...
Почти вплотную к окружающей башню ограде стоит Верстовой столб, выполненный в виде обелиска (или сильно вытянутой пирамиды). Такие столбы появились на Царскосельской дороге ещё при Петре I (кстати, в России дороги с верстовыми столбами назывались столбовыми), но сначала они были деревянными, а в 1770-х годах по указу Екатерины II их заменили - нет, даже не каменными, а мраморными. Тогда южная граница Санкт-Петербурга проходила по реке Фонтанке, и первый от Питера столб Царскосельской дороги был установлен около Старо-Калинкина моста (помните, я показывал его рядом с кирпичным Съезжим домом с каланчой, что напоминает итальянский палаццо?). А последний, за номером 22 - здесь, у Орловских ворот:
На самом деле, расстояние от Петербурга до Пушкина, конечно, больше, чем 22 километра, но эта "нестыковка" легко объясняется тем, что в 18 столетии путевая (была ещё и межевая) верста равнялась не ровно километру, а пятистам саженям, или 1066.8 метрам.
На северной и южной сторонах некоторых столбов были размещены солнечные часы - на "Царскосельском" они как раз есть:
Чуть дальше по Парковой улице, огибающей с юга Екатерининский парк, расположена Крымская колонна, воздвигнутая в честь победы в Русско-турецкой войне 1768-1774 годов и последующего присоединения Крыма к России. Иногда её также называли Сибирской, поскольку она изготовлена из цельного куска уральского мрамора, привезённого из Екатеринбурга. Колонну венчает скульптурная композиция "Трофеи", состоящая из турецких знамён с полумесяцами, лука, колчана со стрелами и щита.
Интересно, что колонна - весом более 31 тонны - была изготовлена в Петербурге, в мастерской Исаакиевского собора, после чего перевезена в Царское Село на санях, запряжёнными 120 лошадями – этот переезд занял чуть менее 8 часов.
А ещё дальше, на юго-западном углу Екатерининского парка, находится так называемая "Розовая караулка", поставленная здесь в 1848 году на месте разобранных грандиозных Баболовских ворот (по другим источникам, это одна из двух караулок, обрамлявших ворота).
..........
Между Екатерининским и соседним с ним Александровским парками проходит Подкапризовая дорога, получившая столь причудливое название благодаря так называемым Большому и Малому капризу - декоративным мостикам (а для идущих по Подкапризовой дороге - проездным аркам), соединяющим оба парка. До более простого Малого каприза я не дошёл, а через Большой, сооружённый в 1772-1774 годах, не пройти не мог никак:
Большой каприз - это искусственная насыпь из земли и камней, в которой образованы два сквозных арочных проёма: широкий проездной и узкий для "пешеходов". Венчает его беседка в китайском стиле, "подсмотренная" на гравюре 17 века. А почему "китайском"? Да просто потому, что в те времена в Пруссии - на родине Екатерины II, которую она иногда посещала, была мода на китайские павильоны, и в императрица решила привнести экзотику далёкой страны на царскосельскую землю, назвав это желание своим капризом.
К сожалению, часть сооружения находилась на реставрации, и полноценно "приобщиться" ко всем тонкостям "царского каприза" не удалось...