***
Справа на другой стороне реки расположено одно из интереснейших мест Санкт-Петербурга - рукотворный остров, созданный ещё во времена Петра I, названный Новой Голландией. При этом под "старой" понималась не та Голландия, что страна Нидерланды, а место около Адмиралтейства, где находились склады корабельного леса - эти склады и были перенесены на остров. Однако уже в середине века места стало не хватать, и в 1765-1780 годах была проведена масштабная реконструкция острова с заменой всех деревянных строений на кирпичные; тогда-то и сформировался архитектурный комплекс "Новой Голландии" в стиле раннего классицизма, который в целом сохранился до наших дней.
Одно из самых эффектных сооружений на острове - монументальная "въездная" арка над одним из двух протоков, соединяющих внешние каналы с расположенным внутри острова внутренним бассейном. Построил её, кстати, не абы кто, а французский архитектор, профессор Петербургской Академии художеств Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот (он также был автором, в частности, Большого Гостиного двора, храма Святой Екатерины на Невском проспекте и Юсуповского дворца на Мойке). Арка 23-метровой высоты, возведённая в 1779-1787 годах из красного кирпича и гранита, обрамлена двумя парами дорических колонн с мощным антаблементом наверху и имеет торжественно-парадный облик: ни дать ни взять триумфальная:)
Простите за "тираж", но каждый ракурс хорош сам по себе, рука не поднялась что-то выбросить...
А с той стороны, по которой я сейчас иду, находится ансамбль конца 19 века, созданный "для себя, любимого" известным петербургским архитектором Виктором Александровичем Шрётером - в одном только Питере список его творений состоит из полусотни "пунктов", а кроме того, он строил в Одессе, Киеве, Тбилиси, Рыбинске, Нижнем Новгороде, Самаре, Иркутске (когда буду писать о нём, обязательно упомяну его тамошние "детища"), Рязани (в моём недавнем рассказе был показан Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, главный фасад которого напоминает Парфенон в миниатюре)...
В "шрётерский" ансамбль входят небольшая мастерская, доходный дом...
... и двухэтажный особняк в слегка готическом стиле с угловой башенкой, в котором жила семья самого В. А. Шрётера (а она была очень не маленькой - одних только детей целых восемь):
Под маленьким балкончиком на главном (выходящем на Мойку) фасаде помещён знак организованного в 1862 году по инициативе Шрётера Петербургского общества архитекторов. Его иногда называют "масонским", но нет - изображённые на нём треугольник и циркуль - не более как символы профессии архитектора.
Здесь, на своеобразном "водном перекрёстке", от Мойки отходят 2 канала: Ново-Адмиралтейский тянется к северу, к Неве, а "просто" Адмиралтейский - на северо-восток, проходя вдоль одной из трёх сторон Новой Голландии (остров имеет форму равностороннего треугольника). В центре этого "перекрёстка" через Мойку переброшен Храповицкий мост: тот железобетонный, что мы видим сегодня - современный, он был построен в 1965-1967 годах, а вот его прообраз, тогда ещё деревянный, существовал с 1737 года и сначала назывался Жёлтым по цвету своей окраски (в 1770 году мост стал именоваться по фамилии владельца расположенного поблизости особняка А. В. Храповицкого, кабинет-секретаря императрицы Екатерины II и её "летописца"; кстати, преподававшего русский язык молодому А. Н. Радищеву, когда тот обучался в Пажеском корпусе). Примечательно, что и нынешний мост в память о его исторических корнях тоже выкрашен в жёлтый цвет.