Под ним, на тимпане над главным входом сохранилась стенопись 17 века, посвящённая Рождеству Христову:
Что касается её названия, то церковь построена на месте смерти Гаянэ (или Гаиании) - настоятельницы римского монастыря святого Павла, бежавшей вместе с 34 монахинями в Армению от преследований императора Диоклетиана и казнённая здесь царём Трдатом III.
Внутри храм, видимо, показался не очень интересным, раз снимков получилось мало - только традиционный общий вид вдоль центрального нефа:
..........
Наименьшее впечатление в Вагаршапате произвела церковь Шогакат, название которой переводится как "луч упал" - имеется в виду легенда о том, как на убиенных римских монахинь, о которых я уже писал, с небес снизошел луч света. Храм Шогакат в его нынешнем виде - самый поздний из старинных церквей Вагаршапата: он был возведён в 1694 году на месте более древнего не сохранившегося до нас храма.
Внутри мне больше всего понравился вид снизу вверх на звонницу:
Сама по себе церковь Шогакат, конечно, заслуживает внимания, но именно здесь, в Вагаршапате, она несколько теряется на фоне прочих достопримечательностей первой столицы христианской Армении. Точнее, даже не теряется, а просто не несёт ничего нового и особого, что нельзя было бы увидеть в других местах и в других храмах. Поверьте, за несколько дней в Армении взгляд на здешние церкви, даже самые интересные из них, уже изрядно "замыливается", и Шогакат - точно не та из них, что останется в памяти "в индивидуальном зачёте". Так что если вы приехали в Вагаршапат на целый день и никуда не спешите, посмотреть её имеет смысл, а при наличии других планов, на мой взгляд, её можно пропустить без особого для себя "ущерба".
..........
Третий (не считая Эчмиадзинского собора) и самый известный старинный храм Вагаршапата - расположенная на восточной окраине городка церковь Cвятой Рипсиме (Сурб Рипсмэ), построенная в 618 году на месте погребения останков Рипсиме (Рипсимии) - одной из тех самых (я уже неоднократно упоминал их) римских дев-монахинь, привлёкшей своей красотой сначала императора Диоклетиана, а уже здесь, в Армении, царя Трдата III, который даже захотел жениться на ней, но получив отказ, приказал убить всех девушек, а самой Рипсимии отрубить голову.
Уже обратившись в христианство и "типа как" раскаявшись (хотя не понятно, чем по сути отличается убийство монахинь-христианок от последующих не менее жестоких расправ с язычниками - своими недавним "братьями по вере"), Трдат вместе с Григорием Просветителем построили мартириум (так назывались храмы над могилами христианских мучеников), посвящённый Рипсиме, на месте которого спустя 300 лет появилась нынешняя церковь. Как и храм Святой Гаянэ, она была отремонтирована в середине 17 века; тогда же к ней пристроили внешнюю галерею-притвор. Кроме того, отдельные реконструкции проходили в конце 19 столетия и даже в течение 20-го - так что в этом смысле церковь Святой Гаянэ более аутентичная, хоть и в оригинале немного более поздняя.
И всё же именно храм Святой Рипсиме выделяют как "один из наиболее ярких образцов религиозной архитектуры Армении эпохи раннего средневековья" и "образец строгой красоты ранней армянской церковной архитектуры", а также пишут, что она "оказала влияние на многие другие армянские церкви". В истории архитектуры даже появился термин "тип Рипсиме" (Hripsime-type), который, правда, иногда называют "Джварским", имея в виду знаменитый грузинский монастырь Джвари на окраине Мцхеты. Правда, справедливости ради отметим, что он появился примерно через 80 лет после храма в Вагаршапате.