* * * * * * * * * *
Храм всех религий, или Вселенский храм - необычный и даже уникальный "религиозный" комплекс, расположенный на западной окраине Казани в посёлке Старое Аракчино. Несмотря на название, это не храм в обычном понимании этого слова (поэтому слово "религиозный" я взял в кавычки) - в нём нет священников и не проводятся службы, это что-то вроде культурного центра, памятника наиболее известным существующим и исчезнувшим мировым религиозным течениям - от христианства в разных его проявлениях до верований майя. И в какой-то степени - это и памятник человеческим заблуждениям, прельстившимся на символы и обряды и забывшим о Боге и поисках истинной духовности...
Храм Всех Религий - не символ объединения религий: это невозможно просто в силу того, что в основе любой (или почти любой) религии лежит идея разделения: на "своих" и "чужих", "верных" и "неверных", "хороших" и "плохих", на "правильное" и "неправильное" (со всеми вытекающими из этого последствиями, степень которых определяется радикализмом их адептов), это, скорее, напоминание об их корнях, о разнообразии попыток "найти бога". Но и о том, сколько бед и горя принесли на землю межрелигиозные различия (как метко написал Ричард Бах, "возникнет еще одна религия, новое духовенство, снова будут Мы и будут Они, настроенные друг против друга. За сотню лет погибнут миллионы, за тысячи лет - десятки миллионов").
Впрочем, возможно, что "копать" столь глубоко не требуется и, как в дзэн-буддистском выражении, "иногда горы - это просто горы", так и здесь: казанский Храм всех религий - просто красивый ансамбль, созданный по мотивам религиозной архитектуры разных времён и народов, призванный радовать глаз, а не заниматься поиском "смысла", что все мы порой - и даже частенько - очень любим.
Идея Храма принадлежит местному уроженцу Ильдару Ханову - художнику, архитектору, скульптору и народному целителю, заслуженному деятелю искусств Республики Татарстан, окончившему Казанское художественное училище и Московский художественный институт им. Сурикова. Он много путешествовал, побывал в Индии и Тибете, изучал культуру и верования Востока, интересовался йогой и секретами тибетской и древнекитайской медицины. В 1989 году он познакомился с известным художником и теософом Святославом Рерихом (в эзотерических кругах более известны его родители: отец Николай Константинович и мать Елена Ивановна, автор многих книг по Учению Живой Этики, или Агни-йоге), с которым обсуждал общую структуру уже замышляемого им тогда проекта.
Ильдар Ханов начал постройку Храма в 1992 году на участке, где стоял его отчий дом. Работы велись на его собственные деньги и спонсорские пожертвования, в них также бескорыстно принимали участие многие люди, разделявшие взгляды автора. И всё же средств не хватало, строительство шло медленно, а в 2013 году И. Ханов умер. Правда, "эстафету" подхватили его брат Ильгиз и сестра Флюра Галеева, но спустя 4 года произошло очередное несчастье: случился пожар (многие считают, что это был поджог), нанесший изрядный урон интерьерам Храма (сами постройки, к счастью, пострадали мало).
Строительство продолжается и поныне, и работ ещё - непочатый край (чтобы убедиться в этом, достаточно просто обойти Храм со всех сторон), так что у "вечного долгостроя" барселонской Саграды Фамилия в этом смысле появился достойный конкурент:) Хотя общие контуры ансамбля уже определились; по замыслу И. Ханова планировалось возвести 16 куполов, символизирующих ту или иную религию (и столько же соответствующих залов) - из них построено 12 (сегодня, возможно, уже больше).