..........
Одно из самых интересных и красивых мест Пушкина (а может, даже и самое), ради одного которого уже стоит сюда ехать - Феодоровский городок, но он, к моему огромному сожалению, находился на "глухой" реставрации и больше всего походил на огромную стройку. Я уже знал об этом перед поездкой, но глубину разочарования это не уменьшило, и "городок" пополнил печальный список моих самых больших туристических потерь. Скажу так: если бы мне (гипотетически, конечно) поставили условие, что я смогу увидеть что-то одно - "фонтанный" парк в Петергофе или Царскосельский Феодоровский городок, я бы выбрал второе...
От Ратной палаты я направляюсь к Феодоровскому собору по Фермскому парку вдоль берега вытянутого Ковшового пруда, который был устроен на месте оврага для водопоя скота, содержавшегося на Императорской ферме:
Изображённое на последнем снимке небольшое сооружение, напоминающее церковную звонницу - так называемый Фонарь Максимова, построенный в 1912 году по заказу Николая II довольно известным в то время архитектором Владимиром Николаевичем Максимовым (те, кто был в Ялте, наверняка видели его необычную церковь Николая Чудотворца и мученицы Царицы Александры в Массандре). Назначение фонаря, как считают, было не столько функциональным, сколько символическим: его свет был виден из окон Александровского дворца и указывал, в каком направлении находится Фёдоровский собор. Иными словами, выражаясь высокопарно, он показывал царю дорогу к храму.
А я не столько смотрю на фонарь, сколько с каким-то внутренним мазохизмом поглядываю на виднеющиеся между деревьев на другом берегу редкие "цельные" постройки Феодоровского городка - то ли уже отреставрированные, то ли дожидающиеся общей участи...
..........
Феодоровский Государев собор, или Церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка был возведён в начале 1910-х годов для, как явствует из самого названия, солдат и офицеров императорского конвоя и гвардейцев Сводного пехотного полка, предназначенного для "ближайшей охраны Священной Особы Государя Императора" вблизи казарм, где они размещались, и недалеко от Александровского дворца. То есть, проще говоря, являлся полковым храмом.
Первый проект собора был разработан знаменитым мастером эклектики А. Н. Померанцевым - его самой известной работой являются Верхние торговые ряды в Москве, или, как мы привыкли их называть, ГУМ (а ещё, как я только что узнал, он построил церковь Рождества Пресвятой Богородицы в армянском городе Ванадзор, расположенную всего в полусотне метров от трассы, по которой я сравнительно недавно проезжал. Эх, не знал я этого тогда, а то бы заехал посмотреть "для коллекции"). Однако у царя были другие вкусы и пожелания, проект "забраковали", архитектора, несмотря на все его заслуги, сняли, а "бразды правления" передали сравнительно молодому Владимиру Александровичу Покровскому (его помощником, кстати, стал В. Н. Максимов) - в итоге Феодоровский собор был возведён в неорусском стиле с одной большой главой, что вполне соответствовало предпочтениям императора.
Любопытно, что для служителей собора по эскизам В. М. Васнецова даже было изготовлено специальное облачение, напоминающее ... стрелецкий кафтан. Ну а что?! По-неорусски, так по-неорусски:)
Особенностью храма стало то, что он имел несколько расположенных с разных сторон входов, каждый из которых предназначался для определённой категории посетителей: императора с семьёй, священников, офицеров, солдат и простых прихожан. Главный западный портал под трёхарочной звонницей "ростовского типа" украшен большим мозаичным панно с изображением Фёдоровской иконы Божией Матери в окружении ангелов и ликов святых - покровителей Дома Романовых: