* * * * * * * * * *
Вот с такого поверхностного (причём в самом буквальном смысле!) взгляда на Китайскую деревню началось моё знакомство с Александровским парком, и сейчас я позволю себе - в качестве ещё одного "узелка на память" - очень кратко и схематично передать его историю.
Парк находится на месте старинного, когда-то бывшего ещё шведским, поместья, которое после русского завоевания этих земель было отдано Петром I сначала небезызвестному Александру Даниловичу Меншикову, а потом им же "передарено" Марте Скавронской - будущей императрице Екатерине I. На участке был построен двухэтажный дворец, а рядом с ним находился Зверинец - отгороженный участок леса, где содержали кабанов, лосей и зайцев для царской охоты.
В конце 18 века Екатерина II в качестве свадебного подарка своему внуку Александру Павловичу, который через несколько лет стал императором Александром I, приказала возвести Новый Царскосельский дворец, позже названный Александровским. В начале следующего столетия Зверинец утратил своё охотничье предназначение, окружавшую его стену снесли, а на его месте начал формироваться пейзажный парк, тоже получивший имя Александровского. Но и не "природой единой": в дополнение к "екатерининской" Китайской деревне в нём строились различные павильоны (в их числе - наиболее известные Белая башня, Шапель и Арсенал, о которых речь пойдёт дальше), рядом появился большой комплекс Императорской фермы, и к концу первой трети 19 века Александровский парк в основном стал таким, как мы его видим сегодня.
К сожалению, свою программу посещения парка я откровенно недоработал, так увлёкшись здешней готикой (при том, что она действительно великолепна!), что совсем упустил из виду красивые Китайские мосты. Что ж, остаётся только надеяться, что подобные косяки охладят мою самоуверенность "типа как опытного туриста", "опустят" меня "на землю" и заставят впредь более тщательно, как это и было прежде, готовиться к путешествиям. Конечно, всё можно "свалить" на то, что раньше у меня не было такого числа спонтанных поездок (что не от хорошей жизни, естественно), да и поездок вообще, и подготовка к ним занимала несколько месяцев, а не недель, как сейчас. Хотя - самого себя не обмануть - это всё равно отговорка, а правда в том, что расслабился и самонадеянно уверовал в свои силы больше, чем есть на самом деле...
..........
Ну да ладно: посыпать и дальше голову пеплом я буду молча и про себя, а сейчас покажу то, что я увидел в Александровском парке и что, на мой взгляд, всё же является там самым интересным. И прежде всего, это великолепный павильон "Шапель", сооружённый в 1828 году шотландским архитектором Адамом Менеласом (забегая вперёд, скажу, что он был автором и других местных шедевров, которые я упомяну дальше). "Фишка" павильона заключается в том, что он выполнен в виде самой настоящей "полуразвалившейся" готической часовни (по-французски "шапель" - это как раз часовня, или капелла), причём так искусно и правдоподобно, что я, тогда ещё не знав истории этого павильона, "купился" и подумал, что когда-то здесь действительно стояла настоящая церковь, которая была так живописно разрушена, что её решили не восстанавливать.
В общем, гениальная идея, прекрасное исполнение, великолепный павильон - пожалуй, самый интересный и красивый в парках Пушкина; даже Адмиралтейство, которым я восхищался чуть раньше, в моих глазах уступило "развалинам" "часовни". А детали каковы: всё как "настоящее"!
В окнах, кстати, изначально стояли разноцветные витражи, но они не сохранились.
Вот такие "маковки" с флюгерами или крестами иногда можно увидеть рядом со старинными церквями. Обычно они являются сохранившимися фрагментами более раннего здания, разрушенного или перестроенного, а вот что означают здесь - сказать затрудняюсь; возможно (но уверять не буду), это тоже часть общего колорита, чтобы ещё больше усилить ощущение настоящего храма. А может, всё то же самое, и это и есть изначальная "верхушка" башни, ведь павильон сильно пострадал во время войны, и, возможно, его шпиль действительно заменили, а прежний выставили на всеобщее обозрение а качестве исторического экспоната.