<<< --------------- Танаат --------------- >>>
Танаат - наименее интересный среди чаще всего упоминаемых исторических монастырей Армении. Хотя в древности он, напротив, был одним из самых известных и почитаемых, а средневековый армянский историк Степанос Орбелян называл его вторым по значимости в большом историческом регионе Сюник после Татевского. Танаат считался крупным религиозным и просветительским центром, а расцвета своей славы достиг в 13-14 веках, когда в нём работал один из первых и самых известных армянских университетов - Гладзорский, созданный в начале 1282 года (правда, некоторые учёные считают, что он находился несколько в другом месте, но таковых всё же меньшинство, поэтому в этом рассказе я исхожу из преобладающей точки зрения).
Особое внимание в университетской программе отводилось богословию и философии, помимо которых студенты изучали точные науки: арифметику, геометрию, астрономию и ... теорию музыки, а также гуманитарные предметы: грамматику, риторику и логику. Продолжительность обучения составляла от 7 до 8 лет, перед выпуском ученики писали диссертацию, а по окончании университета имели право заниматься как духовной, так и научной и преподавательской деятельностью. "Диплом" Гладзорского университета ценился очень высоко и был своего рода "знаком качества", но просуществовал он недолго и закрылся в 1338 году по причине ухудшения политической и экономической ситуации в Армении...
Сам же монастырь был основан в конце 8 века, а две его церкви, которые мы сейчас видим, появились в 13 столетии. Однако в 17 веке он был разрушен землетрясением и, видимо, сразу или спустя какое-то время (про этот период ничего не говорится в тех источниках, которые я читал) заброшен и сегодня вызгядит наименее "презентабельно" и впечатляюще на фоне своих более удачливых "собратьев". Если говорить честно, то, не посмотрев его, вы ничего не потеряете, а ехать в эти края только ради него вообще не имеет смысла. Так что если в ваших намерениях нет посещения Джермука или Татева, то связку "Нораванк - Танаат" можно смело вычёркивать из маршрута.
Можно (и нужно!) это было сделать и мне, а в "сэкономленное" таким образом время съездить в Гюмри, но ... свои стереотипы и "тараканы" есть и у меня, "джентльменский набор" основных армянских "маст си" давно и прочно "осел" в моей голове (напомню, что эта поездка вызревала много лет, за которые "информационный пласт" всё больше "слёживался" и крепчал), а критически пересмотреть всё перед самим путешествием не хватило ни мотивации, ни эмоционального настроя. К тому же надо учесть, что большая часть красивых "картинок" в инете часто делается из выгодных, не всем доступных ракурсов, что несколько искажает реальность и формирует приукрашенную действительность.
Исходя из своей общей маршрутной схему я запланировал следующую ночёвку на окраинах Ехегнадзора, так что даже если бы в последний момент решил что-то переиграть (а в тот момент для этого не было оснований), других вариантов, кроме Танаата, всё равно не оставалось. И вот я, повинуясь воле навигатора, пересёк Ехегнадзор и почти сразу въехал в какие-то совсем уж ... эти самые на букву "е", которые я не буду называть полным именем при дамах:)
Нет-нет, эти пристойные пейзажи с пристойной дорогой давно остались позади где-то после Нораванка:) А сейчас я ехал по какой-то совсем "левой" дороге, узкой, хаотически петляющей, почти без разметки и без знаков, где даже шиномонтажей не было:), между совершенно пустынных холмов с выжженной за долгое лето солнцем травой (а кроме неё другой растительности и близко не было) и всё с большим подозрением косился на навигатор - слышь, скайнет недоделанный, ты прикалываешься или как? "Или как" - с честными глазами, не моргнув экраном, отвечал мне "скайнет", заводя на очередной поворот, за которым на всю окрестную ширь в очередной раз не проглядывалось ни единой постройки, а до монастыря - если верить тому же девайсу- оставалась всего какая-то пара километров: обычно на таком расстоянии куполок на горе или на склоне уже начинает виднеться...
Вот, новый поворот... и ещё один... и ещё... "Вы прибудете в конечный пункт через 300... 200... 100 метров" - вещал мой "Сусанин". "Блин, и чо дальше, куда? Ааааа.....!"
Я как-то уже привык, что армянский монастырь - это комплекс, и возле него "крутится" какой-то народ, есть какая-то движуха... А тут - "жёлтое (под цвет окрестной природы) безмолвие", а на холме над дорогой - я-то больше по сторонам смотрел, по "горизонтам" - одинокая чёрная церковь. И тишинааа... Ни людей, ни даже коз Правда, "путь к храму" всё же приличный - сначала заасфальтированный, а потом выложенный колотой брусчаткой.
На самом деле, это не одна церковь, а две, просто стоящие "бок о бок". Главная - Сурб Степанос, то есть Святого Стефана, была возведена в 1270-х годах, а позднее, но в том же 13 столетии, к ней пристроили храм Сурб Ншан (Святого Знамения, или по-нашему, Знаменский).
То есть на первый взгляд всё очень скромно и, вроде, даже смотреть особо не на что. Но главная "фишка" монастыря Танаат, на которой делают акцент все "завлекающие" сюда источники - декор на стенах его церквей, главным образом - барельефы с изображением всякой-разной живности. И не просто так, а со смыслом. Вот, к примеру, герб династии князей Прошянов, под покровительством которых монастырь находился в свой "золотой век" - орёл, держащий в когтях барана или ягнёнка: