Хоть тут без лесов.
Да, при всём обилии реставрационных работ самые интересные (по крайней мере, для меня) места были "чистыми".
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Прочая Европа » Не "своя" страна: Будапешт и Сентендре
Хоть тут без лесов.
Да, при всём обилии реставрационных работ самые интересные (по крайней мере, для меня) места были "чистыми".
А уж как он хорош внутри -пиршество нео-готики.
...
Напротив в небольшом скверике треугольной формы стоит статуя Римского папы Иннокентия XI, жившего в 17 веке:
Исторический жилой район к северу от собора состоит из нескольких вытянутых параллельно Дунаю кварталов, разделённых четырьмя слегка изогнутыми улицами. В нынешнем виде - с поправкой на послевоенное восстановление - он в основном сложился уже после "реконкисты" (то есть когда Будапешт был отвоёван у турок) - в 18-19 столетиях, хотя некоторые дома сохранили и более ранние, вплоть до средневековых, детали. Конечно, по "колориту древности" их нельзя сравнивать со старыми городами условных Жироны или Сиены, но всё равно - это, на мой взгляд, самая атмосферная и приятная для прогулок часть венгерской столицы!
На стенах и в нишах домов можно увидеть самые разные скульптуры и барельефы: и Деву Марию с Младенцем, и средневекового европейского короля, и турка, и "девочку на шаре", и "мальчика с барашком", и многое другое:
А на этом рельефе вверху можно даже разглядеть фрагмент Будайской крепости эпохи Средних Веков:
Над створками ворот дома на улице Фортуны, возведённом в первой половине 18 века и перестроенном около 1820 года, видна вырезанная из дерева лежащая фигура Купидона:
Одно из самых древних среди сохранившихся в Будапеште зданий было построено около 1260 года. Долгое время оно служило в качестве гостевого дома с трактиром (причём единственного на территории Будайской крепости) под названием "Красный ёж", потом в нём разместился первый венгерский детский театр, потом опять гостиница... Сам дом, сохранивший историческое имя, сегодня не отличается ни красотой, ни колоритом, но мимо барельефа с "заглавным" красным ёжиком я пройти не мог:)
Ну а это уже насквозь современная "инсталляция":
Сейчас отелей здесь, конечно, намного больше:
Фасад жёлтого дома в стиле барокко на улице Михая Танчича украшен барочной фреской, изображающей Христа и Богородицу в окружении Святых (а какие ажурные решётки на окнах первого этажа!):
На многих домах, как я уже сказал, бережно сохранили и даже подчеркнули средневековый декор:
А этот дом в своей основе и сам является выходцем из Средних Веков: считают, что его уличная часть была построена в конце 14 столетия. Здание пережило турецкое владычество и осаду Буды и было частично реконструировано в 1771 году.
В большом количестве сохранилось много ворот (или следов от них), форма которых повторяется от дома к дому так часто, что её можно считать "фирменным стилем" Буды:
В 1984 году во Дворец графа Д. Эрдёди середины 18 века, перестроенный новыми владельцами в 1910-х годах, переехали Институт музыковедения Венгерской академии наук и Музей истории музыки:
Можно свободно зайти во внутренний двор бывшего дворца:
А это "обратный вид": из двора на улицу Михая Танчича:
Основные улицы старого города соединяются между собой редкими и короткими переулками...
... и каменными "проходными дворами", проложенными сквозь дома:
Симпатичный фонтанчик с ещё более симпатичной девушкой:
И приглашение на "кофепитие":
* * * * * * * * * *
Разошедшиеся друг от друга на время улицы исторических "соборных" кварталов вновь сходятся на Площади Венских ворот у огромного и очень красивого здания Венгерского национального архива, специально возведённого для этой цели в 1923 году (причём по разным причинам строительство продолжалось аж 10 лет!) в неосредневековом стиле. Правда, в первоначальном виде оно ещё имело башню, которая была так сильно повреждена во время обстрелов зимой 1945 года, что восстановлению не подлежала. Поэтому во избежание трагических инцидентов башню окончательно снесли и больше не восстанавливали (только совсем недавно, в 2020 году, всё же было принято решение о её реконструкции).
Но и без башни здание выглядит и живописно, и колоритно: честно говоря, я очень удивился, когда узнал, что это не просто "нео", а, можно сказать, "супернео", потому что по внешнему облику - по крайней мере, на взгляд дилетанта вроде меня - его запросто можно отнести к ровесникам собора (то есть, простите, церкви Матьяша)... Хотя, думаю, это так и было задумано:)
В 1980-х годах крышу с цветным рисунком воссоздали в аутентичном виде с использованием старых технологий изготовления черепицы.
Живописно выглядит и небольшая Площадь Венских ворот треугольной формы, на которой выделяется красивый особняк с угловой башенкой-балконом (когда-то этим домом владела известная в Венгрии семья Эстерхази) и Будайская лютеранская церковь середины 19 века:
Венские ворота, от которых, как это очевидно из их названия, начиналась дорога к Вене, достаточно древние. Но в 19 веке они были перестроены, а потом и вовсе снесены. Те, что мы видим сегодня, возвели уже в 1936 году к 250-летию освобождения Буды.
А на крепостной стене рядом с воротами установили памятный скульптурный барельеф, изображающий, как я понимаю, победоносную осаду и последующее взятие Буды в 1686 году:
Чуть в стороне находится ещё одна старинная достопримечательность Будайской крепости - готическая (теперь уже без всякого "нео") Башня Марии Магдалины, бывшая когда-то частью одноимённой средневековой церкви, сооружённой между 13 и 15 столетиями.
Во время османского правления церковь стала мечетью, после "реконкисты" принадлежала францисканцам, долгое время использовалась для хранения архивных материалов, а в 1792 году в ней был коронован на венгерский престол последний император Священной Римской империи и первый император Австрии Франциск (в русскоязычных материалах - Франц) II.
В 1944 году в церковь попало несколько бомб: на башне появились трещины, пол частично провалился, крыша почти полностью обрушилась. Однако не это стало причиной гибели храма (уже существовали инженерные планы его реконструкции), а политика нового коммунистического режима, точнее - личное решение тогдашнего генсека Матьяша Ракоши (по иронии судьбы - тёзки легендарного венгерского короля) о сносе церкви.
После смены государственного строя в конце 1980-х годов вопрос о восстановлении храма поднимался неоднократно, но его практической реализации каждый раз что-то мешало. Например, как пишет венгерская "Википедия", возникали сомнения, нужна ли столь большая церковь в центре Буды, где есть много других храмов. Её размеры, кстати, действительно были огромными - о них можно судить по реконструированному алтарному окну, выставленному недалеко от башни:
Рядом с ним находится ещё один любопытный экспонат - бронзовый фрагмент мантии, в которой короновались венгерские короли (кроме неё "переходящими" атрибутами этого ритуала были святая корона, меч, скипетр и держава). Она датируется 1031 годом и является одним из древнейших среди дошедших до наших дней исторических текстильных изделий. Согласно старым хроникам, её расшивала Гизела Баварская, супруга короля Венгрии Иштвана I. Оригинал мантии хранится сегодня в Венгерском национальном музее.
Думаю, к вопросу восстановления церкви Марии Магдалины венгры ещё вернутся и, скорее всего, решат его, а пока вокруг остатков фундамента древнего храма и его уцелевшей башни устроен атмосферный скверик:
..........
За Венскими воротами (мы покидаем Будайскую крепость) разбит Парк Европы, "фишка" которого заключается в том, что в день его открытия - 4 сентября 1972 года, приуроченного к 100-столетию образования Будапешта как единого города - руководители и представители европейских столиц собственноручно высадили деревья, типичные или символические для их страны, но при этом стойкие к климату Венгрии. А рядом с ними установили таблички с названиями городов. Вот, к примеру, московское:
В этом же парке возле крепостной стены установлена вот такая скульптурная композиция, объяснить которую я, право, не возьмусь...
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Прочая Европа » Не "своя" страна: Будапешт и Сентендре