<<< --------------- Пушкин --------------- >>>
Пушкин стал самой вкусной "вишенкой на торте" этого питерского мини-путешествия и его главным "мотиватором": без него я вряд ли сподобился бы отправиться в Петербург, который меня никогда не "звал", а одного только Петергофа, скорее всего, не хватило бы, чтоб "раскачать" эту "лодку".
В Пушкине, как и в Петергофе, я тоже когда-то бывал, но воспоминания о том остались очень ограниченные и односторонние: типа, есть там какой-то дворец, какой-то парк... Дворец пышный, парк... ну, наверное, красивый, но уже и не помню, тем более что садово-парковый формат меня особо никогда не привлекал. И всё ... причём отличить это от Павловска, где тоже "дворец и парк", я не смог бы уже примерно через годик после той поездки. В общем, ситуация очень напоминала ту, что сложилась у многих из нас от "прохождения" в школе "Войны и мира": тогда не пошло (ну какая "Война и мир" в 15-16 лет??!!), зато осознание "нудности" и "иммунитет" от прочтения в дальнейшем остался на долгие годы, а у кого-то и на всю жизнь... (да разве только "Война и мир"? несвоевременное - по возрасту и зрелости - "потребление" в идейно выдержанных рамках школьной программы отбило охоту ещё много от чего).
Я уже не помню, как и в какой ситуации это произошло, но где-то весной, когда я, к собственному ужасу, начал привыкать к происходящему (и сам себя ненавидеть за это), я, в поисках "чего-то этакого", вдруг увидел, что Пушкин - не только и даже не столько "дворец с парком", а город с очень интересной и, главное, очень "моей", архитектурой и сразу понял, что "мне туда надо". Когда? Да хоть сейчас, чего откладывать, когда все плановые поездки полетели - сыграю словами - оттого, что самолёты не полетели и "пространства для оперативного манёвра" оказалось хоть отбавляй...
..........
Доехать в Пушкин из Питера так же просто, как и в Петергоф: тоже электричкой (остальные имеющиеся варианты я отбрасываю как неоптимальные), только не с Балтийского, а с Витебского вокзала, расположенного, кстати, на той же "красной" ветке метро, только на пару остановок ближе к центру. И даже ехать меньше, хотя и всего на 7-8 минут.
Витебский вокзал - тоже исторический. И не просто исторический, а, как пишет Википедия, "первый вокзал в Петербурге и России", "открывающий", опять же, первую в Российской империи железную дорогу - Царскосельскую (Пушкин до 1918 года назывался Царским Селом): он появился в 1837 году, правда, с тех пор по разным причинам несколько раз перестраивался, и здание, которое мы видим сегодня, имеет вид уже начала 20 века (1904-го года, если быть точным). А своё нынешнее название вокзал получил уже при большевиках, хотя сама железнодорожная линия была продлена до Витебска ещё в том же 1904 году.
Известно, что самая "питерская" скульптурная живность - львы: их, как пишут, насчитывается около 60 (хотя это "валом", "по головам", а самих "мест со львами" намного меньше). Однако вполне почётное место – не исключаю, что даже второе - в этом "зверинце" занимают совы (вкупе с филинами), причём мест их "гнездовий", возможно, даже больше, чем "львиных прайдов": мне попался список из 26 таких "объектов". Есть свои совы и на Витебском вокзале: на башне над циферблатами часов, а поскольку таковых 4, то и сов столько же.
У главного фасада стоит современный памятник, приуроченный к 100-летию начала Первой мировой войны, посвящённый "русским воинам, ушедшим на фронт с Витебского вокзала" - ведь именно отсюда на фронт отправлялись воинские эшелоны. Выполнен он очень оригинально: в виде стилизованного под крест фрагмента вагона, в дверях которого стоят два офицера, а на порожке устроился солдат:
..........
Вокзал Пушкина, в отличие от петергофского - современный. В смысле, не дореволюционный: он был построен в 1946-1950 годах, но не "дежурно", а вполне креативно (правда, лишь местами), с использованием конструкций в духе здешних - и не только - классических дворцово-парковых ансамблей.
Рассказ о Пушкине, в отличие от "петергофского", где я начал с "самого-самого", я построю чисто хронологически - во-первых, потому, что выделить здесь что-то одно (или даже 2, как там) сложно из-за очень высокого в целом архитектурного уровня и огромного числа интересных и очень интересных сооружений в целом, а во-вторых, мне так будет удобнее разобраться с собственными фотографиями и уже немного "осевшими" в глубинах памяти впечатлениями.
Близ вокзала на Новодеревенской улице находится монументальный жилой комплекс в стиле послевоенного сталинского неоклассицизма (возведён в 1950-х). Я терпеть не могу такие формы, как и вообще ту эпоху, но эти дома привлекли меня большими арками с каменными сводами, что выглядит очень душевно:
Пантелеимоновская церковь на Софийском бульваре была сооружена в середине 19 столетия как часовня Дворцового госпиталя и использовалась в качестве покойницкой, то есть для совершения отпеваний. В начале 20 века её частично перестроили и расширили, при Советах в ней размещался морг, а в 2000 году часовню вернули Русской православной церкви, отреставрировали и освятили уже как церковь во имя великомученика Пантелеимона Целителя.
Отредактировано savl (2023-02-05 21:06:05)