В Питере кубизма Пикассо собрали больше, чем в Москве. Я тоже проскочила это поскорей.
И вот снова Питер…Жара, июль.
Сообщений 311 страница 320 из 329
Поделиться3122023-03-02 16:34:59
В Питере кубизма Пикассо собрали больше, чем в Москве. Я тоже проскочила это поскорей.
Это вполне объяснимо.
Поделиться3132023-03-02 16:36:18
ЛЕСТНИЦА И АВАНЗАЛ.
Первое, что видели посетители –«ТАНЕЦ» и «МУЗЫКУ»-, камертон всей щукинской коллекции. Картины висели на лестнице, в темном и тесном помещении, лишенном прямого естественного света. Панно располагались вплотную , под углом 90 градусов друг к другу. Заказ этих панно – смелый шаг даже для Сергея Ивановича Щукина. Коллекционер долго сомневался: купеческая Москва крайне настороженно относилась к наготе в искусстве. Но главное, что его останавливало –радикально новый и столь непривычный художественный язык. Перед отправкой в Москву панно были показаны в Осеннем салоне 1910г. Щукин чуть ли не каждый день приходил на выставку и видел реакцию публики. Чего же ждать в Москве, если в Париже они вызвали столь громкий скандал? После долгих колебаний Щукин отказался от заказа и уехал в Москву, но уже в дороге передумал.
«Танец» стал не только визитной карточкой Матисса, но и центральным творением XX века; неудивительно, что оно создавалось для главного ценителя и патрона. Сын художника Пьер Матисс на вопрос, создал бы его отец такие полотна, как «Танец» и «Музыка» для кого-то другого, отвечал вопросом на вопрос: «Для кого же?»
Отредактировано Неслучайные гости (2023-03-02 19:45:05)
Поделиться3142023-03-02 17:00:27
Удивительно, как оформили выставку - полотна «Танец» и «Музыка» встречали всех посетителей на входе в особняк. На выставке же поступили по-другому, выставка заканчивается этими работами.
АНРИ МАТИСС
"КРАСНАЯ КОМНАТА"
В парижской мастерской, выходящей окнами на монастырский сад, Матисс создал одну из значительнейших работ - "Красную комнату" или "Гармония в красном". "Декоративное панно", как определил эту монументальную композицию сам художник, предназначалось для столовой московского особняка известного русского коллекционера С. И. Щукина. Матисс обратился к характерному для многих его работ мотиву: декорирование комнаты вазами, плодами, цветами. Роскошная ткань красно-малинового тона, несущая в себе энергичные изгибы синего узора, спускается со стены. Она завладевает плоскостью стола, образуя с ним единое целое, поглощает трехмерное пространство комнаты и властно утверждает декоративные возможности плоскости холста. Этот композиционный прием Матисс впервые использует так бескомпромиссно именно в "Красной комнате".
Коллекционер живописи и крупный промышленник Сергей Щукин предполагал разместить эту картину в Большой столовой своего московского особняка рядом с работами Поля Гогена, написанными им на Таити. Голубой прекрасно сочетался бы с таитянским желтым холстов этого мастера. В ходе работы Матисс решил, что произведение недостаточно декоративно – и полностью переписал его, заменив голубой на звучный красный. Могла возникнуть щекотливая ситуация: ведь тональность картины оговаривалась с заказчиком, а переработка не была согласована. Но при получении картины Щукин не только не выразил неудовольствия, увидев вместо синей картины красную, но и по достоинству оценил эту живописную симфонию. Он уважал художника, полностью доверял ему и никогда не вмешивался в творческий процесс
Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич отмечал, описывая картину:
Первое, что поражает в «Красной комнате», — её активно афишная яркость и простота. Однако плакатность картины обманчива, ибо плакат рассчитан хоть и на быстрое, но непродолжительное овладение вниманием <…> Напротив, панно Матисса, как всякая великая живопись, заставляет всматриваться и поддаваться воздействию его мощной ритмической структуры. Эта структура подчиняет себе любую деталь, будь то деревья в саду, графины на столе или служанка, ставящая на стол вазу с фруктами. Принцип арабеска позволял художнику вовлекать в общую игру всё, что попадало в его поле зрения, и картина <…> становилась самостоятельным организмом или самодостаточным миром.
Отредактировано Неслучайные гости (2023-03-02 19:46:47)
Поделиться3152023-03-02 21:47:29
Перед знакомством с коллекцией Сергея Ивановича Щукина логично познакомиться с личностью знаменитого коллекционера. Но у меня получилось то, что получилось, а о Щукине Сергее Ивановиче рассказываю в конце.
Сергей Щукин (1854-1936) – один из величайших коллекционеров XX века, родился в московской купеческой семье. Отец его занимался оптовой торговлей тканями, мать была дочерью крупнейшего в России чаеторговца.
Сергей начинал свой путь собирателя позже братьев (из шестерых пятеро стали коллекционерами). В возрасте 44 лет, будучи уже главой семейного дела и отцом четырех детей, он купил первую импрессионистическую картину. Младший брат Иван, живший в Париже – мировой столице искусства того времени и прекрасно ориентировавшийся в новейшей живописи, ввел его в художественный мир Парижа. Благодаря контактам брата, Сергей познакомился с лучшими торговцами картин – Полем Дюран - Рюэлем и Амбруазом Волларом.
Эволюция вкуса Щукина – планомерное движение, созвучное развитию французского искусства, от импрессионизма до Матисса и Пикассо. Первый этап ( 1898-1904) был связан, главным образом, с живописью символизма и импрессионизма. Ключевое значение для собрания в те годы имели Картины Клода Моне и Эдгара Дега. В 1904 году Щукин переключается на мастеров следующего периода – Сезанна, Гогена и Ван Гога. За четыре года сложился исключительный по художественному уровню подбор полотен трех отцов авангарда. Главенствующее место в этой триаде принадлежало Гогену.
Следующая поворотная точка -1908 год, когда Щукин открыл для себя искусство Матисса. Великого мастера и великого коллекционера с годами связала подлинная дружба, Щукин стал главным патроном и заказчиком Матисса. «Красная комната», «Танец», «Музыка», «Семейный портрет» и многие другие полотна создавались для особняка коллекционера в Большом Знаменском переулке в Москве.
В 1908 году Щукин знакомится с Пабло Пикассо, но долгое время непривычная живопись этого революционера в искусстве остается ему
чуждой. Спустя год он покупает первую картину Пикассо, «Даму с веером». Пройдет пара лет и творчество Пикассо станет столь же значительным, как и искусство Матисса. Количественно перевес оказывался на стороне Пикассо: 50 против 41. Но все картины Пикассо сосредоточились в одной небольшой комнате щукинского особняка, тогда, как Матисс «царил» почти во всем дворце. Диалог «великих» мастеров во многом определил развитие искусства XX века, впервые он был так четко сформулирован в щукинской галерее.
Коллекция не только констатировала прошлое, но и провоцировала, стимулировала живопись будущего, особенно, русскую. Молодые художники Лентулов, Гончарова, Малевич, Петров - Водкин и многие другие формировались, во многом, благодаря щукинской галерее.
В 1908г. Щукин сделал свое собрание открытым для публики. К началу Первой мировой войны собрание включало 255 предметов, его отличал не только всеобъемлющий характер, но и первоклассный отбор произведений.
Благодаря дореволюционным фотографиям залов щукинского особняка мы довольно точно можем судить о развеске полотен и убранстве комнат (в отличие от ситуации с домом И.А.Морозова). Конечно, не все картины видны на фото, тем не менее этот изобразительный материал позволяет реконструировать экспозицию галереи Сергея Ивановича Щукина и дает возможность современному зрителю оценить мощность воздействия уникального художественного ансамбля, собранного коллекционером.
В конце экспозиции -слайд-шоу, где наряду с уже знакомыми фотографиями залов особняка на Знаменке демонстрируются кадры из семейного архива: фотопортреты родителей коллекционера, его братьев, общее фото с детьми, Щукин с семьей в Венеции, они с женой на слонах путешествуют по Индии, запечатлены на верблюдах на фоне пирамид.
На меня все произвело огромное впечатление - прекрасно организованное выставочное пространство, идея с реконструкцией замечательная. Коллекция Щукина - слов нет. За этим за всем стоят судьбы людские и их переплетение. На выставке не пыталась отсепарировать картины любимых и не очень художников. Да и надо ли это? Зачем нарушать состояние праздника... Эмоции зашкаливали. У меня случился чУдный вечер, в который я была не одна - среди картин известных художников.
Спасибо всем, кто заглядывал и комментировал. Таким количеством шедевров утомить можно, извиняюсь, может и зря рассказом мучала, но так хотелось еще раз все переосмыслить.
Отредактировано Неслучайные гости (2023-03-02 21:50:14)
Поделиться3162023-03-03 08:02:41
Неслучайные гости
в Матиссе меня радуют только цвет
Поделиться3172023-03-03 12:10:52
в Матиссе меня радуют только цвет
И меня тоже.
Галя, я люблю Клода Моне, Ван Гога и Ренуара. Все. А выставка -это был для меня какой-то мощный, по воздействию, фейерверк! Я очень рада удаче кураторов (видимо, не только них), а еще - во многом, за реакцию людей. (Но я не забываю, что было посещение Особняка Кельха в эту короткую поездку), видимо, ощущения все усилились от множества факторов.
Отредактировано Неслучайные гости (2023-03-03 23:12:57)
Поделиться3182023-03-03 12:18:18
И последнее по этой июльской поездке. Вечером был сапсан, ну, а днем гуляла по городу-впервые бесцельно, но увидела на Фурштадской,8 вывеску"Музей живой бумаги". Это же папье - маше, надо зайти.
Зашла, встретили две дамы, дали билетик (350 руб.) и ушли творить дальше. А я бродила по двум большим залам -чего там только не было. Идти туда НЕ НАДО, но кое-что, совсем немного, покажу.
Отредактировано Неслучайные гости (2023-03-03 23:13:48)
Поделиться3192023-03-03 12:20:29
Неслучайные гости
Идти туда НЕ НАДО
почему?