Наша гостиница была около площади....И постоянно приходилось преодолевать препятствия...
Это да, это неприятно. Понимаю Вас...
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Хан или пропал: Казань, Болгар, Касимов
Наша гостиница была около площади....И постоянно приходилось преодолевать препятствия...
Это да, это неприятно. Понимаю Вас...
..........
Сейчас мы находимся в бывшей Суконной слободе, образовавшейся возле суконной мануфактуры (той самой, что Пётр I отдал в управление купцу И. А. Михляеву, у которого гостил по пути в Персидский поход). В 1735 году супруга купца Евдокия Ивановна на свои средства построила для работников мануфактуры церковь, освящённую в честь Сошествия Святого Духа. В 19 столетии она пару раз реконструировалась и расширялась (до революции её приход был самым многочисленным в Казани), а вот советская эпоха её изрядно потрепала, хотя в целом храм устоял: возможно, благодаря тому, что именно в ней долгое время располагался Театр кукол "Экият", и только после возведения для него нового здания (я показывал его чуть раньше) церковь вернули верующим и отреставрировали, а также восстановили практически снесённую коммунистами колокольню.
Любопытно, что во времена, когда большевики боролись с религией и закрывали любые храмы, в Казани появилась новая мечеть: Закабанная (такое название объясняется тем, что она располагалась на восточном берегу озера Нижний Кабан). Правда, повод для того нашёлся очень "уважительный": мечеть была сооружена в 1926 году в честь 1000-летия принятия ислама волжскими булгарами, за что получила прозвище "Юбилейной". И всё же в 1930-х годах мечеть закрыли - на долгие 60 лет.
Сегодня Закабанная мечеть снова работает по своему прямому назначению, а туристов радует красивой восточной архитектурой, особенно - декором нижней части минарета, выполненным в ярко выраженной арабо-мавританской манере:
Ещё один старообрядческий храм - Казанской Богородицы - был возведён недалеко от Покровского собора в 1906-1910 годах. Он небольшой, но красивый и изящный, с элементами псевдорусского стиля и "псковской" звонницей над входом:
К сожалению, вход на его территорию был закрыт, поэтому детально осмотреть церковь вблизи нам не удалось...
Практически рядом со старообрядческим Казанским храмом находится католическая церковь Воздвижения Святого Креста:
Первый постоянный католический приход в Казани был основан в 1835 году, но из-за отсутствия своего храма богослужения проходили в различных зданиях. В 1850-х годах приходской священник подал ходатайство о постройке католической церкви, на что через 2 (!) года получил согласие, но с условием, что её внешний вид не будет отличаться от окружающих домов и не иметь характерного католического облика (!!). В советские годы церковь была передана лаборатории Казанского государственного технического университета имени А. Н. Туполева, причём в центральном нефе установили ... аэродинамическую трубу.
В конце 20 века казанский католический приход был восстановлен, но в связи с техническими сложностями переноса аэродинамической трубы прихожанам не вернули историческое здание храма, а выделили участок в центре города для строительства новой церкви, каковая и была возведена в 2008 году в стиле классицизма с двумя четырёхугольными колокольнями по обе стороны главного фасада, что во многом повторяло формы первого храма.
Напротив, на другой стороне улицы Островского, находится современная баскетбольная арена "Баскет-холл", являющаяся домашней для местного баскетбольного клуба "УНИКС":
А по соседству, на берегу озера Кабан, расположен Парк Тысячелетия, название которого говорит само за себя: он был сооружён к празднованию 1000-летия Казани, отмечавшегося в 2005 году.
При всём своём символизме парк выглядит "голенько", и смотреть здесь особенно нечего, за исключением центрального фонтана под названием "Казан", напоминающего о старинной легенде о возникновении города (я кратко её уже рассказывал). Конечно, казаном в Казани никого не удивить, но в Парке Тысячелетия он интересен тем, что дополнительно украшен "национальными" драконами-Зилантами: два "плюются" водой непосредственно из котла, а ещё 8 окружают всю композицию по округлому периметру фонтана:
Недалеко от фонтана установлен памятник средневековому булгарскому поэту Кул Гали, жившему в 12-13 веках:
Ещё один вид на "Баскет-холл":
..........
Улицы, проходящие по берегам вытекающего из озера Нижний Кабан канала Булак (я немного показал его в самом начале рассказа), имеют характерные и не требующие объяснений названия Право-Булачная и Лево-Булачная. Сейчас мы проходим по Левой:
Во Второй мужской гимназии (её здание построено в 1835 году) учился Н. Э. Бауман:
В большом угловом здании конца 1870-х годов, большей своей частью развёрнутом на улицу Мартына Межлаука, размещалось Реальное училище:
Вообще исторических и просто интересных домов в Казани, конечно, немало, но они, как я уже писал, не создают единой картины, единого антуража, который заставляет тебя погружаться в него: "путешествие в дореволюционную Россию", как я назвал поездки в более южные поволжские города - это точно не про Казань, где реального "старого города" практически не осталось. Многие местные учёные, журналисты и краеведы откровенно говорят об утрате исторической среды, в первую очередь - во многом определявших её лицо кварталов с деревянной застройкой, павших в неравной борьбе с новостройками. У меня создалось впечатление, что в вопросах благоустройства города в столице Татарстана пошли по более лёгкому пути: известно ведь, что снести что-то и построить новое на "чистом месте" намного проще, чем кропотливо восстанавливать исторический ландшафт и бережно "вписывать" неизбежные - этого никто не отрицает - новые сооружения в старинную застройку (но никак не наоборот!).
Тем радостнее видеть в центре города сохранившиеся и даже отреставрированные (тут надо отдать должное: многое из того, что сохранилось, восстановлено или отреставрировано) дореволюционные дома с интересными архитектурными деталями:
Просто уличный пейзаж:
Неплохо вписались в старые улицы и некоторые новые дома - особенно там, где не гнались за излишними монументализмом и "парадностью":
На территории бывшего подворья Раифского монастыря (от него в глубине квартала сохранилась колокольня храма) стоит небольшая новодельная церковь Новомучеников и Исповедников Российских, а рядом с ней - часовня памяти Александра III постройки конца 19 века:
..........
Одним из редких уголков, более-менее сохранивших "объёмный" колорит прошлой эпохи - фрагмент улицы Островского (бывшей Вознесенской) между улицами Кави Наджми и Астрономической. К тому же здесь находятся красивые исторические постройки, из которых самая красивая - Казанский театр юного зрителя, расположенный в бывшем здании Купеческого собрания.
История этого дома, принадлежавшего семье купцов Журавлёвых, начинается во второй половине 19 века. В 1900-х годах он был перестроен, а потом приобретён для нужд Казанского купеческого собрания. Во время Первой мировой войны в нём размещался один из городских госпиталей, после революции - Дом татарской культуры, а с 1940 года - Театр юного зрителя.
Шпиль одной из двух башенок украшает флюгер, изображающий "самого" Зиланта:
В другом купеческом особняке 19 столетия, перестроенном в 1908 году в стиле западноевропейского "ренессансного" барокко, работает Музей истории татарской литературы с мемориальной квартирой татарского писателя первой половины 20 века Шарифа Камала:
Ещё одно заметное здание, расположенное на углу улиц Кави Наджми и Островского - бывшая больница доктора Гирши Клячкина, известная как просто Клячкинская. В ней лечился и скончался поэт Габдулла Тукай (помните площадь его имени в конце улицы Баумана?), и позднее здесь же была открыта мемориальная комната его имени, а сам дом сегодня принадлежит Министерству здравоохранения Республики Татарстан.
И даже это сооружение - не чистый новодел, как может подуматься, а отреставрированные въездные ворота в складской комплекс первой половины 19 века:
* * * * * * * * * *
Если где в Казани и сохранился в "товарном количестве" старинный колорит, пусть даже и слегка искусственно акцентированный, то в Старо-Татарской слободе, протянувшейся вдоль западного берега озера Нижний Кабан. Она образовалась практически сразу после взятия Казани войсками Ивана Грозного, когда уцелевшие после штурма - а число погибших было таково, что их тела лежали по всем улицам и домам, и "не было где ступати не на мертвых" - казанские татары были переселены за пределы города в низменную болотистую местность за протоком Булак и озером Кабан (в какой-то степени им ещё даже повезло, поскольку всем прочим - не проживавшим в Казани - татарам и вовсе было запрещено селиться ближе 30 вёрст от города). Бурное развитие Старо-Татарской слободы началось после посещения Казани императрицей Екатериной II в 1767 году, когда она самолично отменила прежние ограничения на строительство каменных мечетей, и последующим её указом "О терпимости всех вероисповеданий". Так в 19 веке сложился слободской ансамбль, состоявший из трёх основных частей: в северной находились торговые и гостиничные дома, купеческие лавки и не сохранившийся до наших дней Сенной базар, в центральной располагались общественные здания и дома татарских купцов и фабрикантов, а в южной части - промышленные предприятия, среди которых выделялись мыловаренные заводы купцов Юнусовых и Апанаевых. И, естественно, в каждой части были "свои" мечети.
В советский и последующий за ним периоды многие старые дома, прежде всего, деревянные, были снесены и застроены жилыми многоэтажками, что, конечно, в значительной мере разрушило исторический антураж Старо-Татарской слободы. Однако кое-что всё же сохранилось, а при подготовке к празднованию 1000-летия Казани в слободе была проведена комплексная реставрация, в результате чего она превратилась в одну из главных достопримечательностей города и, как я уже сказал, один из немногих действительно колоритных казанских районов. Что же касается получившейся при этом излишне показательной этнографичности, то ... "не стреляйте в пианиста", ну нет, как я тоже много раз писал, у нас (и, справедливости ради - не только у нас) культуры истинно исторической реставрации... "Освоить" много мрамора и краски - это пожалуйста, а вот придать такой вид, чтоб вышло "как было" - к этому нужно ещё долго-долго идти...
..........
Прогулку по Старо-Татарской слободе мы начинаем от Мечети Нурулла, что означает "свет Аллаха", или Седьмой соборной, возведённой в середине 19 столетия в центре Сенного базара (тогда она называлась Сенной) и сохранившейся в своём историческом облике (разве что уже в наше время был восстановлен разобранный большевиками минарет):
Интерьеры мечети очень красивые, уютные и "тёплые":
Главная улица сегодняшней Старо-Татарской слободы - ставшая недавно пешеходной улица Каюма Насыри, бывшая Захарьевская. Здесь, равно как и на идущей вдоль "Кабаньей" набережной улице Шигабутдина Марджани, находится большая часть местных достопримечательностей.
В большом внутреннем дворе между старинными усадьбами и особняками расположено нечто вроде "этнографической площадки" с музеями, скульптурами и просто зонами отдыха:
Одним из здешних музеев является размещённый в доме купца Кушаева Музей чайной культуры под названием "Чайный путь":
Другой музей - Татарского быта - находится в доме 19 века, принадлежавшем торговцу сахаром купцу Б. Ф. Муллину:
В этом двухэтажном усадебном флигеле в середине 19 столетия жил известный в то время далеко за пределами Казани мусульманский учёный и богослов, писатель и историк Шигабутдин Марджани:
Именно в его честь получила название Соборная Мечеть аль-Марджани, возведённая в 1766-1770 годах по личному разрешению Екатерины II, ставшая первой каменной мечетью в Казани после её взятия Иваном Грозным (до тех пор позволялось строить только деревянные и без минаретов) и с тех пор называемая Первой соборной. История сохранила такой любопытный факт: когда городские власти, обеспокоенные высотой строящегося здания написали Екатерине, что "мусульмане строят очень высоко", то царица, бывшая убеждённой сторонницей официальной веротерпимости (я за одно это готов простить ей все прегрешения!), ответила: "я определила им место на земле, а в небо они вольно подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения" (Браво! Снимаю шляпу!).
Изначально мечеть называлась Юнусовской, поскольку большие средства на её содержание пожертвовал купец Ибрагим Губайдуллович Юнусов (в частности, он построил новую ограду с закруглёнными башенками), но впоследствии была переименована в честь Шигабутдина Марджани, бывшего её имамом почти 40 лет: с 1850 до 1889 года.
Между прочим, даже в советское время Мечеть аль-Марджани не закрывалась и была единственной действующей в Казани. Она остаётся главным центром Казанского мухтасибата (Духовного управления мусульман) и сегодня.
Внутри мечети:
..........
Возвращаясь к "уличному" антуражу Старо-Татарской слободы, я не вижу необходимости и смысла стараться "идентифицировать" каждое здание: будем рассматривать её как единую красочную и колоритную картинку, коей она, по сути, и является:
Но мимо мечетей, конечно, я просто так пройти не могу. Второй каменной мечетью в Казани, уступившей "первенство" всего на какой-то год, стала Апанаевская мечеть, называемая также Второй соборной. Она была возведена в 1771 году на средства богатого купца Якуба Султангалиева, однако своё название получила в честь семьи купцов Апанаевых, которые содержали её в дальнейшем (такая вот в какой-то степени историческая несправедливость!).
Декор окон:
А этот двухэтажный с кирпичным нижним этажом дом (снять фасад полностью помешала заслонявшая его пышная растительность), построенный в 1880-х годах, принадлежал муэдзину Апанаевской мечети Мустафе Исанбаеву, а после его смерти перешёл по наследству к его сыну Ибрагиму, тоже ставшему муэдзином этой же мечети.
Каменный дом купца З. Б. Усманова в стиле классицизма был построен в 1853 году, причём на его дворовом участке работал небольшой мыловаренный завод.
Я от Татарской слободы ожидала большего... Впрочем, и то, что есть - можно посмотреть...
От Волгограда до Казани: целых 5 гештальтов | Курилка | 2023-02-09 |
НАВИГАТОР по рассказам о России | Рассказы: Россия | 2024-11-19 |
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Хан или пропал: Казань, Болгар, Касимов