Не "своя" страна: Будапешт и Сентендре
30 августа - 2 сентября 2021
.
Немного "словоблудия" под видом предисловия
Для меня (и точно знаю, что я в этом не одинок) многие города, страны и регионы делятся на "мои" и "не мои". И речь, естественно, идёт не о политическом или, упаси боже, национальном аспекте - таких различий в моей "картине мира" просто не существует, а о том, что я называю душевным резонансом: находясь там, чувствуешь себя по-настоящему как дома. Вроде и языка не знаешь, и по сторонам всё новое, незнакомое, а на сердце тепло, комфортно и даже уютно. В общем, это как любовь с первого взгляда (а не верит в неё только тот, кто никогда с ней не сталкивался) - хоп, доля секунды, "разряд" - и кажется, что роднее человека нет, и сразу понимаешь, что хочешь с ним провести всю жизнь, ни на секунду не расставаясь.
Или наоборот: идёшь по городу, вокруг красиво, а душа молчит, бабочки внутри не летают - в общем, умом всё осознаёшь, а эмоций никаких. Да, собственно, и "идти" не обязательно, просто посмотришь десяток фото - и чувствуешь: не то, нет искры, не случилось резонанса... Вот одним из таких мест для меня является регион, который условно можно назвать "австро-венгерским": слишком пышно, слишком вычурно, слишком барочно (и ренессансно) - в общем, слишком много того, что мне не нравится (или что оставляет равнодушным, что, по сути, то же самое).
В "хорошие годы", когда можно было лететь, куда хочешь, а не куда пускают, я собирался в Будапешт неоднократно. Но всякий раз, когда начинал детально и предметно присматриваться к нему, "входить в тему", быстро понимал, что он - классический пример "не моего" города: ну не "зовёт" - и всё. И снова переключался на родные и близкие по духу Испанию, Грецию, Турцию и подобные им "страны души".
Но ... настали смутные времена (правда, сейчас понимаешь, что это "была белая полоса", но тогда мы этого не видели и не ценили), которые в плане туризма лучше всего характеризуются двумя крылатыми фразами: "не до жиру..." и "я лечу туда, где принимают". И когда Венгрия первой из европейских стран открылась для россиян в "лайт-режиме" (а для "больных" "Спутником" и вовсе без всяких ограничений), думать, кроить и уж, тем более, привередничать душе, измождённой интересным, но однообразным российским туризмом (строки барда, с которым мы сейчас разошлись во мнениях, "как хочется стреляться / Среди березок средней полосы" я даже вынес эпиграфом одного из своих "тогдашних" рассказов) уже не приходилось. То есть предмет раздумий имелся, но чисто технический: лететь дёшево в сомнительном по погоде ноябре или втридорога, но сейчас, в конце лета. В итоге "синица в руках" перевесила, хотя не могу сказать, что в итоге с погодой мне очень повезло ... а впрочем, в любом случае в ноябре, скорее всего, было бы хуже, да и световой день намного меньше, что в коротких поездках очень важно.
Что я могу сказать об этом небольшом путешествии? С одной стороны, Будапешт - всё ж какая-никакая, а Европа, и после всех православных храмов и прочих "берёзок" он, конечно, оказался настоящей отдушиной, тем самым "прорывом на свободу", о котором я, как и многие, мечтал полтора года. С другой - при всём при том сердце не обманешь, и душа, хоть и наслаждалась, но не "пела и плясала", а потому поездка, завершившись, очень быстро "замылилась", а после по-настоящему искромётной Греции, которую я описал в рассказе "Куда приводят мечты...", и вовсе отошла куда-то на задние планы. По этой причине и писать о ней я не спешил - не "выпирали" из меня эмоции, которые хотелось бы как можно скорее пережить снова и поделиться ими с другими. Так было упущено драгоценное время (тот самый "золотой месяц", поминаемый сейчас по другому поводу), когда впечатления ещё оставались свежими, и на них вполне можно было построить рассказ даже при не слишком захватывающем (меня) материале. Потом по понятной причине и вовсе стало не до рассказов, хотя некоторые из них я ещё старался "вымучить". Но сейчас оттягивать уже некуда: я всё же хочу, пока ещё помню хоть что-то, сохранить для себя самого "дух" этого путешествия, чтобы когда-нибудь потом, в те годы, до которых мне совсем не хочется дожить, можно было "вспомнить всё", но без сожаления и ностальгии, а готовясь к новой "перезагрузке", в которую я искренне верю, и радуясь, что эта инкарнация, сведшаяся к одной сплошной "эпохе перемен" и болезненным потерям, наконец, близится к завершению (правда, не знаю, какой будет новая, но очень надеюсь, что произойдёт это, как минимум, в другой географии - эх, даже здесь приходится говорить "эзоповым языком", вот уж не думал, что доживу до такого...).
Так что, скажу честно, особо вдохновенным этот рассказ не получится, поэтому и иллюзий по его будущей "читаемости" я не питаю. Положение усугубляется ещё и тем, что - да простят меня венгры-мадьяры! - история этих мест, хоть и включает в себя множество важнейших и поворотных для судеб всей Европы событий, меня мало интересует и ещё меньше задевает, так что особо "копать" я не стану, и историческая канва будет сведена к минимуму (что, впрочем, для кого-то окажется несомненным "плюсом"). К тому же качеством получившихся фотографий я не слишком доволен, поскольку погода преобладала хоть и без дождя, но где-то между "облачно с прояснениями" и "переменной облачностью", причём в обеих фразах ключевым словом стала именно эта самая "облачность", поэтому "картинок" залитого солнцем Дуная "под небом голубым" не получилось. Но я постараюсь сделать так, чтоб главному читателю рассказа - а таковым, как я уже сказал, я вижу самого себя в будущем - было бы, как минимум, не стыдно за него. Ну а если завсегдатаям или случайным посетителям этого сайта что-то покажется интересным - я буду искренне рад:) А может - случаются же чудеса!, я потихоньку "разойдусь", втянусь, "поглощусь", и всё окажется не так уж и страшно, как сейчас представляется...
Особенностью Будапешта 2021 года стала массовая реставрация его исторических сооружений. У меня сложилось такое впечатление, что она назревала давно, но власти города не могли позволить себе масштабные работы, боясь отпугнуть туристов, а когда по причине ковидных ограничений туризм просел, решили: сейчас или никогда. И "от души" этой ситуацией воспользовались. К счастью, основные достопримечательности - а к таковым я отношу церковь Матьяша с прилегающей к ней застройкой, Королевский дворец и, конечно же, всемирно узнаваемое здание Венгерского парламента - были "открыты" (имею в виду внешне), но всё же многие красивые сооружения, в том числе и входящие в признанные городские "топы", оказались завешенными строительными лесами и "покрывалами". Впрочем, общую картину это не смазало, поскольку живописных домов в Будапеште очень много, и временная потеря десятка из них впечатлений не убавила. А вот закрытие главного и самого знаменитого будапештского моста – Цепного - сильно, причём, понятно, в худшую сторону, повлияло на общую маршрутную логистику, потому что именно он был кратчайшим путём от мест моего обитания (отель находился совсем недалеко от него) до Будайской крепости, а потому приходилось либо делать крюки до намного более отдалённых мостов Эржебет и Свободы, либо использовать в качестве "переправы" метро, для чего "красная" линия подходила просто идеально.
Отмечу (а то потом "заиграюсь" и забуду) ещё один чисто практический момент: в огромном и очень туристическом Будапеште оказалось большой проблемой поменять деньги: банки имели очень ограниченное время работы (к примеру, когда я не так уж и поздно приехал в центр из аэропорта, все они уже были закрыты), а уличных обменников, как выяснилось, почти нет: то есть соответствующие вывески встречаются, хотя всё равно далеко не "на каждом углу", но подавляющее большинство из них - чуть ли ни 9 из 10 - не работали, причём по всем признакам уже давно (я подозреваю, что они просто не выдержали ковидного локдауна). Так что "живые" обменники ценились чуть ли не на вес золота, а самым выгодным и удобным я бы назвал тот, что находится напротив главного фасада Большой синагоги, примерно здесь (а может, это он и есть): https://www.google.com/maps/@47.4955676 … 8192?hl=ru .
Кстати, не менее сложно купить в Будапеште и билетики на транспорт. Нет, если вы хотите поехать в метро, то продажные автоматы там, скорее всего, найдёте (хотя всё равно не в каждом вестибюле). А вот если захотите сесть в автобус, то очень советую запастись билетами заранее, потому что что автоматы на остановке я видел только в одном месте - откуда отходит 100-й экспресс до аэропорта (вот они, кстати: https://www.google.com/maps/@47.4971985 … 8192?hl=ru ). Попытка же разжиться заветными "карточками" "по-итальянски" или "по-турецки", то есть в газетных и табачных лотках и палатках, дала абсолютно нулевые результаты.
Ну ладно, даже "словоблудие" должно иметь свои пределы, а потому мне явно пора переходить "к теме", то есть к самому Будапешту и его достопримечательностям
..........
Всем известно (а про посетителей форума путешественников я уж и не говорю), что Будапешт, при всей своей историчности, город - именно как единый город - относительно молодой, поскольку он был основан только в 1873 году путём административного объединения старинных городов Буда и Пешт, расположенных на противоположных берегах реки Дунай (а на самом деле - трёх, так как в этой интеграции поучаствовала и Старая Буда, или Обуда - самый древний город из этой "большой тройки", обжитый ещё римлянами). Кстати, в этом он похож на Кёнигсберг, тоже образованный путём слияния трёх соседских поселений, но произошло это на полтора столетия раньше, так что по сравнению с ним Будапешт выглядит совсем "мальчишкой" (или, в крайнем случае, юнцом).
Несмотря на то, что бОльшая часть моего пребывания в Венгрии прошла в Пеште (я и жил здесь, и времени, соответственно, проводил больше), свой рассказ я начну с его западной соседки Буды - просто в силу её "старшинства" в становлении современного Будапешта (Обуда сравнительно быстро - в рамках обозримой сегодня истории - оказалась "в тени" Буды, хотя формально оставалась самостоятельным городом). Вот туда мы сейчас и направимся.
Отредактировано savl (2022-09-01 20:27:59)