Новый аукцион 24 мая, а до этого идет предаукционный показ.
На этот раз аукционный дом Александр порадовал большой коллекцией мейсенского фарфора 19-20 вв.. Это частная коллекция одного человека.
Скачала отсюда большую статью
https://adalex.ru/mason_porcelain_collection
КОЛЛЕКЦИЯ МЕЙСЕНСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Мейсенский фарфор — зримое воплощение королевской роскоши. Сразу после своего рождения в XVIII веке он вызывал безмерную гордость у своих владельцев и безудержное стремление к обладанию у остальных. И сегодня, по прошествии 300 лет с момента учреждения королевской мануфактуры, мейсенский фарфор является предметом страсти, восторга и преклонения коллекционеров всего мира.
Аукционный дом «Александр» представляет феномен Мейсена — избранные произведения частной коллекции фарфоровой скульптуры. Творческий диалог немецких скульпторов и художников привел к рождению уникального явления — декоративной скульптуры, живая пластика которой подчеркивалась не меркнущей в веках ювелирной живописной работой. Тщательно собираемая в течение 20 лет коллекция хрестоматийно знакомит с главными вехами художественной эволюции производства, демонстрирует эталонные образцы стиля — барокко, рококо, классицизма, романтизма, историзма, бидермайера, модерна и ар-деко.
Представленная частная коллекция мейсенской скульптуры имеет особое значение для отечественной культуры. Каталог аукциона и последовательность лотов позволяют прочесть в хронологическом порядке страницы истории Мейсенской мануфактуры в контексте дипломатических отношений Российской империи и курфюршества Саксонии. В правление Елизаветы Петровны на мануфактуре были особые дни, в которые работали только над заказами из России. Потому конный портрет русской императрицы помещен на обложке каталога, а первые пять лотов особо выделены по смысловой значимости из общего состава коллекции и сопровождаются комментариями в контексте политической истории. Не случайна и завершающая каталог задняя обложка с образом игривого арлекина. На волне общеевропейского восхищения высочайшим уровнем российского театрального искусства и в творческом диалоге с «Русскими балетными сезонами» Сергея Дягилева Мейсенская мануфактура вновь стала законодательницей мод в фарфоровой пластике.
Выставленная на аукцион частная коллекция фарфоровой скульптуры отражает главные достижения и основные исторические этапы развития Мейсенской мануфактуры в реминисценциях пяти основных исторических периодов ее деятельности.
Мейсен — родина европейского фарфора. Экспериментально фарфор был получен алхимиком и аптекарем Иоганном Фридрихом Бёттгером в 1707 году. Построив затем специальную печь, он разработал процесс обжига керамических масс и глазурей. Королевским указом в январе 1710 года в Мейсене, в замке Альбрехтсбург, была открыта первая европейская фарфоровая мануфактура.
Самый плодотворный период работы мануфактуры — с 1733 по 1756 года — характеризуется как «скульптурный» или «кендлеровский». Это было время триумфа Иоганна Иоахима Кендлера. После назначения в 1733 году директором графа Генриха фон Брюля большее значение стало придаваться пластическому декорированию. Модельерам предоставили полную свободу действий. Кендлер, работавший на мануфактуре с 1731 по 1775 год, именно в 1733 году стал модельмейстером — руководителем модельной мастерской. При нем доминирующее место прежней декоративной росписи заняли скульптура и барельеф. Он впервые создал из фарфора в стиле барокко ряд крупных, до одного метра высотой, скульптур апостолов и святых, и столь же больших экстерьерных фигур животных и птиц.
Наибольшую славу Мейсену принесли небольшие скульптуры Кендлера в стиле рококо для украшения будуаров и в качестве декоративных дополнений к столовым сервизам — знаменитым «сюрту», для украшения центра десертного стола. В основном, это были галантные и придворные сцены, фигуры актеров, танцовщиц, крестьян, пастухов, охотников и мифологические сюжеты.
Кендлер разработал ряд скульптурных серий и композиций, которые затем не только прочно вошли в ассортимент большинства немецких фабрик, но и перешагнули границы других стран и вот уже два века продолжают выпускаться многими производителями фарфора.
Этот период — главный в истории Мейсенской мануфактуры, определяющий все художественное своеобразие фарфора Мейсена на последующие века. За период с 1733 по 1754 год штат увеличился со 174 до 578 человек, существенно развился корпоративный дух, были созданы системы пенсионного обеспечения и страхования. Долгое время Мейсен не знал конкуренции. Но… Во время Второй Силезской войны, в 1744 году, король Пруссии Фридрих Великий оккупировал Дрезден, но никакие производственные секреты не получили огласки, потому что печи успели разрушить. Во время Семилетней войны Дрезден пострадал гораздо сильнее. В 1756 году печи вновь были разрушены, арканисты бежали во Франкфурт, а фабричное имущество разграбили оккупанты. Фридрих подумывал о переносе остатков предприятия в Берлин и продал фабрику Карлу Генриху Шиммельману. Впоследствии ее сдали в аренду дрезденскому торговцу Георгу Михаэлю Хербигу, и тот снова наладил дело. Ряд сервизов был заказан Фридрихом, который заплатил за них крупные суммы.
Следующий не менее славный период с 1756 по 1774 год вошел в историю как «академический». Его можно назвать эпохой Асье. На смену стилю рококо приходит классицизм, главным проводником которого явился приглашенный парижский скульптор Мишель-Виктор Асье. Правда, Кендлер еще продолжает работать, создав ряд превосходных скульптур. Особый интерес представляет созданная им в соавторстве с Асье серия из сорока фигур и групп по заказу Екатерины Великой, получившая название «Ораниенбаумская», где в аллегорическом виде прославляется царствование российской императрицы и победы русского оружия. Эти же соавторы разработали и ряд скульптурных серий, героями которых являются дети. «Детская» скульптура с тех пор стала обязательной принадлежностью мейсенского ассортимента. Со смертью в 1775 году Кендлера мейсенская мануфактура утратила свое лидирующее положение среди королевских производств фарфора.
Период с 1774 по 1814 год стал временем заката мейсенской славы, несмотря на все усилия нового директора фабрики графа Камилло Марколини. Качество фарфора по-прежнему было безупречным, однако художественный уровень продолжал снижаться. Главным показателем этого упадка служит то обстоятельство, что Мейсен, бывший на протяжении десятков лет образцом для подражания, сам стал подражать другим фабрикам. Выполнялись и работы непосредственно по производственным образцам Севрской и Венской мануфактур, а также изделий Веджвуда. Если Марколини пытался поддерживать высокую репутацию Мейсена, в частности, эффектными скульптурами с изящным фарфоровым кружевом, то после его смерти в 1814 году уже ничего нового не изобреталось, и в течение всего XIX века лишь производились отливки со старых моделей Кендлера и Асье.
Вновь коммерческого успеха и популярности Мейсенская мануфактура достигает к 1850 году, когда мода на классицизм и образцы античного искусства сошли на нет, и дал о себе знать активно развивающийся индивидуализм. Основными заказчиками и покупателями становятся буржуа. Особенно востребованы стили барокко и рококо. Повторно использовались и весьма хорошо продавались, особенно в Америке и Англии, мейсенские модели периода расцвета деятельность Кендлера. Именно к этому этапу в деятельности Мейсенской мануфактуры относится основной состав частной коллекции, выставленной на аукцион.
Восстановление былой славы Мейсена как передового художественного производства начинается с 1895 года. Администрация мануфактуры регулярно начинает закупать модели у внештатных скульпторов, переводить в фарфор академические скульптуры, раннее выполненные в камне и бронзе. Стремление попасть на Всемирную промышленную выставку в Париже 1900 года рассматривается как вызов к соревнованию, как повод для развития и начала нового периода работы. Мейсенский фарфор откликнулся на модные тенденции общеевропейских стилей Модерна и Ар-деко. На мануфактуру был приглашен молодой художник Пауль Шойрих. Ему было суждено стать «вторым Кендлером». Главное его творение представлено в коллекции и на торгах — скульптурная композиция 1913 года «Русские танцовщики» по сюжету балета «Карнавал» гастрольной труппы Сергея Дягилева. Скульптуры Шойриха мгновенно завоевали сердца коллекционеров. Они стали самыми продаваемыми произведениями Мейсена, выставлялись на многочисленных выставках и вызывали восхищение зрителей, о них с восторгом писала пресса. Сегодня обладание всеми фигурами композиции — это показатель высокого уровня коллекции, образованности и хорошего вкуса собирателя.
Два синих скрещенных меча Мейсенского фарфора неизменно с 1722 года являются самой известной в мире экспортной торговой маркой, прославившей Саксонию. Исторически маркграфство Мейсен — часть курфюршества Саксония, с 1356 по 1806 годы входившее в состав Священной Римской империи. Саксонские курфюрсты по закону «Золотой буллы» после смерти императора Священной Римской империи и до избрания нового являлись эрцмаршалами и на церемонии коронования императора должны были нести имперские мечи. В знак этой высокой чести на гербе и флаге курфюршества Саксония изображались два красных скрещенных меча. Перенесенный на фарфор геральдический знак Саксонии стал символом высочайшего художественного уровня и качества фарфора, знаком привилегированного общественного положения его обладателей.