Размер разный - примерно 20- -30 см. Номер - это номер лота в каталоге или на сайте можно прочесть, посмотреть получше.
Предаукционный показ в Особняке Спиридонова. Двери открываются.
Сообщений 171 страница 180 из 208
Поделиться1722023-12-05 11:07:39
"Россия" . Екатеринбург . Эта скульптура была и на прошлом аукционе, видимо не продалась.
Вы ошибаетесь. На прошлом аукционе была похожая скульптура, но это другая.
У них одна основа - известная скульптура "Россия". Цвет, размер, детали разные.
Отредактировано Вас16 (2023-12-05 11:10:49)
Поделиться1732023-12-05 11:13:10
На прошлом аукционе была похожая скульптура, но это другая.
Другая, так другая. Но очень похожи
И последний раздел -иконы. Они, как ив прошлый раз, все из коллекции Игоря Сысолятина.
Покажу часть того, что представлено на выставке. Начну с самых старых и дорогих икон. Ко всем есть развернутое описание.
Вот самая старая, 16 век.
Богоматерь Одигитрия. Стартовая цена 6 400 000 руб
Вторая четверть — середина XVI в., Ростовские земли
Богоматерь Одигитрия (греч. «Путеводительница») — один из самых распространенных вариантов изображения Богоматери с Младенцем в византийском и русском искусстве. В этом иконографическом изводе Младенец сидит на левой руке Богоматери, правой рукой Он благословляет, в левой держит свиток, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя).
Крупный храмовый образ Богородицы воспроизводит один из вариантов Одигитрии, характерный для русского искусства XV–XVI веков. В поздней традиции, очевидно сложившейся в старообрядческих кругах, а до недавнего времени — и в научной литературе, подобные композиции и их «зеркальные» версии известны как образы Богоматери Грузинской. Этот эпитет основан на сходстве подобных произведений с чудотворной Грузинской иконой из Красногорского монастыря на Пинеге, которая попала в Россию в 1620-е годы и прославилась чудесами в середине — второй половине XVII столетия. Данный иконографический тип возник и распространился гораздо раньше, его выработали новгородские мастера XV века. Скорее всего, прототипом большинства подобных памятников стал несохранившийся образ, который находился в новгородском Софийском соборе и, как предполагают исследователи, пользовался широким почитанием.
Икону отличают особая интенсивность колорита и крайне выразительный прием моделировки личного широкими поверхностями кирпично-красного цвета, дополненные яркими и протяженными линиями пробелов. При всей необычности этого решения произведение можно отнести к группе памятников, связанных со среднерусской (ростовской?) традицией, но принадлежащих к ее малоизвестным вариантам. Своеобразие художественного языка, оригинальность манеры мастера превращают икону в незаурядное произведение этого круга.
Святитель Николай Чудотворец, с житием (Великорецкий)
1550-е — 1560-е гг. (с поновлениями первой половины XIX в.), Москва (новгородский мастер?)
Святитель Николай Чудотворец (IV век) — один из наиболее почитаемых святых христианского мира. Был епископом города Миры Ликийские (современный Демре в Турции), принимал участие в Первом Вселенском церковном соборе. Прославился многочисленными прижизненными и посмертными чудесами.
Великорецкая икона Николая Чудотворца, по преданию, была обретена в 1383 году крестьянином Семеном Агалаковым на берегу реки Великая Вятского края, рядом с деревней Крутицы. После чудесного исцеления одного из жителей деревни, который не мог ходить, к иконе началось паломничество. На месте обретения построили деревянную часовню, затем чудотворный образ перенесли в столицу Вятского края г. Хлынов, в храм праведного Прокопия Устюжского. Перенесение иконы из деревни Крутицы в Хлынов получает название первого Великорецкого крестного хода. С тех пор Великорецкий крестный ход проходил ежегодно — из Хлынова к месту явления иконы. Вскоре в честь иконы в Хлынове построили Никольский кафедральный собор. Древний образ был утрачен в 1930 е годы.
По приказу Ивана Грозного в 1555 году икона была доставлена крестным ходом в Москву, в Успенский собор и затем возвращена обратно. В Москве икона участвовала в освящении начала строительства храма Василия Блаженного на Красной площади, один из престолов которого был освящен в честь Великорецкой иконы. В это время появились многочисленные списки, копировавшие узнаваемую композицию оригинала — небольшой иконы, вставленной в раму с восемью житийными клеймами, равными по размеру среднику. Однако набор и иконография сцен варьировались, порождая разные группы реплик. Данная икона также отличается от самого распространенного варианта.
Иконографические особенности, как и сама живопись с характерным колоритом и особой ролью изысканного рисунка, указывает на родство памятника с новгородским искусством Макарьевского времени. Некоторое смягчение новгородских черт позволяет думать, что икона исполнена мастером-новгородцем в Москве, в десятилетия, когда Великорецкий образ особенно почитался в столице.
Святые Гурий, Самон и Авив
Начало XVII в., Москва
Известия о мучениках Гурии, Самоне и Авиве восходят к IV веку. Жившие в разное время (III — начало IV веков), они пострадали в одном городе — Эдессе (общий день памяти 15 ноября). Святые часто изображаются вместе на иконах, миниатюрах, в храмовых росписях и прикладном искусстве. Мученики почитаются верующими как хранители домашнего очага, защитники и покровители супружества. На публикуемой иконе представлена традиционная иконография. В облике трех святых подчеркивается разница возраста: старец, средовек и юноша знаменуют собой преемственность поколений верных исповедников христианства. Гурий и Самон облачены в византийские туники и плащи, Авив — в диаконском облачении и с кадильницей в руке.
Отличительной особенностью художественного строя памятника является подвижный, мягкий рисунок складок одежд и силуэтность фигур. В рисунке и живописи ощутимы традиции предшествующего столетия, и в первую очередь черты искусства годуновского периода, что позволяет отнести икону к началу XVII века. Об ориентации на годуновские произведения говорит и монументализм удлиненных фигур с небольшими головами и руками, и изысканность постановки фигур и жестов небольших рук, а также мелкие черты мягко трактованных ликов, плотное письмо и тщательная проработка всех деталей. Высокий уровень исполнения и художественная выразительность указывают на исполнение произведения в одном из крупных художественных центров. Множественные следы от гвоздей на фоне и полях, свидетельствуют о том, что икону украшал басменный оклад.
Рождество Христово (створка складня)
Первая треть XVII в., Москва или Сольвычегодск, строгановский мастер
На иконе представлен расширенный извод иконографии Рождества Христова, включающий помимо сцены Рождения Христа в вифлеемской пещере следующий ряд эпизодов: Путешествие волхвов за звездой, Явление ангела спящим на поле пастухам, Поклонение волхвов новорожденному Христу и принесение Ему даров, Явление ангела во сне праведному Иосифу Обручнику, Бегство Святого Семейства в Египет, Царь Ирод дает приказ об избиении младенцев, Избиение вифлеемских младенцев и плач их матерей, Спасение праведной Елисаветы с младенцем Иоанном Предтечей в скале, Спасение младенца Нафанаила, Убиение пророка Захарии, отца Иоанна Предтечи, в храме. Сцены расположены не в клеймах, а вписаны в пейзаж.
Усложненный вариант иконографии Рождества Христова с дополнительными эпизодами применялся в восточнохристианском искусстве с XII века, преимущественно встречаясь в храмовых росписях. Начало его распространения в русском иконописании относится к XVI веку, но особенно заметным явлением этот вариант стал в XVII столетии, для которого был типичен интерес к насыщенным композициям, погружающим зрителя в мельчайшие подробности священной истории и комментирующим их с помощью развернутых надписей.
Уверенная, беглая манера письма, определяющая роль графической основы, изысканное сочетание золотых и серебряных деталей, дробность поверхности, усиленная частыми мазками белил на горках и ярким разбеленным охрением личного, делают икону характерным примером того варианта миниатюрной живописи, который культивировался в окружении Строгановых в десятилетия после Смуты. Показательно, что образ был частью складня, — это заставляет вспомнить об устойчивом обычае изготовления подобных предметов по строгановскому заказу. Створка с «Рождеством» является редким для этой группы памятником, сохранившим первоначальное оформление оборота — белую рамку с декоративными мотивами по углам на черном фоне.
Архангел Михаил — грозных сил воевода, с избранными святыми
Последняя четверть XVII в., Центральная Россия (Поволжье?)
Архангел Михаил — один из восьми главных архангелов, предводитель (архистратиг) небесного воинства. Согласно Священному Писанию архангел Михаил возглавил битву с сатаной и низверг его в ад (Откр. 12: 7–9). Почитание архангела Михаила как защитника от злых сил, военачальника и покровителя воинов определило его изображение в воинских одеждах. Иконография архангела Михаила — грозных сил воеводы создана на Руси в период позднего Средневековья и не известна в других православных странах. Скорее всего, она сложилась в московском придворном искусстве середины — второй половины XVI века, вскоре после создания иконы «Благословенно воинство небесного Царя» из Успенского собора Московского Кремля (ГТГ), где присутствует образ возглавляющего православное воинство архангела на крылатом коне. Самые ранние отдельные изображения архангела-воеводы относятся к первой трети XVII века, но, видимо, повторяют более древние произведения.
Композиция включает не вполне обычные детали: положение правого крыла коня, резко поднятого вверх, закрытый венец архангела, удвоение облачного сегмента, цитата из Псалтири (Пс. 103), что позволяет датировать икону последней четвертью XVII века. Этой датировке соответствует стиль живописи, затронутой новшествами второй половины столетия, но ориентированной не на искусство столицы, а на традиции Поволжья. Свободная передача движений коня и всадника, эффектная перекличка двух пар взметнувшихся крыльев и изысканность колорита свидетельствуют об исполнении иконы в одном из крупных центров иконописания — скорее всего, в Средней России.
На полях изображены святые, вероятно, соименные заказчикам. Из-за утраты надписей фигуры сложно идентифицировать. Возможно, слева представлен святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, или священномученик Власий Севастийский, а справа — преподобный Никита Столпник Переяславский или, менее вероятно, Даниил Столпник.
Поделиться1742023-12-05 11:15:36
Богоматерь Тихвинская
Конец XVIII в., Ярославль (?)
Икона является списком с явленного чудотворного образа Богоматери Тихвинской, который был обретен в 1383 году и в настоящее время находится в соборе Успенского монастыря в Тихвине. На рубеже XV–XVI веков началось ее общерусское почитание и составлено «Сказание о Тихвинской иконе», в котором сообщается о нескольких последовательных явлениях образа в новгородских землях. Затем икона «остановилась» на левом берегу реки Тихвинки, где вскоре была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но икона осталась невредимой. В 1547 году был основан Богородицкий Успенский монастырь. С основанием Петербурга она стала почитаться покровительницей новой столицы и северных рубежей государства. Во время Великой Отечественной войны Тихвинская икона Богоматери была вывезена сначала в Европу, затем в Америку, и долгое время находилась в русском храме апостолов Петра и Павла в Чикаго. В июне 2004 года святыня была возвращена в Тихвин.
Данная икона относится к числу списков «Богоматери Тихвинской» «в меру и подобие». Об этом свидетельствуют ее размеры, надпись на нижнем поле и точность воспроизведения иконографии. Стиль иконы ориентирован на прославленный образец — мастер стремился создать как можно более точный список. Во второй половине XVIII — начале XIX века было исполнено множество Тихвинских образов, написанных в подобной манере, списки роднят размер и стиль живописи, характер начертания букв в круглых дробницах, а также формула надписи на нижнем поле. Вместе с тем рассматриваемая икона отличается от аналогов утонченностью, аккуратностью рисунка, изяществом силуэтов и вытянутыми пропорциями фигур. Ее живопись характеризуется большей теплотой и ясностью колорита. Насыщенные и светлые цвета в соединении с золотом создают ощущение внутреннего свечения иконы, а сочетание густых синего и вишневого цветов с широкими блестящими поверхностями придает произведению особый блеск и царственное великолепие.
Побиение камнями архидиакона Стефана
Середина XVIII в., Москва или Санкт-Петербург
Выразительная многолюдная композиция с авторским названием «Образ страдание святаго первомученика и архидиакона Стефана» не имеет аналогий в русской иконописи. Хотя архидиакона Стефана издавна почитали на Руси, сцены его побиения камнями были известны лишь по клеймам немногочисленных житийных икон святого.
Художественные особенности памятника подтверждают датировку серединой XVIII в. и позволяют отнести его ко времени царствования императрицы Елизаветы Петровны. Икона принадлежит к числу выдающихся произведений русской иконописи эпохи зрелого барокко, близких по уровню к работам Василия Василевского (московский иконописец, работал в учрежденной Синодом Изографской конторе) или Михаила Фунтусова (домовый иконописец графа Петра Борисовича Шереметева), но демонстрирует индивидуальный характер авторского почерка. Мастер, чье имя, по всей видимости, содержалось в почти не читаемой надписи на поземе, работал в одной из столиц и исполнял заказы представителей аристократии и высшего духовенства. Ему удалось создать характерную для барокко контрастную и одновременно целостную картину апофеоза главного героя, передав и драматизм момента казни святого, и его триумф, выразившийся в явлении Божества и ангелов.
Вселенские святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов
Начало XX в., Москва. Мастерская Якова Ефимовича Епанечникова
Икона исполнена в мастерской Епанечникова, одной из самых крупных иконописных фирм Москвы рубежа XIX–XX столетий. Ее основателем был Яков Ефимович Епанечников, сведения о котором восходят к 1870-м годам. Мастерская выполняла иконы, иконостасы, киоты и церковные росписи, осуществляла реставрационные работы, ее произведения украшали храмы во многих регионах России вплоть до Восточной Сибири, а также за границей — в Японии и на Святой Земле, что свидетельствует о высокой репутации предприятия и значительном размахе его деятельности. Владелец и, очевидно, другие работавшие там художники придерживались норм академического искусства, адаптированных для церковного употребления.
В 1907 году Я. Е. Епанечников получил почетное звание Поставщика Высочайшего двора. На публикуемой иконе трех святителей присутствует изображение государственного герба, что указывает на сравнительно позднюю датировку памятника. Сам тип штампа известен по другим произведениям фирмы и встречается в нескольких вариантах.
По-видимому, в рекламных целях штамп, мыслившийся как подпись, ставился на лицевую поверхность иконостасных и киотных образов, чьи обороты были недоступны для обозрения, или на домашние иконы, для которых сразу заказывался киот. Образ трех святителей из собрания И. А. Сысолятина выполнен в характерной для мастерской Епанечниковых академической манере с несколько «салонным» оттенком.
Несомненно, в художественном и иконографическом отношениях на произведение повлияла церковная живопись В. М. Васнецова и прежде всего — убранство Владимирского собора в Киеве (1885–1896). В его состав входит композиция с шестью святителями Вселенской церкви, из которой были заимствованы три стоящие на первом плане фигуры.
Богоматерь Нечаянная радость
Начало ХХ в., Москва
Иконография Богоматери «Нечаянная Радость» сложилась в XVIII веке на основе фрагмента из сочинения святителя Димитрия Ростовского «Руно орошенное» (1683), где говорится о некоем грешнике, часто молившемся перед иконой Богоматери, прежде чем идти на недобрые дела. Однажды он увидел, как у Младенца Христа появились кровоточащие раны. Раскаявшись, он обратился к Богоматери с просьбой о заступничестве перед Ее Сыном.
Композиция представленной иконы точно следует тексту: слева коленопреклоненный грешник молится расположенной справа в киоте иконе Богоматери с Младенцем, который изображен на ней с поднятыми вверх руками, показывающим Свои раны. В нижней части киота помещены начальные слова рассказа о свершившемся событии. Сюжет был чрезвычайно популярен в XIX — начале ХХ века.
Икона написана с большим профессиональным мастерством в популярном в русской иконописи конца XIX — начала XX века так называемом русском стиле. Икону отличает повышенная декоративность, продуманный колорит, построенный на сочетании ярких контрастных цветов, сглаженных сетью золотых пробелов и белильной проработкой элементов архитектуры, разные техники золочения (листовое и твореное золото). Поля украшены чеканным по золоту орнаментом и местами расцвечены, имитируя золоченый оклад с эмалями. Расцвету и популярности такого стиля способствовали работы мстёрских иконописцев, основавших мастерские в Москве. Икона выглядит изящной и рафинированной за счет цветовых сочетаний, тонких линий орнаментов и золото-пробельных разделок. Несмотря на то, что столь тщательная проработка деталей делает композицию несколько перегруженной и дробной, это не мешает общему восприятию иконы как стильного гармоничного художественного произведения. Высокий уровень живописи, виртуозность и отточенность исполнения позволяют сделать вывод о том, что икона могла быть написана в Москве, где в этот период активно работали выходцы из Мстёры.
Богоматерь с Младенцем
1919 г., Крым. Мастерская Троице-Параскевиевского Топловского женского монастыря
Произведение, датированное 1919 годом, является одним из довольно многочисленных свидетельств того, что история русской иконописи не закончилась в дни Октябрьской революции 1917 года. Иконы по прежнему создавались и в столицах, и в других иконописных центрах, в том числе там, где еще не была установлена советская власть. Продолжали свою деятельность и некоторые монастырские мастерские. Данная икона Богоматери сохранила надпись, свидетельствующую о том, что она была исполнена сестрами Троице-Параскевиевского Топловского монастыря в Крыму. Эта обитель находилась в Феодосийском уезде Таврической губернии (ныне Белогорский район), в урочище Топлу, близ болгарского села Кишлав (сейчас — Курское). Она была основана в 1850 х годы болгарской девушкой Константиной, в иночестве Параскевой, поселившейся в землянке близ источника святой Параскевы. В 1864 году киновия была преобразована в общежительный монастырь, который постепенно расширялся и приобретал известность. Расцвет обители связан с именем преподобной игумении Параскевы (Родимцевой), постриженицы московского Страстного монастыря. Она возглавляла Топловский монастырь до 1928 г., когда власти Крыма приняли решение о его закрытии.
Известно, что в обители существовала живописная мастерская. По-видимому, она появилась в начале XX века, продолжив процесс развития иконописания в русских женских монастырях, характерный для второй половины XIX — начала XX века. Представленная икона — первое выявленное произведение, связанное с Топловским монастырем. Как и многие другие иконы, вышедшие из монастырских мастерских рубежа XIX–XX веков, памятник принадлежит к академической традиции. Его прообразом оказалось не русское, а немецкое произведение — образ Мадонны, исполненный Францем фон Дефреггером (1835–1921), довольно известным художником, специализировавшимся на бытовом и историческом жанрах. Франц фон Дефреггер родился в Австрии, проживал в Баварии, где получил признание, выразившееся в пожаловании рыцарского титула и ордена Гражданских заслуг Баварской короны. Художник прославился полотнами, посвященными истории Тироля и местному крестьянскому быту. Созданный им образ Мадонны с Младенцем, скорее всего, ориентировавшийся на «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля и, очевидно, также исполненный в рост, был довольно популярен. Он воспроизводился в эстампах и на открытках, которые повторяли композицию как целиком, так и в сокращенном, поколенном варианте. Автор публикуемой иконы использовал репродукцию с поколенным вариантом, приблизив его к традиционнным поясным образам Богоматери с Младенцем. При этом основные признаки типа — положение фигур, полуобнаженный Спаситель, белая рубашка Богородицы и окутывающее Ее тело покрывало — были сохранены.
В 1919 году, когда была исполнена икона, Крым переходил из рук в руки. С ноября 1918 по апрель 1919 года его контролировало коалиционное Второе Крымское краевое правительство, поддерживавшееся силами Антанты. Затем бо́льшая часть полуострова была занята Украинской советской (Красной) армией, а с июня 1919 и вплоть до ноября 1920 года — Вооруженными силами Юга России во главе с А. И. Деникиным и П. Н. Врангелем. Таким образом, памятник современен известным событиям истории белого Крыма, предшествовавшим эвакуации армейских частей и гражданского населения 13–16 ноября 1920 года.
На этом у меня все про нынешнюю выставку.
Поделиться1752023-12-05 14:16:43
Сходили с женой в особняк. На мой взгляд, этот аукцион был слабее предыдущего. Хотя отличные работы безусловно есть.
Среди камнерезов особенно впечатлили "Мушкетеры".
Обычно проходим мимо раздела икон, но в этот раз поразила икона 1919 года. Очень нетипично для иконы. как живопись.
Аукционному дому пожелаем процветания.
Вам спасибо за ведение подробной летописи аукционов.
Поделиться1762023-12-05 14:25:28
в этот раз поразила икона 1919 года. Очень нетипично для иконы. как живопись.
Икона в стиле модерн. В музее Рублева недавно этой осенью была выставка "Модерн в русской иконе", там таких было немало.
Поделиться1772023-12-05 14:33:26
На этом у меня все про нынешнюю выставку.
Лена, как всегда емко, информативно с красивыми фото Спасибо!
Поделиться1782023-12-05 15:49:26
На этом у меня все про нынешнюю выставку.
Лена, спасибо! Очень интересно, с удовольствием посмотрела и окунулась в эту атмосферу.
Поделиться1792023-12-06 08:44:08
Лена ГМ
На этом у меня все про нынешнюю выставку
Лена, спасибо за инфу про выставку, сходили, всем понравилось
Поделиться1802023-12-06 23:56:32
Лена, сегодня с подругой побывали на выставке. Понравился особняк - я в нем впервые. Спасибо большое за информацию.
В каталоге любопытно после выставки читать о мастерах-камнерезах.
Живопись: Э. Эйсман-Семеновский "Девушка, играющая на авлосе". 1880-90гг., уже ради только этой работы стоило бы пойти на выставку.
Иконы, от которых не отойти : Богоматерь Нечаянная радость и Богоматерь с Младенцем 1919 г., Крым.
Работы по камнерезному искусству понравились не все ( еще жива в памяти выставка "Русский эпос в камне", 2022г.).
Особенно впечатлило Панно "Привал". Уфа. Это же флорентийская мозаика, как сделана?!
Лена, как Вам удалось так хорошо сфотографировать экспонаты выставки? Делать фото было чрезвычайно трудно.
Отредактировано Неслучайные гости (2023-12-07 00:35:02)