<<< --------------- Гарни --------------- >>>
Гарни - одно из самых чудесных мест, что мне довелось увидеть в Армении. И речь даже не о самом храме, хоть он и великолепен - само это место не только живописное, но и очень душевное (объяснить это не могу, но кто поймёт - тот поймёт). Правда, сначала я расстроился, что утро выдалось облачным и "мечтаемых" снимков на фоне голубого неба не вышло, но недаром же говорят, что не надо спешить называть полосу чёрной - быть может, по истечении некоторого времени окажется, что она была белой. Так, как показали дальнейшие события, было с ковидной эпохой, так получилось и с храмом в Гарни: уже потом я посмотрел на карту и увидел, что из-за ориентации храма все наиболее фотогеничные из доступных ракурсы выходят с севера на юг (плюс-минус 30-40 градусов, что не меняет сути), то есть в ясную погоду практически всегда в той или иной степени получаются в контровом свете, за исключением совсем уж предзакатного времени. Так что, как я теперь вижу, с солнцем, а точнее, его отсутствием, мне, напротив, повезло, и я мог, не изощряясь, фотографировать храм с любой точки
Уникальность Гарни в том, что он - единственный на территории бывшего СССР настоящий "греческий" храм. Точная дата его сооружения остаётся неизвестной, но большинство историков относят его к царствованию древнеармянского царя Трдата I, то есть ко второй половине 1 века нашей эры. Некоторые учёные предполагают, что средства на строительство дал сам римский император Нерон, когда в 66 году короновал Трдата в Риме (как пишет древнеримский историк Тацит, возложив на голову царя Армении царскую диадему) - на эти же деньги Трдат восстановил разрушенную незадолго до этого римлянами столицу Великой Армении Арташат и в благодарность переименовал её в Неронию.
Храм находился на территории крепости Гарни, основанной ещё во 2 веке до нашей эры, которая продолжала застраиваться и укрепляться вплоть до Средних веков. Традиционно считается, что храм был посвящён древнеармянскому богу Солнца, небесного света и справедливости Михру, или Мгеру (более привычному нам под именем Митра), хотя существует и менее распространённая версия о том, что он являлся гробницей, мотивируя это сходством с традиционными для той эпохи мавзолеями Малой Азии. Правда, против этой гипотезы играет тот факт, что мавзолеи, как правило, возводились за пределами городских (крепостных) стен.
После того как в начале 4 века Армения объявила христианство своей государственной религией, начался естественный и очень "христианский" процесс - разрушение всего, что хоть как-то было связано с языческим прошлым. Единственным, кто уцелел в этой неравной "битве", стал храм Гарни - как пишут, благодаря сестре царя Трдата III Хосровидухт, которая упросила брата не разрушать его. Тот послушался и ограничился лишь уничтожением изображений и статуй языческих богов.
Храм имеет традиционную для античной Греции (вспомним хотя бы афинский Парфенон) прямоугольную форму с двускатной крышей, треугольным портиком и колоннадой со всех четырёх сторон (такая конструкция называется умным словом "периптер"). Подозреваю, что соотношение его основных габаритов сродни какому-нибудь "золотому сечению", потому что выглядит храм очень гармонично - ну просто глаз не оторвать, откуда и под каким углом ни посмотреть!
Так хотелось бы верить, что перед нами действительно стоит самый что ни на есть древний храм, но, увы, это всего лишь его восстановленная уже в советское время копия, поскольку "оригинал" был почти полностью (кроме базовой "платформы со ступенями) разрушен в 1679 году в результате сильнейшего землетрясения. Тем не менее, значительная часть базальтовых "кирпичиков" (в том числе, с резным декором и барельефами), из которых храм был сложен заново, являются подлинными, а новоделы хорошо заметны по более светлым тонам.
Нет, храм Гарни всё лучше рассматривать с некоторого расстояния - тогда эффект "лоскутного одеяла" теряется:)
С северной стороны внутрь храма ведут 9 высоких (каждая по 30 сантиметров) и длинных (по всей ширине фасада) ступеней. Сделано это не просто так: суеты не терпит не только "служенье муз", но и "путь к богу". То есть "поспешай не торопясь"
В глубине внутреннего зала устроено маленькое святилище с простым алтарём, на котором находилась статуя бога Михры (будем исходить из этой версии). Она была убрана отсюда в первые годы христианизации Армении и ныне считается утерянной.
Крепость, на территории которой находился храм, стояла на краю высокого - более 100 метров - обрыва над ущельем, где протекает река Азат. Его отвесные склоны служили неприступным естественным оборонительным рубежом, преодолеть который, пожалуй, не смогли бы даже Джейсон Стэтхэм, Вин Дизель и Том Круз, вместе взятые. А для сегодняшних туристов - это одна большая смотровая площадка, с которой в разные стороны открываются потрясающие "вживую", но теряющиеся на фотографиях горные виды: