С картинами Константина Вещилова я впервые познакомилась в центре искусств "Москва" си с тех пор он один из моих любимых художников среди русских импрессионистов.
Константин Александрович Вещилов (1878-1945) «Лесенка на острове Капри»
1914 г. Холст на картоне, масло
Произведение было исполнено на острове Капри, где К. А. Вещилов работал в 1914 году. Художник изобразил типичный уголок райского южно-итальянского острова, природа которого издавна пленяла людей искусства. Главный мотив полотна — уходящая вдаль лестница, вырубленная в известняковой породе, из которой по большей части сложен остров Капри. Широкую и длинную «улицу» обрамляют высокие кипарисы и мощные раскидистые пинии. Чуть в глубине картины виден белоснежный фасад роскошной аристократической виллы.
К. А. Вещилов неоднократно бывал на Капри. Именно там он создал, пожалуй, свои самые лучшие, наполненные воздухом и светом пейзажи.
Представленная работа продавалась на аукционе Sotheby’s в 2011 году, а также выставлялась в Государственном Русском музее в 2019 году под ошибочным названием «Полуденное солнце. Крым». В настоящем каталоге вещи возвращено авторское название, под которым она экспонировалась в Академии художеств в 1915 году.
Константин Александрович Вещилов (1878, Санкт-Петербург — 1945, Нью-Йорк) — живописец, график, художник театра. Пейзажист, маринист, жанрист, портретист, автор картин на исторические сюжеты, иллюстратор. Родился в купеческой семье. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1893–1896), Рисовальной школе княгини М. К. Тенишевой (1896–1898) и в Императорской Академии художеств (1898–1904) у профессора И. Е. Репина. В 1904 году за картину «Иван Грозный после казанских побед» удостоен золотой медали, звания художника и права на пенсионерскую поездку за границу. В 1905–1906 годах находился в пенсионерской поездке в Италии и Франции. В 1908 году окончил Императорский Санкт-Петербургский археологический институт. С 1912 года состоял в должности художника Морского министерства. В 1910 х годах работал как театральный художник. Много путешествовал по Востоку и Европе (Египет, Палестина, Франция, Италия). В 1916 году подавал в ИАХ прошение о присвоении звания академика, которое не было удовлетворено. В 1922 году эмигрировал во Францию. В 1935 году переехал в США. Член Императорского общества русских акварелистов (с 1911) и Товарищества передвижных художественных выставок (с 1914). Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Центральном военно-морском музее, художественном музее «Метрополитен» (США) и других музейных собраниях.
Александр Богданович Виллевальде (1857-?) «Свидание»
1890 г. Холст, масло
Галантная сцена в духе картин XVIII столетия была создана А. Б. Виллевальде под впечатлением от недавней пенсионерской поездки по Италии. Художник изобразил молодую итальянскую пару, устроившую свидание на живописной террасе с видом на Неаполитанский залив и курящийся Везувий.
Очень редкая по сюжету композиция в творчестве А. Б. Виллевальде — верного ученика и последователя своего знаменитого отца-баталиста.
Александр Богданович Виллевальде (1857, Санкт-Петербург — ?) — живописец. Баталист, жанрист, анималист. Родился в семье профессора Б. П. Виллевальде. Учился в Императорской Академии художеств (1877–1883) у своего отца. В 1883 году за картину «Главнокомандующий имперской армией граф фон Тилли в опасности» удостоен большой золотой медали, звания классного художника 1 й степени и права на пенсионерскую поездку за границу. В 1884–1888 годах находился в пенсионерской поездке в Риме. С 1891 года преподавал рисование в Ревельской Александровской гимназии. Экспонент Санкт-Петербургского общества художников. Произведения хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева и других музейных собраниях.
Павел Осипович Ковалевский (1843-1903) «Утро в селении Брестовец». Эпизод русско-турецкой войны 1877-1878 годов
1881 г. Холст, масло
Русско-турецкая война 1877–1878 годов оказала огромное влияние почти на все сферы жизни русского общества последних пяти лет правления императора Александра II. Академия художеств, по давно заведенной традиции, отправила в действующую армию известных художников-баталистов — В. В. Верещагина, В. Д. Поленова, П. О. Ковалевского и других. Они стали живыми свидетелями и участниками боевых действий. Позднее, основываясь на собственных этюдах и зарисовках, художники работали над серией полотен, посвященных событиям этой военной кампании.
П. О. Ковалевский был прикомандирован к штабу 12 го армейского корпуса, возглавляемого великим князем Владимиром Александровичем, вторым сыном императора Александра II. Корпус входил в состав знаменитого Рущукского отряда, которым командовал цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III. В изображенном на картине болгарском селении Брестовец располагались штабы корпуса и всего отряда. Панорамную картину Брестовца создал В. Д. Поленов (сейчас она хранится в Третьяковской галерее). П. О. Ковалевский выбрал более «камерный» сюжет: мастер изображает отряд лейб-гвардии Уланского Его Величества полка за повседневными утренними занятиями. Вдали над селением еще не развеялась туманная дымка. Один из солдат только проснулся, другие — уже оседлали своих лошадей.
Не самая героическая по сюжету, картина П. О. Ковалевского сочетает в себе непревзойденное мастерство художника в передаче образов людей, животных и деталей военного быта.
Фрагмент
Павел Осипович Ковалевский (1843, Казань — 1903, Санкт-Петербург) — живописец, график. Баталист, жанрист, ани- малист, пейзажист, портретист, иллюстратор. Родился в семье члена-корреспондента Императорской Академии наук О. М. Ковалевского. Учился в Императорской Академии художеств (1863–1871) у профессора Б. П. Виллевальде. В 1871 году за картину «Первый день сражения при Лейпциге. 1813 год» удостоен большой золотой медали, звания классного художника 1 й степени и права на пенсионерскую поездку за границу. В 1873–1877 годах находился в пенсионерской поездке в Мюнхене, Вене, Риме, Париже. В связи с началом Русско-турецкой войны 1877–1878 годов отозван из Франции и направлен в штаб 12 го армейского корпуса, которым командовал великий князь Владимир Александрович. Жил в Варшаве (1878–1889), Киеве (1889–1897) и Санкт-Петербурге (1897–1903). Экспонент Парижского салона (1876), Московского общества любителей художеств (с 1881), всемирных выставок в Вене (1873), Париже (1878) и Антверпене (1885). Академик (1876), профессор (1881) и действительный член (1898) ИАХ. Профессор-руководитель мастерской батальной живописи Высшего художественного училища при ИАХ (1897–1903). Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева, Ярославском художественном музее и других музейных собраниях.
Григорий Иванович Капустин (18665-1925) «Крымский берег при лунном свете»
Начало XX в. Холст, масло
Произведение Г. И. Капустина представляет собой типичный «открыточный» вид Крыма — теплая южная ночь, гористая местность, буйная растительность и бескрайнее море с лунной дорожкой, вдоль которой медленно плывет корабль. Подобные работы, выполненные в манере пейзажей И. К. Айвазовского и Л. Ф. Лагорио, украшали в конце XIX — начале XX века интерьеры многочисленных дворцов русской аристократии, располагавшихся на Южном берегу Крыма.
Григорий Иванович Капустин (1865–1925) — живописец. Пейзажист, маринист. Родился в Крыму. Жил и работал в Одессе и Феодосии. Последователь И. К. Айвазовского. Выработал свою авторскую манеру, основанную на декоративности цвета и эффектах освещения. Известен морскими и лесными пейзажами, которые часто воспроизводились в дореволюционной печати и на почтовых открытках. Пользовался чрезвычайной популярностью у современников. Произведения хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном музее-заповеднике «Петергоф», Рязанском государственном областном художественном музее имени И. П. Пожалостина и других музейных собраниях.
Александр Александрович Киселёв (1838–1911) «На берегу реки»
1879 г. Холст, масло
Творчество известного передвижника А. А. Киселёва занимает важное место в истории русской пейзажной живописи. Автор воспоминаний о передвижниках Я. Д. Минченков писал: «Его свежие пейзажи, отражавшие русскую природу, нравились публике и хорошо раскупались». Произведения А. А. Киселёва высоко ценил и И. Н. Крамской, отмечавший присущую его пейзажам солнечность.
Представленная работа относится к раннему — пожалуй, самому плодотворному — периоду деятельности художника. Особую ценность ей придает «выставочная история» — картина экспонировалась на 7 й передвижной выставке в Москве в 1879 году.
Фрагмент
Александр Александрович Киселёв (1838, Свеаборг, Гельсингфорс — 1911, Санкт-Петербург) — живописец, акварелист. Пейзажист. Родился в семье военного. Учился в Императорской Академии художеств (1861–1864) у профессора С. М. Воробьёва. В 1864 году удостоен звания классного художника 3 й степени. Жил в Харькове (1864–1875), Москве (1875–1895) и Санкт-Петербурге (1895–1911). Часто совершал поездки на Кавказ, летом жил и работал на даче в Туапсе (1890–1910). Неоднократно бывал за границей: в 1882 году — в Германии и Франции, в 1888 году — в Италии и Франции, в 1908 году — во Франции. Академик (1890), действительный член (1893) и профессор (1897) ИАХ. Профессор-руководитель мастерской пейзажной живописи Высшего художественного училища при ИАХ (1897–1911). Член Московского общества любителей художеств и Товарищества передвижных художественных выставок (с 1876). Участник и организатор I съезда русских художников и любителей художеств в Москве (1894). Автор многочисленных пейзажей (более 800) средней полосы России, Украины, Кавказа. Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Ярославском художественном музее, Рязанском государственном областном художественном музее имени И. П. Пожалостина и других музейных собраниях.
Алексей Алексеевич Харламов (1840-1925) «Натюрморт с розами и гвоздиками»
Конец XIX в. Холст, масло
Обращаясь к жанру натюрморта, А. А. Харламов часто писал цветы: гвоздики, розы, хризантемы, а также использовал изображения цветов в своих знаковых портретных работах.
«Натюрморт с розами и гвоздиками», как бесспорное произведение известного художника, тонкого колориста, соединившего в своем творчестве живописные традиции России и Франции, представляет значительную музейную ценность.
Алексей Алексеевич Харламов (1840, Дьячевка, Саратовская губерния — 1925, Париж) — живописец, акварелист, пастелист. Портретист, жанрист, пейзажист, мастер натюрморта. Родился в семье крепостного крестьянина. Учился в Императорской Академии художеств (1854–1868) у профессора А. Т. Маркова. В 1868 году за картину «Возвращение блудного сына в отчий дом» удостоен большой золотой медали, звания классного художника 1 й степени и права на пенсионерскую поездку за границу. В 1869–1875 годах находился в пенсионерской поездке в Париже, где пользовался советами художника Л. Бонна (из за чего его впоследствии называли «русский Леон Бонна»). Побывал в Берлине, Брюсселе, Лондоне, Риме, Гааге. По окончании пенсионерского срока навсегда остался во Франции, лишь изредка приезжая в Россию. В Париже сошелся с И. С. Тургеневым, который называл его «величайшим современным портретистом». Экспонент Парижского салона (с 1875), Товарищества передвижных художественных выставок (с 1879), всемирных выставок в Вене (1873) и Париже (1878, 1889, 1900). Член Общества русских художников в Париже (с 1877) и ТПХВ (с 1881). Академик ИАХ (1874). Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева и других музейных собраниях.
Михаил Александрович Зичи (1827-1906) «Любовный напиток»
1868 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, темпера
Многочисленные пикантные сценки прославили придворного живописца М. А. Зичи среди современников и потомков едва ли не больше, чем официальная хроника жизни монаршей фамилии. «Любовный напиток» — блестящий пример разработки мастером одного из своих излюбленных сюжетов. Знатный старец, осколок былого изящества ренессансной Флоренции времен расцвета Медичи, поит «даром богов» молодую куртизанку. В глубине виднеется полузатененная штофная обивка стены, выписанная в глубоких красных тонах. Художник остро чувствует эпоху, досконально знает ее интерьеры, костюмы, украшения. Он воспроизводит их без изнурительного труда, выписывая все мельчайшие подробности в легкой и свободной манере. Гибкими длинными штрихами мастер передает сложные повороты фигур в движении, тщательно выстраивая мизансцену и создавая острые, чуть сатирические характеристики персонажей. Юная особа в изящном ренессансном туалете тянется к серебряной чаше с искусительным вином. Ее вельможный совратитель, несмотря на печать пресыщенности и развращенности сохранивший следы величавости в своих элегантных одеждах, с любопытством и коварным удовлетворением наблюдает за действием напитка. Все это превосходно в отношении цвета, выдумки и мастерства и позволяет отнести представленную композицию к лучшим вещам фривольной сюиты художника.
Михаил Александрович Зичи (Михай Зичи) (1827, Зала, Австрийская империя — 1906, Санкт-Петербург) — венгерский живописец, акварелист, график, миниатюрист. Портретист, жанрист, автор картин на исторические сюжеты, иллюстратор. Родился в дворянской семье. Учился у Я. Марастони в Будапеште (1842–1843) и профессора Ф. Г. Вальдмюллера в Вене (1843–1847). В 1847 году приехал в Россию в качестве преподавателя рисования великой княжны Екатерины Михайловны. С 1850 года работал ретушером у петербургского фотографа И. Венингера. В 1859–1873 и 1883–1906 годах занимал должность придворного живописца. В 1874–1880 годах жил во Франции, в 1880–1881 годах — в Венгрии. В 1881 году вернулся в Россию. В 1881–1882 годах совершил путешествие по Крыму и Кавказу. Академик (1858) и почетный член (1898) Императорской Академии художеств. Произведения хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, Венгерской национальной галерее и других музейных собраниях.
Вот такой небольшой, но разноплановый раздел живописи и графики на этой выставке.