..........
А теперь пора зайти внутрь, и этот момент я, признаться, оттягивал, как мог. Но не потому, что там не интересно - совсем напротив, снаружи монастырские строения очень атмосферные, но их интерьеры атмосферны вдвойне, а из-за того, что мне сейчас очень тяжело понять, какие снимки где были сделаны. Так что заранее прошу прощения, если я что-то напутаю или перемешаю, но ведь мы с вами не такие специалисты, чтобы это было критично, правда?
Начнём со старейшего храма монастыря - церкви Сурб Ншан (то есть Святого Знамения, или, как сейчас мы говорим- Знаменской). Она была возведена в конце 10 столетия и сохранилась до нашего времени, но сегодня цельно увидеть её проблематично, поскольку в 1185 году перед ней был построен большой гавит (напомню - "армянский" притвор). Гавиты были сооружениями многофункциональными: они служили и в качестве дополнительных помещений для молящихся, и усыпальницами, и местом собраний верующих, а иногда в них даже проходили богослужения. Своими размерами - но не высотой - они зачастую превосходили сам храм, но в отличие от него имели довольно простую - чаще всего прямоугольную - архитектуру и минимум внешнего декора. Не является в этом смысле исключением и гавит церкви Сурб Ншан: его главное и чуть ли ни единственное украшение - роскошный "романский" портал, обрамлённый арками:
Первое, что бросается в глаза внутри - большой количество могильных плит, которые порой, плотно примыкая друг к другу, фактически образуют каменное напольное покрытие. Сначала мне, признаюсь, было неудобно наступать на них, но по-другому пройти здесь просто невозможно. Кстати, сделано это было не ради экономии места (хотя и ради него наверняка тоже), а по более глубоким соображениям, и основных версий на сей счёт я слышал две. По одной, чтобы будущие "потомки", ходя по плитам, читали надписи и вспоминали своих "предков", а по другой (правда, это относится в основном к монахам) - специально "заставить" приходящих сюда людей попирать ногами надгробия, что выражало идею смирения.
Гавит церкви Сурб Ншан имеет типичную для своего времени форму 4-столпного зала с четырьмя опирающимися на них арками и сводчатым перекрытием. Казалось бы, всё очень просто, но сколь величественна и сакральна эта простота!
Гавит столь хорош, что после него интерьеры самой церкви выглядят проще и впечатляют меньше. Собственно, никаких особых откровений здесь действительно нет - это довольно скромный, почти аскетичный купольный зал с большой апсидной фреской, изображающей Христа Пантократора:
Боковой придел с алтарём: