Естественно, что благодарные земляки увековечили и память его устроителю - Александру Николаевичу Заусайлову:
Храм освящён во имя Михаила Тверского (небесного покровителя посетившего в 1909 году Елец Великого князя Михаила Александровича - брата императора Николая Второго) и Александра Невского как тезоименитого императору Александру II.
К сожалению, посетить Великокняжескую церковь не удалось: дверь была заперта, хотя время, судя по висевшей на ней же табличке, было самое что ни на есть "рабочее"... Вот и поди их, церковников, разбери...
Не знаю, связаны ли эти два факта между собой, но на территорию храма тоже попасть не получилось, поэтому и смотреть, и фотографировать пришлось из-за ограды, "воровски" просовывая руки через неё, чтобы снимки получились без прутьев красивой самой по себе, но совершенно не нужной на фотографиях решётки. Так что "манёвра" оказалось немного, а учитывая неудобное положение солнца, снять удалось не столько то, что хотелось, сколько то, что ... удалось.
По этой же причине в кадр не попал уникальный крест, венчающий Великокняжескую церковь, изготовленный из позолоченного металла и искусственного горного хрусталя. Причём внутри креста поместили электрические лампы для ночной подсветки, а на купол провели ... водопровод, чтобы мыть крест от неизбежных налётов пыли и копоти (речь, напомню, идёт о начале 20 столетия!).
Не менее (а может, даже и более) красиво и оригинально смотрится рядом с храмом Дом призрения с множественным майоликовым декором, "информационным" фронтоном и совершенно "европейской" Лестничной башней, когда-то соединявшей Дом призрения с Великокняжеской церковью.
Нет, что хотите делайте, а неправильно это, когда такую красоту держат "за семью замками"...
С именем Александра Николаевича Заусайлова связана история и хорошо известной в своё время Елецкой табачной фабрики, "фамильным предприятием", основанным в середине 19 века его дедом, потом "бразды правления" принял отец, а после его смерти в 1887 году владельцем стал Александр Николаевич. Тогда фабричные строения были деревянными, и случившийся в 1894 году сильный пожар полностью их уничтожил. И тогда Заусайлов всего за полтора года построил новый, занимающий добрую половину городского квартала комплекс табачно-махорочной фабрики, оснащённой современными технологиями, осмотрев которую авторитетная комиссия постановила: "признать табачную фабрику вполне удовлетворяющей всем техническим санитарно-гигиеническим условиям и считать её образцовой в городе Ельце".
Фабрика быстро стала одним из крупнейших предприятий не только в Ельце, но и в Орловской губерни; в начале 20 века на ней работало около 1000 рабочих и 75 приказчиков, а для детей рабочих Заусайлов организовал бесплатный приют "Ясли", для которого нанял целый штат воспитателей.
После революции фабрику национализировали, модернизировали и переименовали в Елецкую махорочную фабрику имени Пятого Красного Октября. В начале войны оборудование было эвакуировано в Саратов, где на его базе создана Саратовская махорочная фабрика, выпускавшая продукцию для нужд армии.
К сожалению (впрочем, чему тут удивляться...) в годы перестройки Елецкую табачную фабрику объявили банкротом, закрыли и забросили. И сегодня этот великолепный памятник промышленной кирпичной архитектуры находится в запустении и потихоньку разрушается...