<<< --------------- Казань --------------- >>>
Улу-Мухаммед лишь сделал Казань своей столицей, но никоим образом не основал её: по мнению историков, это произошло, как минимум, на несколько столетий раньше. Но тут возникает справедливый вопрос: почему тогда Иске-Казань называют Старой Казанью и что в таком случае является Казанью новой? Эта ситуация начинает выглядеть понятной и логичной, если принять во внимание мнение казанского ученого Рашита Галлямова: он полагает (и обосновывает это, чем я не буду перегружать рассказ), что со временем произошла фонетическая трансформация, и нынешнее "Иске" - совсем не тюркское "Иски", то есть "старая", а искажённая производная от "Эчке" ("Ички", "Ычки"), что буквально означает "внутренняя". И тогда всё сразу становится на свои места, и "в первоисточнике" мы получаем Эчке-Казань - "Внутреннюю Казань", то есть город во внутренних пределах государства, что и соответствует реальности, если посмотреть на карту.
Таким образом, нет и не было никаких "старой" и "новой" Казани, и уж, тем паче, Иске-Казань никак нельзя считать более древней, чем Казань "обычная", являющаяся столицей нынешнего Татарстана. Которая, согласно официальной версии, была основана более 1000 лет назад, примерно в 1004-1005 годах - правда, базируется это предположение лишь на некоторых найденных на территории Казанского кремля артефактах.
..........
По-хорошему, нынешняя Казань в туристическом плане - город на 2-3 дня. Но наше путешествие получилось слишком длинным по расстояниям (переезды занимали много времени) и слишком долгим (для привычного нам регламента) по времени, поэтому такой роскоши позволить себе мы не могли. Так что "наша" Казань свелась к одному полному дню и двум небольшим "кусочкам" вечером в день приезда и утром в день отъезда. Соответственно, при составлении маршрутов и выборе мест посещений пришлось чем-то пожертвовать, но эти жертвы оказались не болезненными: Казань не оставила впечатления города, который хочется "испить до дна", заметно уступив другим уже увиденным раньше поволжским городам: Астрахани, Самаре и Саратову (что касается Нижнего Новгорода, то я в целом ставлю его примерно на один уровень с Казанью, но всё же чуточку повыше).
Почему так, я, наверное, скажу дальше ("наверное" - потому что пока не знаю, как именно будет развиваться рассказ), хотя мусолить эту тему точно не стану: я редко ставлю своё отношение к городу в центр рассказа и стараюсь просто описать всё, как есть (точнее, как я увидел). Но если совсем в двух словах - при первом президенте Татарстана Казань в значительной степени облагородили и реконструировали, но при этом, к сожалению, "с водой выплеснули и ребёнка": массовое и излишне монументально-помпезное строительство из стекла и мрамора в центре города (и не только) почти убило колорит и атмосферу старых времён, а многие сохранившиеся исторические сооружения смотрятся "белыми воронами" на фоне современных кварталов. В общем, такого антуража, который привлёк меня в уже упомянутых Астрахани, Самаре и Саратове, я здесь не увидел - за исключением совсем уж отдельных мест и уголков (кстати, это во многом справедливо и для Нижнего Новгорода, но в меньших масштабах).
Попутно (в прямом и переносном смыслах) посмотрим паровоз серии Л-1591, разработанный в конце Второй мировой войны и выпускавшийся в период с 1945 по 1955 годы, установленный на въезде в посёлок Юдино недалеко от Казани. Это не муляж, а реальный действующий паровоз, который работал в здешнем локомотивном депо в 1950-х годах:
* * * * * * * * * *
Пока мы приехали в Казань (по пути ещё заехав в Храм всех религий, но о нём я скажу позже), пока разместились в гостинице, пока поужинали - уже и стемнело. Мы, конечно, пошли на вечернюю прогулку, держа общий курс в направлении Кремля, но ночной город я, как обычно, покажу уже ближе к концу, после дневного. Так что "переночуем", сразу перенесёмся в следующий день и отправимся в "городское путешествие".
Наша гостиница (не секрет - "Ямской Посад") находилась чуть южнее и западнее туристического центра (хотя в Казани такое понятие за пределами Кремля очень условно), поэтому большинство пеших маршрутов начиналось с перехода через канал Булак, бывший ранее речкой (устаревшее ныне слово "болак" на татарском языке как раз и означало "небольшая речка"), по одному из мостов (всего их 5).
Немножко уличных сюжетов по пути (вы уж простите, я не буду уточнять каждый исторический дом):