Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Хан или пропал: Казань, Болгар, Касимов


Хан или пропал: Казань, Болгар, Касимов

Сообщений 81 страница 90 из 124

81

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22737.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22748.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22741.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22744.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22738.jpg

   Внутри многие помещения и залы тоже уже оформлены: их даже можно посетить, купив билет за относительно небольшую сумму 100 рублей (правда, как пишут, это нарушает одну из главных идей Ильдара Ханова, но деваться, видимо, просто некуда - по крайней мере, пока, как минимум, региональные власти взирают на процесс со стороны). Правда, и в части интерьеров планы пока реализованы далеко не полностью, а, возможно, даже ещё меньше, чем "экстерьеры": созданы залы Иисуса Христа и Исламский, Египетский и Католический, Индийский и Китайский, Чайная комната, Театральный зал и Картинная галерея (конкретно сейчас, может, их перечень уже расширился). Сейчас мы с Вами "пробежимся" по ним, не слишком акцентируясь на всех деталях (честно говоря, много времени мы на него выделить не могли, поскольку спешили "обустроиться" в гостинице, поужинать и прогуляться по городу).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22753.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22768.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22765.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22758.jpg

0

82

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22754.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22755.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22764.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22766.jpg

   Зал Иисуса Христа, в оформлении которого использовано сочетание камня и дерева:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22756.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22757.jpg

   Египетский зал:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22760.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22752.jpg

   Зал Индийских Вед:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22759.jpg

0

83

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22761.jpg

   Зал Китайского Дао:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22767.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22762.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22769.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22772.jpg

   Исламский зал:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22771.jpg

   Театральный зал:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22763.jpg

   Картинная галерея:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22552/h-22770.jpg

   В целом, на мой взгляд, создание Храма всех религий - прекрасная идея (повторюсь, исключительно музейного толка), позволяющая людям с незамутнённым жёсткой приверженностью той или иной системе догм и обрядов сознанием ознакомиться, пусть даже очень поверхностно, с основными культурными пластами в истории человечества, претендующими на "духовные истины". А может, в одном из залов кто-то почувствует некую "искру", внутренний резонанс, "зов" и встанет на предназначенный ему путь поиска духовности, и дай ему Бог, чтобы ориентирами на этом пути стали не символы, а веления души (никоим образом не ума, являющегося частью совсем другой "инстанции"!), чтоб внешний блеск не затмил их внутреннего содержания...

   "Каждая из великих религий уходит своими корнями в свет. Но лишь сердце может сохранить свет. Писания этого сделать не могут" (Ричард Бах)

0

84

K-Olga написал(а):

Думаю, нет. Днём нам там больше понравилось. Вечером в глухих местах даже страшновато было.

Понятно. А мечети (минареты) зелёным светятся?

0

85

На меня странное впечатление произвел Храм всех религий...Но "отметились"

0

86

Ксения написал(а):

На меня странное впечатление произвел Храм всех религий..

А мне кажется, это как раз хорошо: если бы он произвёл "нестранное" впечатление, значит, он похож на обычный храм (какой религии - уже другой вопрос). А именно от этого автор и хотел уйти.
Не забываем, что, в первую очередь, это музей. Или, если точнее, даже некий "арт-объект" музейного типа :) И тогда всё становится на свои места ...

Ведь даже классических "религиозных" музеев, рассказывающих если не о всех, то о многих религиях, у нас ... а есть ли они вообще? :sceptic:

Отредактировано savl (2022-11-14 17:25:22)

0

87

savl написал(а):

даже классических "религиозных" музеев, рассказывающих если не о всех, то о многих религиях, у нас ... а есть ли они вообще?

Храм всех религий под Казанью может быть простоват, но заслуживает внимания.
Бесспорный авторитет - большой интересный музей в Санкт-Петербурге. По мелочи там узнаешь необычные сведения.
Плюс еще выставки проходят, а уголок Индии - настоящий дзен, непринужденно сидишь, релаксируешь под звуки природы.

0

88

<<< --------------- Касимов --------------- >>>

   Расположенный на востоке Рязанской области Касимов в какой-то степени можно считать если не братом ("по отцу"), то близким родственником Москвы, поскольку его основание часто связывают с известным "москвостроителем" Юрием Долгоруким. Хотя в обоих случаях дело обстоит не совсем так (или совсем не так): давно не является тайной, что Москву князь не столько основал, сколько "отжал", а в части Касимова летописи всего лишь сохранили повеление Юрия Владимировича в 1152 году превратить городок Городец Мещёрский (из чего следует, что он к тому времени уже существовал) в пограничную крепость Ростово-Суздальского княжества. Так или иначе, именно этот факт взят за "отправной" в истории Касимова, а годом его основания принято считать тот самый 1152-й; впрочем, и московское летоисчисление начинается именно от первого упоминания, так что оба города на самом деле старше "назначенных" им возрастов.

   В 1376 году Городец Мещёрский был захвачен и полностью сожжён в результате монгольского набега, но вскоре возродился, правда, уже немного в другом месте (парой километров севернее по течению Оки) и под другим длинным именем: Новый Низовой Город. Самые же интересные события в его истории начались в середине 15 века, когда в Казани умер основатель Казанского ханства Улу-Мухаммед, причём по версии (отметим: недоказанной) некоторых учёных руку к этому приложил его сын Махмуд. Другие же ханские сыновья - Касым и Якуб, опасаясь разделить участь отца, бежали в русские земли под защиту московского князя Василия II (Тёмного) и поступили к нему на службу, за что Касым (про Якуба на этот счёт ничего не говорится) получил во владение ("на кормление", как тогда говорилось) город Звенигород.

   Оба ханских сына делом доказали свою преданность Василию II, поучаствовав во главе своих отрядов в его борьбе за московский престол против Дмитрия Шемяки, и в 1452 году князь пожаловал Касыму (опять же, про Якуба история умалчивает) Новый Низовой Город, который вскоре после его смерти прозвали Касымовым (со временем это имя трансформировалось в более русское Касимов). Позднее "касымовские" владения были расширены за счёт окружающих земель, в результате чего сформировалось подчинённое Москве полугосударственное образование, вошедшее в историю как Касимовское царство, или Касимовское ханство, просуществовавшее ни много ни мало более двух столетий.

   Справедливости ради отметим, что на этой счёт до сих пор нет единства мнений - существуют и другие, хотя и менее распространённые версии: незадолго до описываемых событий, в 1445 году, татарские войска казанского хана Улу-Мухаммеда, ведомые царевичами Махмудом и Якубом, разгромили москвичей в битве под Суздалем и даже - небывалый в истории случай! - взяли в плен самого Василия Тёмного. Через 3 месяца князя освободили за огромный выкуп, частью которого, как предполагают, могла стать передача татарам Мещёрских земель возле Нового Низового Города. Более того, существует и более радикальная - возможно, даже отчасти националистическая - гипотеза, утверждающая, что не касимовские ханы были вассалами Москвы, а совсем наоборот, и обосновывающая это, в частности, тем, что, во-первых, московские правители носили княжеские титулы, а касимовские - формально более высокие царские, а во-вторых, тем, что Московия вплоть до 17 века платила Касимову дань (так называемый "выход"). Последний факт, кстати, действительно имел место, но согласно "официальной истории" объяснялся содержанием "союзнического государства" и выплатой за службу татарам, которые принимали участие в военных компаниях Московского княжества и даже в походах на Казань.

   В общем, об истоках возникновения Касимовского ханства до сих пор нет ни единства, ни полной ясности, поэтому я, тем паче, не возьму на себя смелось (точнее сказать - дерзость!) утверждать что-то наверняка. К некоторым фрагментам его истории я ещё вернусь по ходу своего рассказа, а пока перейду к более "туристическим" аспектам.

..........

   А туристический потенциал Касимова не просто большой - он огромный: это и его уникальная для России история, и сохранившиеся (в каком виде они находятся сегодня - это уже другой вопрос) архитектурные ансамбли самого разного толка, и пейзажная составляющая, и тот же дух "российской провинции", который в зависимости от того, как его подать, может быть тоскливо-пессимистическим или атмосферно-очаровывающим. Возможно, когда-нибудь этот потенциал будет реализован (правда, почему-то вновь вспоминаются, наверное, самые известные слова Н. А. Некрасова: "Жаль только..." - ну, вы поняли), но нынешний Касимов - типичный провинциальный российский город и, к сожалению, в самом негативном смысле этих слов. Его состояние не просто оставляет желать лучшего - оно, скажем откровенно, удручающее. Как сказал кто-то в одном документальном ролике, что я посмотрел, кинематографисты любят снимать здесь сцены военных времён - потому что декорировать, по сути, ничего не нужно, достаточно просто развернуть камеру в нужном направлении.

   Пожалуй, среди всех российских городов, где я был, только в Касимове и Осташкове (и отчасти в Торжке, но там всё же есть отреставрированные уголки) можно наблюдать столь колоссальный диссонанс между тем, что есть сегодня, и тем, что могло быть, если реализовать хотя бы 80% их туристических возможностей: я практически не сомневаюсь, что Касимов стал бы одним из самых привлекательных для туристов городов России. Тем более что большинству народа многого и не надо, и показательный пример тому - Рыбинск, где ярких достопримечательностей мало, но вот отремонтировали дома на центральной улице, повесили таблички и вывески в дореволюционном стиле, вымостили булыжником пару площадей - и люди туда потянулись.

   Опыт того же Рыбинска можно было перенять и в Касимове (который сам по себе намного интереснее), даже выдумывать особо ничего не надо, просто желание проявить и воровать поменьше. А какие речные туры по Оке сюда можно было бы организовать (а когда-то в Касимове был большой современный - на тот момент, естественно - речной вокзал и несколько грузовых пристаней!), хоть из Рязани, хоть даже из самой Москвы...

..........

   Одним из показательных (но далеко не самых ярких!) примеров того, что я только что сказал, являет собой главная площадь Касимова - Соборная. На ней находится настоящая коллекция (именно коллекция, поскольку архитектурным ансамблем это назвать нельзя в силу отсутствия хоть какого-то подобия однородности, гармонии и симметрии - более "разношёрстной" городской площади я не встречал нигде) дореволюционных сооружений разной степени заброшенности. Если всё это с умом отреставрировать, то коллекция может превратиться в настоящую сокровищницу, возможно, даже стать одной из самых колоритных площадей "купеческой России", но сейчас имеем то, что имеем (и это при том, что 6 здешних зданий имеют статус памятников архитектуры федерального значения)...

   Возможно, солнечная погода, яркие цвета, голубое небо слегка улучшили бы восприятие, но везение, сопутствующее нам до Саранска, закончилось, и дальнее "Примосковье" встретило нас столь же облачной, а порой и пасмурной погодой, которая была в начале поездки... Конечно, с общим состоянием Касимова такая погода, можно сказать, гармонирует, но на фотографиях она отразилась очень сильно - естественно, не в лучшую сторону.

   Главной доминантой (штамп, конечно, но ведь так и есть!) Соборной площади является Вознесенский собор, построенный в 1862 году по проекту главного архитектора Рязанской губернии Николая Ильича Воронихина (самой известной его работой является колокольня Рязанского кремля). Правда, сегодня мы видим его в сильно "урезанном" виде, не передающем первоначального великолепия: при большевиках были снесены боковые купола ("в оригинале" собор был 5-главым), а в 1960-х годах разобрана колокольня (на вопрос "а почему так поздно?" есть очень простой ответ: до этого она использовалась в качестве парашютной вышки).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22838.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22831.jpg

   В конце 20 века Вознесенский собор начали реставрировать, но пока лишь в рамках того, что от него осталось: о восстановлении до аутентичного облика речи пока не идёт (то есть она, может, и идёт, но каких-то реальных подвижек в этом направлении в обозримом будущем, боюсь, ожидать не приходится).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22836.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22827.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22819.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22826.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22821.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22817.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22829.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22828.jpg

   Соборная площадь издавна была торговой. Сначала на ней стояли деревянные лавки, а в 1820-х годах было решено снести их и построить на освободившемся месте полноценный каменный Гостиный двор. Его проект разработал местный "самородок" -  архитектор-самоучка Иван Сергеевич Гагин, который впоследствии построил чуть ли ни половину наиболее известных зданий в исторической части Касимова; правда, из-за нехватки средств (в том числе и потому, что городу приходилось много тратить на ликвидацию последствий часто случавшихся пожаров) замысел Гагина не удалось реализовать полностью: в 1829 году были возведены два корпуса, ещё через 10 лет появился третий, а последний, четвёртый, так и остался лишь "на бумаге".

   Сегодня Гостиный двор находится в стадии ооочень вяло текущей (судя по снимкам, сделанным в разные годы) реставрации. Более-менее восстановлен (и то не до конца, о чём говорит металлический забор вокруг него) лишь один из трёх корпусов:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22832.jpg

0

89

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22816.jpg

   Остальные же два лишь слегка "подлатаны" в 1990-х годах (к этому времени относится большая часть выделяющейся ярко-рыжей кирпичной кладки), когда в них были открыты небольшие рынки, и только ждут своей очереди для глобального восстановления:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22814.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22808.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22809.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22806.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22805.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22802.jpg

   Но даже в таком состоянии видно, что торговые корпуса делались творчески, с выдумкой и душой, а не просто "чтоб было": их украшают арочные проёмы, ряды парных колонн, классические портики с треугольными фронтонами.

   В 1853 году тот же И. С. Гагин построил на краю Соборной площади, где начиналась главная городская улица с таким же именем (то есть Соборная), дом для купца Губина с торговыми лавками на первом этаже. Спустя 20 лет дом был реконструирован и приобрёл современный вид, в конце 19 веке в нём разместилась Городская управа, а сегодня он отдан Дому Детского творчества.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22807.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22825.jpg

0

90

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22813.jpg

   Помимо Вознесенского собора на Соборной площади находятся ещё два храма. Один из них - пятиглавая Успенская церкoвь, возведённая в 1775 году (трапезная и барочная колокольня были пристроены к ней через 14 лет).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22801.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22798.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22810.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22830.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22824.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22818.jpg

   Рядом с Успенским храмом стоит одно из самых больших исторических зданий Касимова, где сегодня размещается Историко-культурный музей-заповедник. Однако больше оно известно как Дом купца Алянчикова:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22803.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22804.jpg

   Алянчиковы - древний касимовский род, их фамилия упоминалась в переписных книгах ещё в 1644 году, в дальнейшем они проявили предпринимательскую жилку, разбогатели, и в 19 столетии стали самым богатым, влиятельным и знатным семейством в среде городской аристократии: как пишут разные источники, при встрече на улице все, включая городничего, кланялись им первыми, а в соборе пристав раздвигал народ, чтобы они прошли вперёд. Алянчиковым принадлежали несколько усадеб (по исторических сведениям - не менее 7) в центре Касимова, а главным фамильным домом считался особняк на Соборной площади. Он был сооружён в 1809 году, но окончательно свой нынешний облик приобрёл в 1840-х годах, когда его восстановили после пожара (иногда пишут, что дом построен в 1844 году, но это, как видите, не совсем так) - архитектором, кстати, снова выступил Иван Гагин.

   С Алянчиковыми и их домом связаны несколько городских преданий (о степени их истинности я судить не берусь, "за что купил - за то и продаю"). Первая рассказывает о происхождении их немного странной фамилии: якобы последняя правительница Касимовского ханства Фатима-Султан (речь идёт о конце 17 века) любила разъезжать по городу в колымаге, запряжённой подневольным людом, и когда очередные назначенные для этого горожане отказались, возмутилась: "экие вы аляны", что по-татарски означает ленивые. Другая посвящена самому дому: изначально предполагалось, что он будет иметь богатый внешний декор, лепнину, балконы, но ... некая гадалка предсказала хозяину смерть после завершения строительства. Купец поверил и не торопился с фасадными работами. Правда, это особо его не спасло, и он умер не своей (точнее, своей, но не естественной) смертью: в Касимове началась эпидемия холеры, купец заперся в круглом бельведере особняка, ни с кем не встречался, но болезнь всё же достала его: предполагают, что зараза оказалась в продуктах с местного рынка.

..........

   Несколько интересных построек можно увидеть, если обойти Соборную площадь по более широкому кругу. Буквально на краю оврага стоит один из первых в Касимове каменных домов с высоким 4-колонным портиком, построенный в 1813 году для княгини Елизаветы Путятиной, жены касимовского городничего. В дальнейшем он менял хозяев, перестраивался и в конце концов вошёл в городскую историю как Дом семьи Наставиных - по имени его последних дореволюционных владельцев.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/22796/h-22840.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Хан или пропал: Казань, Болгар, Касимов