Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Бродилки по Питеру, Петергофу и Пушкину. В поисках готики и не только


Бродилки по Питеру, Петергофу и Пушкину. В поисках готики и не только

Сообщений 261 страница 270 из 316

261

..........

   Следующая наша (моя, конечно, прежде всего) цель - последняя по времени постройка Екатерининского парка - павильон "Турецкая баня", который я уже упоминал и даже показывал - правда, издали. И теперь мы идём к нему, чтобы рассмотреть подробно и детально. А по пути - ещё несколько "озёрных" (точнее, прудовых, но это звучит как-то коряво) пейзажей:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24038.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24043.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24039.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24044.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24042.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24050.jpg

   Снова Чесменская колонна - на этот раз уже в другой ракурсе:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24045.jpg

   "Банный" павильон был сооружён в 1852 году в стиле турецкой мечети, причём - по иронии судьбы и заказчика проекта Николая I - в честь победы над теми же турками в очередной войне (на этот раз - 1828-1829 годов). В качестве "модели" использовалась одна из мечетей города Адрианополя (ныне - Эдирне) которую автор павильона И. А. Монигетти не только видел воочию, но и собственноручно зарисовал её (фото из Википедии):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24051.jpg

   А вот что получилось в Царском селе:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24006.jpg

0

262

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24041.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24049.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24037.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24048.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24046.jpg

   "Турецкая баня" - не просто символическое сооружение: её название следует понимать буквально. С самого начала в павильоне предполагалось разместить хаммам с несколькими помещениями: Большой и Малой баней, кофейным и диванным (с фонтаном посередине!) залами, а также Горячей баней и топкой для нагрева воды. Но, несмотря на высокопоставленного заказчика, смета на строительство была урезана, и в итоге баня осталась без отопления.

   На мой взгляд, павильон получился очень красивым и атмосферным, а то, что он стоит на берегу пруда и отражается в воде, делает его ещё более живописным и обаятельным. Правда, в целом он немного выпадает из общей стилистики парка, но, с другой стороны, тем самым делает его "архитектурную составляющую" более разнообразной.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24040.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24047.jpg

0

263

Адмиралтейский комплекс мне очень понравился. Кроме того, что архитектурно это настоящий шедевр, здесь до сих пор - а сегодня, может, даже особенно! - чувствуется европейский дух -

На вкус и цвет...  :dontknow:
Мое личное мнение. Комплекс симпатичный... и даже красивый. Мне тоже нравится. Но вот шедевром я бы его не назвал... Мне не хватает вычурности кладки. А так да, европейский... удобный и практичный лодочный сарай...

0

264

vicont-m написал(а):

Комплекс симпатичный... и даже красивый. Мне тоже нравится. Но вот шедевром я бы его не назвал...

Виктор, это уже вопрос "оттенков" и слов:) В основном-то мы с Вами сошлись :)

Ну а потом живое восприятие всегда "честнее", чем на фото, тем более что мои получились не очень хорошо и, как я сказал, показывают комплекс не во всех выигрышных ракурсах.

Отредактировано savl (2023-01-15 15:33:07)

0

265

..........

   На одной из вышеприведённых фотографий правее "Турецкой бани" виден Мраморный, или Палладиев мост, также называемый Сибирской Мраморной галереей. Он был построен в 1774 году над протокой, соединяющей Большой и Лебяжий пруды, по мотивам мостов, созданных в ряде английских парков под влиянием идей знаменитого итальянского архитектора Андреа Палладио. Опоры моста облицованы гранитом, а прочие конструктивные части изготовлены из уральского мрамора на Екатеринбургской гранильной фабрике - поэтому мост назван и Мраморным, и Сибирским (видимо, в то время Екатеринбург "виделся" так далеко, что ассоциировался с Сибирью).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24054.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24056.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24052.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24063.jpg

   Как видите, солнце расположено неудачно, и самые красивые виды выходят в контровом свете. Поэтому приходится изощряться, но ракурсы при этом уже получаются не самые лучшие...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24069.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24053.jpg

   Очень красивый мост, даже мне он понравился, хотя всё, что связано с А. Палладио - совсем не мой формат.

   В Лебяжьем пруду жили лебеди, для которых посреди водоёма были устроены 7 островков. А сегодня он "успешно" зарастает...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24061.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24058.jpg

   Рядом с Мраморным мостом можно увидеть ещё несколько интересных сооружений. Во-первых, это Готические ворота, выполненные из чугуна в конце 1770-х годов по проекту Ю. М. Фельтена, чья фамилия уже много раз упоминалась в этом рассказе (напомню хотя бы  Чесменские церковь с дворцом и храм Иоанна Предтечи на Каменном острове), по образу и подобию конструкции (но всё же с небольшими изменениями; в частности, статуи рыцарей у основания опорных столбов были заменены на женские фигуры в античном стиле), увиденной им в английском альбоме "Gothic Decorative Architecture". Детали для моста были изготовлены в Екатеринбурге и привезены в Царское Село, где уже собраны в единое целое. Впоследствии Готические ворота назвали одним из наиболее значительных произведений чугунного художественного литья России 18-19 веков.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24057.jpg

Отредактировано savl (2023-01-17 12:10:01)

0

266

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24062.jpg

   Павильон "Пирамида" был возведён в 1770-1760-х годах из кирпича с гранитной облицовкой "в тренде" возникшей в то время в Европе моды на всё египетское, когда почти каждый "уважающий себя" пейзажный парк стремился обзавестись собственной пирамидой. С одной из её сторон вырезан вход, по углам которого стояли не сохранившиеся до нашего времени 4 колонны из мрамора серого и розового цветов.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24055.jpg

   Любопытно, что с противоположной относительно входа стороны были похоронены три любимые собачки Екатерины II: Том Андерсон, Земира и Дюшес, причём места их погребения были отмечены плитами из белого мрамора с высеченными на них эпитафиями (они тоже не сохранились).

   Частью гидрологической системы Екатерининского парка был канал-протока, связывающий Большой пруд с расположенными чуть севернее и выше по рельефу Верхними прудами. С целью обеспечения более плавного перетока воды между ними на протоке были сооружены несколько плотин-каскадов, и одной из таковых стал арочный Пудостский мост с каскадом из трёх уступов, построенный в 1773 году и реконструированный Ч. Камероном через 11 лет:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24070.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24068.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24067.jpg

   Странное на "первый слух" название моста объясняется тем, что он сложен из пудостского камня - разновидности известкового туфа, добываемого около посёлка Пудость Гатчинского района.

   Ещё одна, совсем простая и безымянная, запруда...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24064.jpg

... а за ней на заднем плане видна очередная плотина, живописно декорированная под мост с двумя кирпичными башенками в неоготическом стиле по обеим его сторонам:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24059.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24066.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24065.jpg

   Мост получил название Красного, или Турецкого (его относят к одному из памятных сооружений так называемого "Турецкого комплекса", созданного на территории Екатерининского парка в честь победы в Русско-турецкой войне 1768-1774 годов) каскада. Его башни выполнены в стилистике крепостных и имеют по 4 стрельчатые арки: две из них являются проходными, а в двух других устроены боковые окошки.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24060.jpg

Отредактировано savl (2023-01-17 12:12:37)

0

267

..........

   Ю. М. Фельтену принадлежит авторство ещё одного "простенького, но со вкусом" моста - Зубчатого:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24072.jpg

   Он ведёт к любопытному сооружению (кстати, тоже фельтеновскому) под названием "Башня-руина", построенной в 1773 году "На память войны, объявленной турками России", как написано на её стене. Монумент символизирует победу русских войск и представляет собой имитацию остатков поверженной османской крепости в виде крепостной башни (правда, одновременно напоминающей колонну) и фрагмента примыкающей к ней оборонительной стены с закрытым арочным проёмом. На поверхностях стен даже сделаны искусственные "повреждения", создающие иллюзию настоящих трещин.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24076.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24073.jpg

   На замковом камне арки как раз выбита та надпись, что я привёл выше:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24075.jpg

   Верхний ярус башни представлял собой смотровую площадку, на которую можно подняться по пологому (то есть не ступенчатому) спиралеобразному пандусу:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24078.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24077.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24080.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24081.jpg

   Практически сразу за "руиной", рядом с южным входом (а для меня - выходом) в парк установлены Гатчинские, или Орловские ворота 15-метровой высоты, сооружённые в стиле триумфальной арки в память об избавлении Москвы от эпидемии чумы 1771 года. Это произошло благодаря грамотным и соевременным действиям посланного Екатериной II в Москву графа Григория Орлова (злые языки утверждают, что императрица таким образом надеялась избавиться от бывшего фаворита), о чём напоминают надписи на самих воротах: на стороне, обращённой к Гатчинской дороге: "Орловым от беды избавлена Москва", а на противоположной - уже более развёрнуто: "Когда в 1771 году на Москве был мор людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его просьбе получил повеление туда поехать, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями".

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24071.jpg

   За воротами и уже за пределами Екатерининского парка возвышается красивая шестиэтажная башня высотой 30 метров с элементами готического стиля. Это уже не декорация и не памятник, а самая настоящая башня - водонапорная.

   В 1887 году, когда в Царском Селе начали строить водопровод, были возведены две водонапорные башни: Певческая, расположенная за Певческим флигелем Царскосельского дворцового правления и одновременно являвшаяся электростанцией, и Орловская - вот как раз эта, у Орловских ворот.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24074.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24079.jpg

   Орловская башня и по сей день сохраняет свой исторический облик, а внутри неё находятся два ресторана, магазин янтаря и бар на смотровой площадке.

0

268

...

   Почти вплотную к окружающей башню ограде стоит Верстовой столб, выполненный в виде обелиска (или сильно вытянутой пирамиды). Такие столбы появились на Царскосельской дороге ещё при Петре I (кстати, в России дороги с верстовыми столбами назывались столбовыми), но сначала они были деревянными, а в 1770-х годах по указу Екатерины II их заменили - нет, даже не каменными, а мраморными. Тогда южная граница Санкт-Петербурга проходила по реке Фонтанке, и первый от Питера столб Царскосельской дороги был установлен около Старо-Калинкина моста (помните, я показывал его рядом с кирпичным Съезжим домом с каланчой, что напоминает итальянский палаццо?). А последний, за номером 22 - здесь, у Орловских ворот:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24086.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24083.jpg

   На самом деле, расстояние от Петербурга до Пушкина, конечно, больше, чем 22 километра, но эта "нестыковка" легко объясняется тем, что в 18 столетии путевая (была ещё и межевая) верста равнялась не ровно километру, а пятистам саженям, или 1066.8 метрам.

   На северной и южной сторонах некоторых столбов были размещены солнечные часы - на "Царскосельском" они как раз есть:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24087.jpg

   Чуть дальше по Парковой улице, огибающей с юга Екатерининский парк, расположена Крымская колонна, воздвигнутая в честь победы в Русско-турецкой войне 1768-1774 годов и последующего присоединения Крыма к России. Иногда её также называли Сибирской, поскольку она изготовлена из цельного куска уральского мрамора, привезённого из Екатеринбурга. Колонну венчает скульптурная композиция "Трофеи", состоящая из турецких знамён с полумесяцами, лука, колчана со стрелами и щита.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24082.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24084.jpg

   Интересно, что колонна - весом более 31 тонны - была изготовлена в Петербурге, в мастерской Исаакиевского собора, после чего перевезена в Царское Село на санях, запряжёнными 120 лошадями – этот переезд занял чуть менее 8 часов.

   А ещё дальше, на юго-западном углу Екатерининского парка, находится так называемая "Розовая караулка", поставленная здесь в 1848 году на месте разобранных грандиозных Баболовских ворот (по другим источникам, это одна из двух караулок, обрамлявших ворота).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24085.jpg

..........

   Между Екатерининским и соседним с ним Александровским парками проходит Подкапризовая дорога, получившая столь причудливое название благодаря так называемым Большому и Малому капризу - декоративным мостикам (а для идущих по Подкапризовой дороге - проездным аркам), соединяющим оба парка. До более простого Малого каприза я не дошёл, а через Большой, сооружённый в 1772-1774 годах, не пройти не мог никак:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24088.jpg

   Большой каприз - это искусственная насыпь из земли и камней, в которой образованы два сквозных арочных проёма: широкий проездной и узкий для "пешеходов". Венчает его беседка в китайском стиле, "подсмотренная" на гравюре 17 века. А почему "китайском"?  Да просто потому, что в те времена в Пруссии - на родине Екатерины II, которую она иногда посещала, была мода на китайские павильоны, и в императрица решила привнести экзотику далёкой страны на царскосельскую землю, назвав это желание своим капризом.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24090.jpg

   К сожалению, часть сооружения находилась на реставрации, и полноценно "приобщиться" ко всем тонкостям "царского каприза" не удалось...

0

269

...

   Справа вдоль дороги тянется Продолговатый пруд, являющийся в этом месте границей Екатерининского парка...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24089.jpg

... и на его берегу видна Китайская (она же Скрипучая) беседка, построенная в 1778-1786 годах по проекту - да-да, не опять, а снова! - Ю. М. Фельтена (посмотреть её вблизи можно, находясь на территории Екатерининского парка):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24096.jpg

   Своё прозвище она получила от того, что флюгеры на её крыше скрипели при порывах ветра.

   А напротив - уже в Александровском парке - находится целая Китайская деревня, "прототипом" которой вновь стала увиденная Екатериной II гравюра. Правда, уже в начале 19 века она была перестроена по желанию Александра I для размещения царских гостей. Во время Великой Отечественной войны Китайская деревня сильно пострадала, до 1960-х годов использовалась в качестве коммунального жилья, и лишь в середине 1990-х был заключён контракт с датской компанией на восстановление комплекса в обмен на право его аренды на 49 лет. Так что сегодня это частная территория со сдаваемыми апартаментами, вход на которую простым "гуляющим" закрыт, так что "экзотику" можно увидеть лишь поверх забора и очень частично.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24092.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24091.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24095.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24093.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/23941/h-24094.jpg

0

270

savl написал(а):

Интересно, что колонна - весом более 31 тонны - была изготовлена в Петербурге, в мастерской Исаакиевского собора, после чего перевезена в Царское Село на санях, запряжёнными 120 лошадями – этот переезд занял чуть менее 8 часов.

Вот парой строк ранее, прочитав вот это

Иногда её также называли Сибирской, поскольку она изготовлена из цельного куска уральского мрамора, привезённого из Екатеринбурга.

...задался вопросом - как же эту громадину везти?! Ну, 20 с небольшим км от столицы еще ладно... Но из Екаба?! Да еще не обработанную, а значит еще тяжелее?! Трудно представить учитывая какие дороги тогда были из Сибири до Питера... точнее и дорог-то не было... :)))

savl написал(а):

целая Китайская деревня,

savl написал(а):

до 1960-х годов использовалась в качестве коммунального жилья,

:))) любопытно представить внешность, быт и обитателей этих коммуналок... :)
Но поскольку мне еще удалось застать коммуналки в Зачатьевском монастыре... представить это могу... :)

+1


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Бродилки по Питеру, Петергофу и Пушкину. В поисках готики и не только