Из произведений Пабло Пикассо коллекционер предпочитал приобретать работы «голубого периода», а также картины нового художественного направления — кубизма
Начав с покупки кубистических вещей Пабло Пикассо, Сергей Щукин счел для себя важным приобрести ранние работы художника, чтобы показать эволюцию и становление мастера во всей полноте. Одной из таких картин стала «Любительница абсента» — полотно, написанное испанским художником осенью 1901 года во время второго его приезда в Париж. В собрании Щукина картина числилась как «Пьяница», что, конечно, искажало замысел автора. Тема человека в кафе не была нова во французском искусстве второй половины XIX века. Она встречается у Дега, у Стейнлена и у высоко ценимого Пикассо Тулуз-Лотрека. Но в картине молодого испанца эта тема звучит с неведомым для его предшественников драматизмом.
В архиве французского галериста Канвейлера полотно называлось «Женщина с бокалом абсента» («La femme au verre d`abssinthe» – фр.) Он приобрел его у мастера в 1909 году.
Московский купец и коллекционер Сергей Иванович Щукин, выкупив шедевр у Канвейлера, дал ей название «Пьяница». Смена названия была связана с начавшимся в 1905 году запретом абсента в Европе.
«Перед картинами Пикассо я думал, что с миром происходит что-то неладное, чувствовал скорбь и печаль гибели старой красоты», — пишет в 1914 году философ Николай Бердяев, вспоминая чувство «жуткого ужаса», охватившего его в комнате Пикассо.
Вот как воспринималось творчество Пикассо. По-разному, в разные времена.