеется и своя историческая "жемчужина", о которой - стыдно признаться! - я узнал из какого-то очередного документального фильма уже почти перед самым отъездом и только порадовался за своё (ага, своё - ха-ха!) "мудрое" решение.
А ещё позже - уже за рулём - выяснилось, что только на плоской карте (вот они, "погрешности" двухмерности!) Одзун находится недалеко от основной в этих краях трассы, ведущей на юг. Ну, типа, на параллельной дороге-дублёре, проложенной по "городкам и весям" сельской местности. На самом же деле этот "дублёр", как только отделился от главной дороги, сразу начал круто "взмывать" вверх, то просто наклонно, то серпантинами, и вскоре я оказался на высоте птичьего полёта, а трасса вместе с рекой Дебед, вдоль которой она проложена, остались далеко внизу.
Не бахвальства ради, а просто констатируя факт, отмечу, что такие "кривые" дороги (влево-вправо, вправо-влево) - очень "моё", для меня они намного приятнее, чем монотонные равнинные трассы с безликими окрестностями (не говоря уже о городских "тырк-тырк" или сельских с их непонятными "тридцатками" - я про скоростные ограничения), так что я получил кучу драйва и удовольствия, не говоря уже о живописных панорамах вокруг. При этом я, естественно, не мог останавливаться у "каждого куста", чтобы заснять очередной красивый вид, иначе банально не добрался бы до отеля засветло, да и выпрыгивать ежеминутно из машины, постоянно застёгивая-расстёгивая ремень (законопослушным я стал до противного, как начал арендовать машину за рубежом, до середины нулевых и не знал, что такое эти ремни...), уже умучился.
В Одзуне я остановился в частном деревенском "гостевом доме" с садом - в Европе такое назвали бы "агротуризмо". Знаю, что многие специально ищут подобные места, но я их не особо люблю и бронирую только в самых крайних случаях, когда других альтернатив нет: обычные отели мне привычнее, уютнее и вообще приятнее во всех отношениях.
..........
Одзун - село древнее. Согласно преданию, в 1 веке сюда добрался апостол Фома и, прежде чем отбыть в Индию, помазал здесь двух епископов и пятерых священников: отсюда якобы и пошло его название: "одзел" в переводе с армянского означает "помазать". Правда, о том, что Фома проповедовал в Армении, говорят лишь отдельные армянские источники намного более поздних времён типа небогослужебного сборника Четьи-Минеи (а это, как минимум, 10 век, когда христианская история уже сильно додумывалась в угоду религиозной идеологии), так что это является, мягко говоря, большим вопросом. Кстати, то же самое можно сказать и об апостоле Варфоломее, который вместе с Фаддеем считается основателем Армянской апостольской церкви; относительно достоверным считается лишь факт миссионерской деятельности Фаддея, но и тут не совсем понятно, о каком именно апостоле идёт речь: то ли об одном из 12 последователи Иисуса Христа по имени Иуда Фаддей, то ли о том, что входил в следующую плеяду Семидесяти апостолов, то ли о них обоих вместе.
А той "жемчужиной" Одзуна, о которой я говорил, является церковь Пресвятой Богородицы (то есть Сурб Аствацацин, хотя чаще его называют просто Одзунским храмом) бывшего Одзунского монастыря, известного с 6 столетия (реальная дата его основания, возможно, более ранняя, нам неизвестна). А нынешний храм был возведён то ли в 6, то ли в 7 веке, причём - опять же, по сказаниям и легендам - на том месте, где ещё в 4 столетии Григорий Просветитель построил небольшую церковь.
Говоря "нынешний", я не слишком преувеличил: да, за полтора тысячелетия церковь не раз ремонтировалась и реконструировалась, но минимально и в целом дошла до нас в близком к своему аутентичному облике (или, по крайней мере, со времён реставрации, проведённой уроженцем Одзуна католикосом Ованесом III в начале 8 века, что тоже внушительно); лишь в 19 столетии над восточным фасадом были сооружены две изящные звонницы.
Я побывал здесь дважды: вечером, уже перед закатом, пока хозяйка дома готовила ужин (по договорённости за дополнительную плату, соответствующей среднестатистическому обеду в обычном кафе; вот только таковые в селе отсутствуют, как класс, по вполне понятным причинам), и утром, отправляясь дальше "на маршрут". Конечно, утренние фотографии "с солнцем" получились более яркими, и я в основном приведу именно их, но вечером здесь была особая атмосфера - знаете, такая "умиротворённость сельского бытия", которая, впрочем, ощущалась больше "нутром", чем глазом; к тому же, утром часть ракурсов - прежде всего, на главный фасад - "отсекалась" ярким солнцем.
А красивее всего храм смотрится со стороны входного портала на фоне не слишком далёких гор:
Территория вокруг церкви очень большая, окружённая низенькой, чисто символической каменной оградой. И вечером, когда жара спадает (я, конечно, говорю о лете), сюда с удовольствием приходят жители села - и просто посидеть и полюбоваться видом, и "выгулять" ребёнка в коляске, а молодёжь, преимущественно школьного возраста - потусоваться: места хватает всем. Да и, в конце концов, здесь очень романтично, так что парочек тут тоже хватает:)
Отредактировано savl (2023-01-03 20:27:44)