Очень жаль, что вход в клуатр закрыт, и он доступен только "на взгляд"... Как говорится, "видит око..."
Чуть дальше находится памятник Анонимусу - летописцу и нотариусу венгерского короля Белы, жившего в конце 12 - начале 13 столетий. Для нас (равно как и для учёных) он действительно является настоящим анонимом - о нём не сохранилось никаких сведений: ни имени, ни точных дат рождения и смерти, ни чего-либо, характеризующего его личность.
Впереди уже возвышается одна из башен главных ворот (что возле "Львиного" моста), а значит, сделав полный круг, мы заканчиваем прогулку по прекрасному Замку Вайдахуньяд. Пусть это "нео", пусть это"псевдо", пусть это "по мотивам", но он великолепен - побольше было бы таких подражаний, всяких и разных!
* * * * * * * * * *
И в завершение рассказа о Пеште я покажу немного нестандартный, но очень интересный уголок, который для себя я назвал Будапештским Амалиенау (по мотивам Калининграда). Я узнал о нём чуть ли ни перед самым путешествием, но увидев его, так загорелся, что "растолкал локтями" все прочие планы и вписал в маршрут его посещение.
В последней четверти 19 века Будапешт активно и быстро развивался, в том числе - экономически и промышленно. Соответственно, как обычно это бывает, народ из более бедных регионов (а таковыми была почти вся остальная Венгрия) устремился в столицу в поисках работы, в результате чего население Будапешта за короткий срок увеличилось в два с половиной раза, и в городе возник сильный дефицит жилья.
В качестве одного из решений этой проблемы архитектор Роберт Фляйшль предложил создание на окраинах "мини-агломераций" в стиле "садовых посёлков", состоящих из "малоформатных" построек: семейных (двухквартирные дома или таунхаусы), многоквартирных домов малой этажности и "домов-студий" для одиноких людей.
Один из таковых, ставший потом наиболее известным, появился в начале 20 столетия в районе Векерлетеп "околостоличного" городка Киспешт, который уже после войны, в 1950 году, был присоединён к Будапешту. Устроен он был очень интересно: в его центре располагалась прямоугольная площадь-сквер, от которой во все стороны расходились 8 радиальных улиц-"лучей". Сегодня она носит имя венгерского архитектора Кароли Коса (Kos Karoly ter), выигравшего тендер на создание её проекта.
Главная "фишка" Кос Кароли тер заключается в том, что её окружают дома в исторических (в основном - старинных) стилях, свойственных венгерской архитектуре разных времён. Причём они стоят "сплошняком", вплотную примыкая друг к другу, размыкаясь только дважды: на северной и южной сторонах, чтобы пропустить ведущие на площадь улицы. А с двух других сторон - западной и восточной – в этот "периметр" встроены двое очень красивых и колоритных ворот (впрочем, это можно сказать почти о всех постройках, окружающих площадь Кос Кароли, и сейчас я это покажу).
И вот что любопытно: хотя Кароли Кос и разработал общий проект площади, ему, равно как и другим привлечённым архитекторам, не разрешили построить больше двух зданий! По какой причине - только ли ради разнообразия или там "таилось" что-то ещё - я сказать затрудняюсь.
Из центральной части Пешта доехать до Кос Кароли тер довольно просто: достаточно сесть на 99-й автобус на площади имени венгерской актрисы и певицы Луизы Блахи (Blaha Lujza ter), и минут через 40 вы окажетесь прямо у центрального сквера. Только имейте в виду, что билетных автоматов на остановке нет, и о "талончиках" надо побеспокоиться заранее.
А теперь давайте сделаем вид, что мы уже доехали, и посмотрим этот замечательный квартал поподробнее. И начнём, конечно, с самой колоритной её части - "городской стены", то есть квадрата домов, обрамляющих площадь Кос Кароли. Да, снимков будет много, но, я думаю, оно того стоит