...
Рядом находится усадьба земского деятеля М. Н. Скорнякова конца 18 века с двухэтажным главным домом:
... и построенном уже в 19 столетии восточным флигелем с интересным декором:
По обе стороны главного дома внутрь усадьбы вели двое одинаковых ворот, вот одни из них:
Слева от них виден западный флигель с деревянной (возможно, уже более поздней или даже советских времён) пристройкой.
К югу от площади начинается спуск (он так и называется: улица Рязанский Спуск) к Оке:
В его начале стоит жилой дом середины 1820-х годов с длинным металлическим балконом:
Изначально он принадлежал купцу Лукьяну Прохоровичу Якунчикову, который в 1806 году основал в Ковровском уезде хрустальную фабрику. В середине 19 века дом перешёл к семье Слётовых, а его последними дореволюционными владельцами стали купцы Азовцевы, которые устроили в нём заведение по продаже минеральных и фруктовых вод.
Южнее Торговых рядов находится двухэтажный дом, принадлежавший купцу Акиму Тимофеевичу Золотову, который прошёл путь от простого крестьянского сына, начавшего свою "предпринимательскую карьеру" рыночным коробейником, до владельца пивоваренного и винокуренного заводов и главы Касимовской городской думы. Но сегодня дом больше интересен не личностью его владельца (безусловно, заслуживающей внимания!), а тем, что в нём расположен Музей народного быта под названием "Касимовская невеста". И, опять же, даже не самим музеем, а связанной с ним историей (уже никакой не легендой).
Когда молодой царь (было ему тогда 18 лет) Алексей Михайлович задумал жениться, был устроен смотр невест (этот обычай появился при византийском императорском дворе в 8 веке, а в 16 столетии перенят - вроде как "с подачи" византийской принцессы Софьи Палеолог, вышедшей замуж за Московского князя Ивана III - на Руси). В нём приняли участие 200 девушек, из которых на "финальный показ" перед царём предстали 6, и среди них была 16-летняя дочь касимовского воеводы Рафа Всеволожского Евфимия. Она-то и приглянулась царю, что при дворе понравилось далеко не всем (злые языки кивают на боярина Бориса Морозова, под надзором которого царевич Алексей находился с 5 лет), и механизм придворных интриг закрутился по полной: когда невесту обряжали в царскую одежду, ей слишком сильно стянули волосы на голове, а платье так заузили, что трудно было дышать. В итоге, когда навстречу Евфимии вышел царь, она качнулась и упала в обморок. Морозов демонстративно кинулся на воеводу с кулаками и прилюдно обвинил его, что тот скрыл у дочери падучую болезнь. Царь "повёлся", всю семью Всеволожских сослали в Тюмень, а вскоре Алексей Михайлович женился на Марии Милославской. Впрочем, царь быстро "остыл" и объявил прощение Всеволожским: Раф Родионович был переведен в Верхотурье и назначен местным воеводой, через 3 года получил повышение до тюменского воеводы, но ещё спустя год умер. После чего царь приказал вернуть вдову Всеволожского с детьми (сыном Андреем и дочерью Евфимией) в Касимовский уезд, но при этом "пребывать в дальней деревне, а из деревни их к Москве и никуда не отпущать без государева указа".
В дальнейшем эта история стала главной темой романа русского писателя второй половины 19 века В. С. Соловьева "Касимовская невеста", картины с таким же названием касимовского художника А. В. Лейбена (она хранится в здешнем Историко-культурном музее-заповеднике), а также картины Г. С. Седова "Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем".
Рядом с "Касимовской невестой" (точнее - особняком Золотова) стоит ещё одна церковь Соборной площади - Благовещенская. Она была возведена в 1740 году, в конце того же столетия к ней пристроили второй придел и две каменные кельи для проживания престарелых и калек, а в 1868 году сооружена шатровая колокольня.
Основная глава церкви украшена ажурным кованым крестом работы касимовских кузнецов:
С ним, кстати, связана ещё одна городская легенда: якобы в некие времена полюбили друг друга юноша и девушка и решили обвенчаться, однако родительского благословения не получили, причём по вполне уважительной причине: они приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Однако молодые не послушались и решили обвенчаться тайно. Они пришли в Благовещенскую церковь, но когда стали обмениваться кольцами, небо заволокло тучами, раздался гром, появились ангелы, выхватили кольца из рук влюблённых и улетели. В память об этой истории на церковном кресте его создатели поместили ангелов (они "устроились" по оба конца горизонтальной поперечины).
Отредактировано savl (2022-11-18 11:43:30)